Промышленная политика — ключ к победе и успешному членству в ЕС
Пять лет назад, еще до полномасштабного вторжения, я писал о важности развития промышленной политики для экономического роста и обеспечения устойчивости Украины в условиях глобальных вызовов.
Тогда в структуре экспорта доля сырья достигала 70%, а доля перерабатывающей промышленности в ВВП стремительно падала. Было очевидно, что отсутствие четкой стратегии индустриализации приведет к значительному сокращению численности населения, снижению экономического потенциала и росту разрыва между Украиной и высокоразвитыми странами.
Конечно, наибольшие потери мы понесли в результате полномасштабного вторжения.
Впрочем, я убежден, что именно отсутствие промышленной политики в те периоды и является причинно-следственным результатом отсутствия сильной экономики и мощного ОПК. Ведь для производства вооружений, будь то баллистическая ракета, ЗРК или обычный снаряд, необходимо привлечь десятки смежных производителей продукции военного, двойного и гражданского назначения.
И если бы у нас были развитая промышленность и наличие на вооружении сотен или даже тысяч «Нептунов», «Соколов», «Сапсанов», «Точек», не говорю уже о «Сатане», то 24.02.22 для всех нас было бы обычным днем, о котором бы сегодня вряд ли кто-то вспоминал.
Сейчас, пять лет спустя, мы имеем возможность посмотреть на эти прогнозы сквозь призму тяжелых реалий, с которыми страна сталкивается сегодня во время войны. И хотя многие предположения оказались трагически точными, не все потеряно. Более того, сегодня мы должны начать рассматривать не только потери, но и шансы, которые открываются перед Украиной на пути к экономическому восстановлению и обретению членства в ЕС.
Где мы находимся сегодня?
Последствия войны, безусловно, ужасны для экономики, но к ним добавляется еще один фактор, который подрывает национальную безопасность и стабильность, — отсутствие сильного оборонно-промышленного комплекса, на который можно было бы полагаться. Речь идет не только о военных производствах, но и о ряде связанных отраслей, обеспечивающих технологии двойного использования. Промышленность может не только производить вооружение, но и поддерживать развитие гражданских и военных технологий, имеющих важное значение для безопасности страны.
Состояние перерабатывающей промышленности Украины в 2023 году оставалось катастрофическим. За последние десятилетия доля перерабатывающей промышленности в ВВП страны сократилась с 18,5% в 2007 году до 9,1% в 2023-м. Это значительно ниже даже среднего мирового уровня (16,7%) и уровня наших ближайших соседей: Польши — 17,3%, Словакии — 22, Румынии — 21%. В частности, машиностроение пережило наибольший спад, производство в этой отрасли сейчас — это всего четверть от объемов 2007 года.
Ради выживания необходимо срочно реформировать экономику и восстановить базовые промышленные возможности, чтобы уменьшить зависимость от импорта и иметь возможность производить собственную продукцию. Речь идет не только о потребностях обороны, но и о перспективах переработки как сырья в сфере сельского хозяйства, так и критичных материалов, об обеспечении потребностей государства, предприятий и населения в гражданской продукции.
Положительные изменения и инструменты промышленной политики
Первые положительные шаги делаются. Ярким свидетельством этого является появление политики «Зроблено в Україні». Приятно, что не только на бумаге, но и в виде работающих инструментов, таких как:
— локализация в публичных закупках;
— финансовые и налоговые стимулы для индустриальных парков и специальных инвестиционных договоров;
— льготные кредиты;
— программы частичной компенсация стоимости сельхозтехники и другой промышленной продукции украинского производства;
— страхование инвестиций от военных рисков и поддержка несырьевого экспорта.
Это только несколько шагов на пути к восстановлению промышленного потенциала. Но инструменты, которые уже реализуются, дают основания для осторожного оптимизма. Принципиально важно отметить, что бюджетом на следующий год предусмотрено соответствующее финансирование этих программ — это ключевой показатель положительной динамики развития промышленности.
Следующий шаг — успешная реализация этих инициатив, которая бы позволила расширять и масштабировать эти программы.
Взгляд в будущее: стратегии восстановления и экономического роста
Исследования показывают, что для восстановления промышленного потенциала Украины и приближения его к европейскому уровню необходимо создать около 570 новых современных производств в разных отраслях. Это касается не только машиностроения, но и зеленой металлургии, пищевой промышленности, деревообработки, а также производства строительных материалов для переработки имеющегося сырья, замещения импорта для обеспечения потребностей государства. Ориентировочная потребность в инвестициях для таких проектов составляет около 90 млрд долл. США.
Результаты текущих исследований Института информатизации и моделирования экономики и CMD-Ukraine указывают, что строительство в Украине этих 570 заводов отвечает концептуальным принципам стратегической автономии ЕС и в долгосрочной перспективе обеспечит:
— для Украины: рост ВВП на 107%, перерабатывающей промышленности — на 168, экспорта — на 194%;
— для ЕС: рост ВВП на 8% (увеличение ежегодного темпа роста до 0,8% вместо 0,1–0,2%!), сокращение импорта из стран — геополитических конкурентов на Глобальном Юге — с 24 до 19%.
Таким образом, строительство заводов в Украине для переработки имеющегося украинского сырья (агропродукции и частично критических материалов), замещения импорта в Украине и ЕС, прежде всего из РФ и РБ, должно стать ключевым драйвером экономического развития Украины и ЕС.
Кроме этого, Евросоюз за счет развития промышленности в Украине достигнет дополнительно следующих целей.
- Продовольственная безопасность — наши аграрии не представляют угрозы европейским компаниям. Они:
а) конкурируют со странами Глобального Юга;
б) способствуют ценовой стабилизации в кризисные годы в ЕС;
в) сокращают цепочки поставок;
г) обеспечивают устойчивость на мировом рынке продовольствия.
- Сокращение транспортного плеча цепочек поставок (и выбросов СО2 от международных перевозок), благодаря превращению Украины в базу для nearshoring и friendshoring с целью достичь открытой стратегической автономии.
- Сокращение разрыва в показателях ВНД на душу населения между ЕС и Украиной с нынешних 7,1 раза до 3,2 раза, что будет способствовать уменьшению расходов бюджета ЕС на «политику сплоченности» в отношении Украины после ее вступления в сообщество.
Это позволит Украине не только стабилизировать экономику, но и стать равной с другими европейскими странами по показателям развития промышленности.
Неотложные шаги: стратегическая автономия и совместные проекты с ЕС
Стратегическая автономия ЕС без Украины фактически невозможна. Чтобы достичь взаимовыгодных результатов, уже сейчас необходимо фиксировать стратегические ориентиры развития промышленности Украины на уровне государственной стратегии или отдельного закона, а также готовить проекты и коммерческие предложения по началу совместных проектов на уровне стран — членов ЕС и соответствующих частных структур, которые обеспечат возможности для совместного производства продукции. Среди направлений взаимодействия наиболее актуальными считаю следующие.
- Совместные проекты в авиакосмической отрасли: сбор и обработка данных, совместное производство спутников, вывод спутников на орбиту, системы навигации.
- ОПК: совместное производство баллистических ракет и дронов в Украине для потребностей Украины и стран ЕС.
- Критические материалы: совместная добыча и максимальная обработка и переработка в Украине. Это взаимовыгодно. Во-первых, перерабатывать сырье экономически выгоднее там, где его добывают, и в Украине это дешевле. Во-вторых, для добычи и переработки материалов понадобится европейское оборудование, это будет стимулировать увеличение в ЕС выпуска и экспорта высокотехнологического оборудования для Украины.
Если ориентироваться на долгосрочные цели, в частности, совместное производство продукции на основе новых технологий, сырьевых и технологических возможностей, а также потребностей рынка, то этот путь может стать основой для роста и повышения жизненного уровня граждан как Украины, так и ЕС.
Мы находимся на важном этапе истории, когда можно не только восстановить разрушенную экономику, но и построить новую, с технологической и промышленной основой, способную обеспечить стабильное развитие страны и национальную безопасность.
В связи с этим возникает необходимость определить на национальном уровне стратегические ориентиры развития перерабатывающей промышленности Украины, обосновать алгоритмы реализации целей промышленной политики в условиях войны и обретения членства в ЕС.
Отсутствие промышленной политики приведет к катастрофическим последствиям для экономики и населения. Мы должны это изменить. Важно не потерять возможность для восстановления промышленности, технологической модернизации страны и обеспечения взаимовыгодного членства Украины в ЕС. Шаги, сделанные сегодня, могут определить наше будущее через десятилетия.