Не успели мы посмотреть политически-религиозный детектив о кризисе веры « Конклав », как нас снова приглашают испытать на прочность свою веру – теперь в психологическом триллере-головоломке с обманчиво-любезным, а на самом деле устрашающим Хью Грантом в роли маньяка. От студии А24, известной действительно страшными и небанальными триллерами.
Трое в доме, кроме…
Сюжет выглядит удивительно простеньким. Две молоденькие миссионерки из мормонов – одна немного опытнее, вторая совсем неофитка – ведут свою проповедническую деятельность среди жителей маленького городка. Обходя адреса тех, кто хотел бы услышать слово Божие, они попадают под сильный ливень. Поэтому с радостью воспользовались предложением приятного пожилого господина - мистера Рида - выпить чаю с пирогом, а сам господин охотно послушал бы о религии.
Такая завязка характерна для многих триллеров. Молоденькие девушки в лапах коварного маньяка – благодатная тема для экранизации. И создатели фильма нас не обманывают.
Совсем скоро проповедницы сталкиваются с тем, что внимательный владелец знает ответы на все их религиозные вопросы. Более того, начинает сам задавать каверзные вопросы, рассчитанные на то, чтобы посеять смятение и поколебать веру юных миссионерок. Но когда смущенные девушки хотят покинуть дом, то понимают – они оказались в ловушке и вместо того, чтобы самим рассказывать о слове Божием, выслушивают длиннющий спитч о том, что религия – это на самом деле маркетинг, что идею истинного Бога воруют друг у друга разные конфессии. Но вот ему, мистеру Риду, открылось, что истинный Бог есть. И если девушки хотят узнать истину, то…
А вообще, говорит мистер Рид, он девушек силой не держит. Они свободны уходить, когда угодно и куда угодно. Только одно условие: нужно выбрать правильную дверь – на одной написано «Вена», на других «Неверие».
Казалось бы, ничего нового, и мы готовимся к тому, что миссионерки будут бороться с хитроумным злодеем, пытаясь выбраться из его многочисленных ловушек, а он будет играть с ними, как котик с мышками. Что-то вроде фильмов «Пила». Да и сам мистер Рид очень напоминает Конструктора их этой франшизы – ставить людей перед выбором, который покажет их истинную сущность и желание, а сам он имеет моральное оправдание своей жестокости. К тому же все события происходят в камерном замкнутом пространстве – либо душном и тесном от излишка религиозной символики кабинете, полным также странных предметов, либо в жутких подсобных помещениях, снятых в лучших традициях фильмов ужасов. Операторская работа здесь на высоте – за камерой легендарный оператор Чунг Хунчун, снимавший «Олдбоя», «Оно» и «Вонку», так, как никто другой, может передать и домашне-сказочный уют, и клаустрофобное ощущение замкнутого пространства, нагнав ужаса только самой картинкой.
Но неожиданно сюжет делает резкий кульбит – и все летит кувырком, совсем не по привычным сценариям. Фильм уже не типичная битва за выживание, перед нами битва за понимание веры, за обладание властью и тем, кто будет играть Бога. И девушки оказываются не такими простушками, как нам показывают в начале.
Именно эти неожиданные повороты (а их несколько), переходы от животного ужаса к иронии и ирреальному плюс невероятная игра актеров и привели к тому, что рейтинги «Еретика» достаточно высоки (91% свежести на Rotten Tomatoes, 7,2 IMBd и 71% одобрительных рецензий на Metacritic). И больше всего понравится тем, кто любит интеллектуальные хорроры, а не скримеры или слешеры (впрочем, элементы и последних двух здесь тоже будут).
Проповедницы выглядят неопытными против мистера Рида с его богословским образованием. Но это не мешает ему противостоять. Кадр из фильма
Оборотни с милой внешностью
А вот кто действительно получает 100% удовольствия от фильма, так это Хью Грант. Роль маньяка, издевающегося над несчастными девушками, ему так по вкусу, что он даже светится в картине.
Да и вообще Хью Грант – как вино, с возрастом становится все интереснее. В молодости - романтические роли хорошеньких парней и сердцеедов, когда более нахальных (как вот у «Бриджит Джонс»), а иногда и довольно скромных и милых (как у «Чувство и чувствительность» или «Реальная любовь»). С годами актер перешел к более характерным ролям – это могли быть и смешные, бестолковые, возможно и опасные, но при этом нестрашные персонажи или вообще какие-то фрики («Джентльмены», «Подземелья и драконы», «Облачный атлас», «Вонка») ).
Обычно актеры утверждают, что играть негодяев гораздо интереснее, чем банальных миляг. И Хью Грант не исключение. И, когда представилась возможность сыграть настоящего монстра, 64-летний актер продемонстрировал во всей красе и темную сторону своей натуры. Настолько темную, что критики (то ли из испуга, то ли в восторге) называют роль религиозного маньяка лучшей в карьере Гранта.
Сначала это маска добродушного и заботливого, такого домашнего и уютного господина, которая, благодаря игре актера, кое-где сползает, приоткрывая и намекая, что не столь прост и любезен хозяин дома. Дальше это уже настоящий библейский змей-искуситель, который вместо яблока предлагает тебе что-то более величественное и сладкое, но сначала надо отказаться от старой веры. А потом – когда прятаться уже нет смысла – типичный психопат. И во всех этих ипостасях герой Хью Гранта остается вежливым и воспитанным джентльменом, что лишь подчеркивает его зловещесть.
Интересно, что актрисы Софи Тэтчер и Хлоя Ист, сыгравшие мормонских миссионерок, в свое время тоже столкнулись с этим религиозным направлением, а значит, знают его хорошо. И благодаря им проповедницы в фильме вышли не поверхностными и наивными верующими, а умеющими думать и имеющими внутреннюю глубину. Неожиданно приятно видеть столь продуманную игру от совсем молодых актрис.
Какую бы дверь ты ни выбрал – «Веру» или «Неверие» - не факт, что ты сделал правильный выбор. Кадр из фильма
Головоломка с послевкусием
Хотя к фильму есть много претензий. В частности, странно выглядит довольно сумбурная богословская мешанина – здесь и не очень короткий курс о монотеистических религиях, и зачем-то аналогии с игрой «Монополия» и песнями, которые воровали друг у друга разные авторы. Времени это занимает довольно много. Возможно, авторы «Еретика» просто хотели показать, что не нужно слепо доверять религиозным проповедникам, возможно, заставить сомневаться зрителей, идут ли они по правильному пути, а заодно и разобраться, есть ли смысл во фразе «никогда не сдавайся».
Но в то же время «Еретик» держит в напряжении почти весь фильм, задает неудобные экзистенциальные вопросы, не давая при этом однозначных ответов. И вплоть до конца заставляет зрителя постоянно задаваться вопросами: где истина? Следует ли слепо доверять божественному провидению? Не лучше ли довериться своему сердцу и интуиции? И существует ли на самом деле то, что ты видишь своими глазами? А может, весь этот мир – только сон бабочки, которой приснилось, что она - это вы?
Страна: США, Канада
Режиссеры и авторы сценария: Скотт Бек, Брайан Вудс
В главных ролях: Хью Грант, Софи Тэтчер («Шершни», « МаХХХин »), Хлоя Ист («Фабельманы»).
Продолжительность: 01:51