За несколько часов до побега в Москву 7 декабря Асад участвовал во встрече с примерно 30 командирами армии и служб безопасности в министерстве обороны.
Он заверил присутствующих, что российская военная помощь уже в пути, и призвал сухопутные войска держаться, а сам уже на самом деле спланировал побег.
Обман с военной помощью.
Сирийский президент посетил Москву 28 ноября, но его призывы к военному вмешательству “не нашли отклика в Кремле”, говорят три региональных дипломата.
Лидер сирийской оппозиции за рубежом Хади аль-Бахра говорит, что Асад не донес это до своих соратников.
“Он сказал своим командирам и соратникам после поездки в Москву, что военная поддержка будет оказана”, — утверждает аль-Бахра.
Завтра посмотрим.
О планах Асада не знали даже родственники.
Он не сообщил, что собирается сбежать, своему младшему брату Махеру Асаду, командующему элитной 4-й бронетанковой дивизией армии.
Двоюродные братья Асада Эхаб и Эйад также были в Дамаске, когда туда вошли боевики, и пытались бежать на машине в Ливан, но, по неподтвержденной информации, попали в засаду с перестрелкой, где один из них был убит.
Последний премьер-министр правительства Асада Мохаммед Джалали рассказал телеканалу Al Arabiya, что разговаривал с президентом по телефону в субботу в 22:30 и описывал сложную ситуацию, а также панику и хаос на улицах городов.
“Он ответил: “Завтра посмотрим.
Завтра, завтра“ — это было последнее, что он мне сказал”, — говорит Джалали.
Бегство в Москву.
Изначально Асад, по словам трех собеседников агентства, хотел укрыться в ОАЭ, но власти страны опасались международной реакции и отказали ему.
Те договорились с группировкой Хайят Тахрир аш-Шам, которая возглавила оппозиционные Асаду силы.
Москва также координировала действия с соседними странами, чтобы гарантировать, что российский самолет, покидающий воздушное пространство Сирии с Асадом на борту, не будет перехвачен или атакован.
В итоге Асад из Дамаска добрался до российской авиабазы Хмеймим в провинции Латакия, а оттуда в Москву.
Видео, снятые боевиками, которые проникли во дворец, служивший главной резиденцией семьи Асадов, свидетельствуют, что он покидал свой дом в спешке.
Связаться с самим Асадом, получившим убежище в Москве, журналистам не удалось.