Историческому повышению налогов в Украине быть.
Президент Украины Владимир Зеленский подписал соответствующий закон.
Его опубликуют 30 ноября, а 1 декабря он вступит в силу.
Ключевые положения закона.
Военный сбор для всех кроме военнослужащих повышается с 1,5% до 5%.
Физлица-предприниматели I, II и IV группы будут платить 10% от размера минимальной заработной платы.
Для ФЛП III группы налог составит 1% от дохода.
Также вводится 50% налога на прибыль для банков и 25% налога на прибыль для финансовых компаний, кроме страховых.
Документ предусматривает также введение авансовых взносов по налогу на прибыль для АЗС и обменных пунктов.
В то же время к доходам от «национального кэшбека» не будет применяться НДФЛ в 2024—2025 годах.
Как будет работать.
По словам главы налогового комитета Верховной Рады Данила Гетьманцева, военный сбор по новой ставке должен быть удержан только за 2 дня ноября.
Что касается физлиц предпринимателей, то в парламенте обещают внести правку, согласно которой обязательства по новым ставкам для них будут действовать с 1 января 2025 года.
Последствия.
По прогнозам властей от увеличения налогов бюджет в следующем году должен получить 130−140 миллиардов гривен.
По оценкам Института государственной эффективности, общая налоговая нагрузка на бизнес в Украине увеличится на 1.5%-2%.
Сейчас общая налоговая нагрузка на бизнес в Украине составляет 19,5% по данным международной аналитической платформы Wisevoter.
И это вполне соответствует реалиям страны с развивающейся экономикой, то есть emerging market.
После вступления законопроекта в силу налоговая нагрузка увеличится до уровня 21%-21.5%, по прогнозам экспертов.
Это уже значительно больше, чем в соседней Румынии (14.6%), которая еще и как член Европейского союза пользуется грантовыми программами и инвестиционными инструментами для привлечения денег в страну.
Не говоря уже об Ирландии (22.6%), которую с 2004 года сделали европейской оффшорной зоной для привлечения инвесторов.
“В Украине будет все меньше преимуществ привлекать как внешних, так и наших внутренних инвесторов.
А это еще больше будет тормозить экономику, создание рабочих мест.
А значит, наполнение бюджета и благосостояние украинцев.
И производители-экспортеры для себя уже начнут размышлять, стоит ли продолжать вести бизнес в Украине, если налоговые условия становятся паритетными (а то и значительно строже) по сравнению со странами Восточной Европы и Балтики.
В этих странах до сих пор есть значительное количество безвозвратных грантов и субсидий от ЕС, доступ к дешевым деньгам и относительно безопасная экономическая среда”, - отмечает экономист Александр Бондаренко.
Предствителей Европейской бизнес-ассоциации беспокоит, что изменения в налоговом законодательстве ввели, прежде чем провести обещанные реформы в фискальных органах и снизить уровень коррупции в них.
Еще в феврале 2018 TADAT (the Tax Administration Diagnostic Assessment Tool), специалисты МВФ и Всемирного банка разработали Концепцию реформы Государственной фискальной службы Украины и План действий по реформе налоговой и таможни, которые до сих пор не реализованы.
«Третий год войны — налоговой и таможенной службой руководят должностные лица в статусе исполняющих обязанности, проведение открытых конкурсов приостановлено, публичные реестры закрыты, информация о деятельности фискальных служб максимально ограничена в публичной плоскости.
Внутренняя безопасность таможенной службы организует сбор взяток, руководителей территориальных управлений налоговой службы арестовывают за вымогательство средств с бизнеса за выдачу лицензий и разблокирование налоговых накладных.
Зато все послабления для бизнеса по штрафам и проверкам отменены, и предлагается еще большее давление по налогообложению.
Так не должно быть», — отмечает эксперт EBA Мирослав Лаба.
По его словам, потенциальные годовые потери госбюджета от теневой экономики составляют около 400 млрд грн, из которых потери от: контрабанды — 120−150 млрд грн, контрафакта и нелегальной торговли — 46−51 млрд грн, зарплат в конвертах — 70−110 млрд грн.
В ЕБА убеждены, что увеличение налогов может привести к обратному от ожиданий чиновников эффекту, а именно — к свертыванию бизнеса и уменьшению поступлений в бюджет.
Первый заместитель главы Нацбанка Екатерина Рожкова заявила, что НБУ не поддерживает инициативу по повышению налога на прибыль банков до 50%.
Она считает, что введение такого налога может привести к проблемам с капиталом двух государственных банков, что повлечет миллиардные расходы бюджетных средств на их докапитализацию.