Несколько «денежных» направлений с высокими коррупционными рисками в Минобороны курирует близкий друг Умерова
В Министерстве обороны закупочная функция сдвоена и рассеяна, при этом там сохраняется не слишком прозрачная схема разработок. В то же время несколько сверхсложных «денежных» и рисковых направлений курирует близкий друг министра Рустема Умерова, пишут в статье «Министерство саботажа» Умерова» украинская общественная активистка и исполнительный директор киевского Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк, Алена Гетьманчук из центра проекта Victory Drones (БФ Dignitas) Мария Берлинская.
«Самый скандальный департамент Минобороны – Департамент военно-технической политики (ДВТП) до сих пор функционирует. ДВТП продолжает заниматься обслуживанием всех вооруженных соглашений, подписанных к созданию Агентства оборонных закупок, а также сохраняет монополию на закупки оборонных инноваций из-за устаревшей советской процедуры «опытно-конструкторских работ». Суммарно цена этих контрактов – более 410 млрд грн на начало 2024 года», – пишут авторы.
По словам экспертов, в руководящем составе департамента до сих пор находится Тоомас Накхур, подозреваемый в хищении 1,5 млрд грн на закупках минометных выстрелов. Большинство работников, обслуживавших скандальные контракты, тоже никуда не делись со своих мест. При этом ДВТП не проверяла ни Счетная палата, ни Главная инспекция самого Минобороны.
«Сегодня ДВТП фактически дублирует по функционалу созданный Департамент политик закупок (ДПЗ). Оба департамента задействованы в приоритете перечня оружия, которое нужно закупить по запросу Генштаба. Какими мотивами руководствуются оба департамента и другие причастные к «приоритету», остается тайной», – говорится в статье.
Куратором всего этого является замминистра Дмитрий Клименков. Авторы отмечают, что он «столь незаменим или безотказен», что в дополнение к оборонным закупкам с суммарным бюджетом более 800 млрд грн Умеров отдал ему еще несколько новых «денежных» направлений с высокими коррупционными рисками.
«Речь идет об управлении Минобороны: капитальных вложений (строительство жилья для военных), земель обороны и фондов Минобороны (полигоны, частично строительство фортификаций и т.п.), а также корпоративного менеджмента (около 100 государственных предприятий, подчиненных МОУ, среди самых известных — «Мотор Сич» и «Укрнефть»). Таким образом, четыре сверхсложных «денежных» и рисковых направления у Умерова курирует только один заместитель, и он — близкий друг и экс-бизнес-партнер министра», – подытожили автора.
По мнению экспертов, как бы ни выглядел каждый из президентских планов победы, сегодня в команде Владимира Зеленского нет сильного министра обороны, который был бы способен их реализовать. Авторы отметили, что без сильной военной дипломатии Минобороны западного оружия нам не увидеть, а локальное производство не выживет без международных инвестиций, контролируемого экспорта и доступа к западным оборонным технологиям. И по их мнению, ни одной из этих проблем министр обороны не решил.