На фоне подозрения диверсий НАТО активно пытается защитить Балтийское море — Reuters
18 ноября, через несколько часов после того, как два кабеля связи были повреждены в Балтийском море, 30 кораблей НАТО и четыре тысячи военнослужащих вышли в те же воды для участия в одних из крупнейших военно-морских учений в Северной Европе, пишет Reuters.
12-дневные учения Freezing Winds были частью попыток усилить защиту инфраструктуры в водах, через которые проходит 15% мирового судоходства и которые становятся все более уязвимыми к диверсиям.
Балтийское море "граничит" с восемью странами НАТО и Россией. С 2022 года, когда РФ начала полномасштабную войну против Украины, произошло по меньшей мере три инцидента возможных диверсий против более 40 телекоммуникационных кабелей и критически важных газопроводов, проходящих через Балтийское море.
"НАТО усиливает патрулирование... Члены НАТО инвестируют в инновационные технологии, которые могут помочь лучше защитить эти объекты", - сказал представитель Объединенного морского командования ОВС НАТО Арло Абрахамсон.
Однако легкость, с которой корабельный якорь может перерезать кабель, в сочетании с часто опасными морскими условиями, делает реальное предотвращение таких атак почти невозможным.
Потратив годы на обезвреживание мин времен Второй мировой войны на дне Балтийского моря, НАТО пытается перепрофилировать свой минно-поисковый флот, состоящий из шести кораблей, на мониторинг подозрительной подводной активности с помощью установленных гидролокаторов, сканирующих морское дно, дронов и водолазов-специалистов.
Но эти возможности все еще ограничены.
Источники Reuters в органах безопасности сообщают, что китайский сухогруз Yi Peng 3, вышедший из российского порта Усть-Луга 15 ноября, "ответственен" за разрыв двух подводных кабелей в экономических водах Швеции между 17 и 18 ноября.
По состоянию на понедельник, 2 декабря, судно стояло в экономических водах Дании под наблюдением кораблей стран НАТО после того, как Швеция призвала его вернуться для проведения расследования. Некоторые политики заявили о диверсии, но ни одна инстанция не предоставила доказательств того, что действия судна были умышленными.
Китай сказал, что готов помочь в расследовании, в то время как его союзник Россия отрицает свою причастность к любым инцидентам с инфраструктурой в Балтийском море.
Этот случай похож на инцидент прошлого года, когда китайское судно NewNew Polar Bear повредило газопровод. Китай давал подобные обещания помочь, но прошел год, а финские и эстонские следователи все еще не предоставили выводов.
Повреждение кабелей – не что-то новое. По данным экспертов, ежегодно в мире повреждается около 150 кабелей. Телекоммуникационные кабели, линии электропередачи и газопроводы в мелководном Балтийском море особенно уязвимы из-за очень интенсивного движения судов, объясняла американская исследовательская компания TeleGeography.
Если будет доказано, что любой из недавних инцидентов является диверсией со стороны другой страны, это означает возвращение к такому типу войны, которой не было десятилетиями.
Генерал-лейтенант Ганс-Вернер Вирманн, до марта возглавлявший группу по координации подводной инфраструктуры в штаб-квартире НАТО, сказал, что ни один трубопровод или кабель не может охраняться постоянно.
"Правильным ответом на такие гибридные атаки является устойчивость", - пояснил он, добавив, что компании уже прокладывают кабели, чтобы добавить "запасные маршруты", которые позволят критически важным элементам инфраструктуры продолжать работать, если один кабель будет перерезан.
Для противодействия потенциальной угрозе Альянс открыл в Лондоне Морской центр безопасности критической подводной инфраструктуры (CUI), нацеленный нанести на карту всю критическую инфраструктуру в контролируемых НАТО водах и выявить слабые места. На балтийском побережье Германии в октябре открылся многонациональный военно-морской штаб, призванный защищать интересы НАТО в море.
Центр морских исследований и экспериментов Альянса в Италии запускает программное обеспечение, объединяющее частные и военные данные, а также информацию из радаров, спутников, системы автоматической идентификации судов (AIS) и технологий с распределенным акустическим зондированием (DAS), которое используют частные телекоммуникационные компании для локализации обрывов своих кабелей.
На фоне усиления актуальности защиты инфраструктуры в Балтийском море премьер-министр Польши Дональд Туск предлагал идею программы морского патрулирования, похожей на миссии воздушного мониторинга, которую осуществляют члены НАТО.