MY.UAНовости
Когда упадут киевские мосты, или Игры «патриотов»
Когда упадут киевские мосты, или Игры «патриотов»

Когда упадут киевские мосты, или Игры «патриотов»

Когда упадут киевские мосты, или Игры «патриотов»

Цитата: «Может обвалиться мост Киевского метрополитена, соединяющий правобережную часть города с Гидропарком, Русановкой и другими районами Левого берега. По результатам проверок Государственного дорожного научно-исследовательского института, это произойдет, если ремонт моста не начнется в ближайшее время».

Ну, это не новость, скажет даже ленивый, но изюминка в том, что эту цитату я недавно нашел в архивах под заголовком «Столичный мост Метро может обрушиться 10:05 / 24 марта 2009»… Итак, прошло 15 лет, а мост до сих пор стоит. Правда, в этом году начались работы по его укреплению, но это не снимает целый ряд вопросов: насколько безопасны киевские мосты, насколько достоверную информацию подают СМИ, есть ли основания волноваться жителям и гостям столицы?

Киев — город мостов и путепроводов

Всего их в столице 176 (на балансе «Киевавтодора»). Правда, эти данные с его сайта могут быть неточными, поскольку Кабинет министров Украины может забрать у города любой инфраструктурный объект и передать кому-то другому. Так, Дарницкий автомобильно-железнодорожный мост с самого начала находится на балансе Министерства развития громад и территорий, поэтому киевские коммунальщики не имеют права даже снег на нем почистить — прокуратура тут же откроет уголовное дело за нецелевое использование средств. Кстати, этот мост до сих пор не введен официально в эксплуатацию, — никто не хочет брать на себя ответственность за проектные ошибки, допущенные при его сооружении, но его активно эксплуатируют.

Поскольку сооружение и обустройство мостов и путепроводов очень дорогое удовольствие, то желающих «попилить бюджет» куча мала, поэтому КМУ неоднократно отдавал подряды на ремонтно-строительные работы на киевских объектах сторонним компаниям и организациям. Так, заказчиком строительства левобережных съездов на упомянутом мосту был не Киев, и это плохо только в одном аспекте — городская власть не могла эффективно контролировать выполнение работ.

Однако и без этого работы у киевских дорожников по горло: на них лежит ответственность за 32 автомобильных моста, 45 пешеходных (кто бы мог подумать, что их в Киеве так много!) и 99 путепроводов. Последние обеспечивают пересечение и развязку (соединение) между разными дорогами и улицами и являются ключевым фактором в избежании автомобильных заторов. Значительную часть путепроводов построили в период «расцвета социалистического Киева» в 19601970 годах, поэтому они уже отработали свой физический срок эксплуатации или, на инженерном языке (это не выдумка мэра города Виталия Кличко), «устали».

Ситуацию усложняет еще и то, что ни один из современных мостов и путепроводов при проектировании не был рассчитан на количество машин, которые сейчас проходят по нему ежесуточно. Только для самого молодого Подольского моста (после нескольких изменений проектов!) предполагалось увеличить пропускную способность до 59 тыс. авто в сутки. Для остальных мостов закладывали количество 1015 тыс., и никто из проектировщиков прошлого века не мог предвидеть, что уже в 2008 году в Киеве будет зарегистрирован 1 млн автомобилей. Поэтому сегодня по киевским мостам проезжают по сто тысяч и больше машин, из-за чего мосты «устают» еще быстрее…

Много шума из ничего

Чтобы понимать важность мостов для любого города, приведем пример европейских столиц Восточной Европы, которые после Второй мировой жили в условиях «социалистического лагеря» (считаем только автомобильно-пешеходные): в Риге таких четыре моста через Даугаву, в Братиславе — четыре моста через Дунай, в Будапеште — семь мостов, в Варшаве — восемь, в Праге — десять мостов через Влтаву (всего через нее 17 мостов (!), но пешеходные, железнодорожные и трамвайные не считаем).

Если посчитать, какое количество населения приходится на один мост, то получится от 104 тысяч жителей в Братиславе до 240 тысяч в Будапеште. По сравнению с последним в трехмиллионном Киеве по каждому из пяти автомобильных мостов хотят проехать в 2,5 раза больше людей — 600 тысяч. Таким образом, Киеву катастрофически не хватает мостовых связей между левым и правым берегами, поэтому, несмотря на всю критику по поводу проектных просчетов (относительно съездов и заездов) нового Подольского моста, он необходим киевлянам как воздух.

Самыми старыми мостовыми переходами Киева через Днепр являются мост Патона и мост Метро, поэтому, разумеется, они наиболее проблемные. Мост Метро в те времена (в 1965 году) был экспериментальным, и этот эксперимент… не удался — в СССР построили несколько подобных мостов, и все их уже разобрали, остался только этот.

Понятно, что остановить движение метро по красной ветке невозможно, в этом случае никакие автобусы (как недавно на Теремки вдоль синей ветки) не запустишь, да они и не справятся с такими пассажиропотоками. Были попытки провести капитальный ремонт метромоста в 20092010 годах, но у «молодой команды» Леонида Черновецкого не хватило на это то ли политической воли, то ли просто «финансовых стимулов». Поэтому все ее потуги ограничились уменьшением нагрузки на мост — перестали пускать на него грузовики. Естественно, мосту это принесло лишь временное облегчение, он продолжал разрушаться от внешних осадков и внутренних коррозийных процессов (карбонизации бетона).

Не хочется перехвалить нынешнюю городскую власть, но только она взялась за метромост что называется вплотную. Пока ангажированные (известно кем) эксперты кричали на всех перекрестках о его аварийности, городские власти выделили средства, разработали проект и в этом году начали работы по усилению несущей способности моста. Если очень упрощенно, то под него подведут металлические конструкции, которые возьмут на себя нагрузку и с которых можно одновременно провести работы по укреплению бетонного тела моста.

КГГА

Стоит отметить, что до большой войны у городской власти были более решительные планы по его восстановлению. Так, 15 мая 2021 года Киеврада одобрила соглашение о кредитном финансировании с Евросоюзом: «Обновление сооружения будут выполнять за счет средств ЕБРР, который предоставляет кредит в размере 60 млн евро. Благодаря ремонту срок эксплуатации сооружения будет продлен на десятилетия». Будем надеяться, что когда-то город вернется к этому проекту.

Нельзя сказать, что власть города не обращала внимания в прошлые десятилетия и на мост Патона. Первая за 70 лет эксплуатации реконструкция произошла в 2004 году. Тогдашний мэр столицы Александр Омельченко провел совместное совещание с Национальной академией наук Украины, на которой было решено… убрать трамваи и трамвайные колеи с моста (без академиков это никак нельзя было сделать!). Понятно, что под это решение было подложено какое-то экспертное обоснование об изношенности несущих конструкций, но мосту от этого, фигурально говоря, легче не стало — только буквально. Поскольку решение высокого собрания не затрагивало собственно несущие конструкции, никто и не подумал, что их надо менять, укреплять или делать что-то подобное. Паллиатив чистой воды.

Лирическое отступление. Если бы я встретил Деда Мороза или Санта Клауса, то попросил бы их не только начать наконец реконструкцию моста Патона, но и восстановить на нем трамвай и протянуть его до Демеевской площади, с пересадками на синюю и зеленую ветки метро.

Следующий шанс мост получил в 2008 году, благодаря подготовке к Евро-2012. Был разработан проект снятия бетонного покрытия и замены его на более легкое железное. Это позволяло расширить дорожное полотно с шести до восьми полос, правда, с боковыми подпорками (консолями), что, скорее всего, изуродовало бы вид моста. К счастью или на беду, трудно сказать, но денег на экспертизу уже разработанного проекта не дали, поэтому на этом все тогда и закончилось.

Подобная история происходит с мостом Патона и сейчас. С одной стороны, он находится на балансе «Киевавтодора», а с другой — КГГА еще в январе 2023 года определила (добровольно, надо понимать) заказчиком работ и получателем бюджетных средств не его, а Государственную службу восстановления и развития инфраструктуры Киевской области. Это было сделано якобы для облегчения бюрократических процедур с Минкультом, связанных со статусом моста как памятника архитектуры, но уже два года никаких работ эта Государственная служба не ведет. Здесь вспоминается история с реконструкцией Большой кольцевой от Берестейского проспекта до Одесской площади. Пока ее части были в подчинении области, Кольцевая стояла в заторах, как только ее передали городу, началась масштабная и ритмичная реконструкция, и теперь это одна из лучших магистралей столицы.

Таким образом, невольно закрадываются подозрения, что дело не в очевидных профессиональных преимуществах «Киевавтодора» относительно Государственной службы области, а в желании кого-то «там наверху» откусить кусок бюджетного пирога. Чиновничий аппарат Государственной службы области тем временем пишет изобретательные письма на запросы СМИ: «Для возможности выполнения работ по реставрации вышеуказанного объекта необходимо разработать в полном объеме проектную документацию с учетом требований государственных строительных норм, стандартов и правил, которая должна пройти обязательную экспертизу в аккредитованной экспертной организации и получить положительный экспертный отчет. После получения экспертного заключения и соответствующего утверждения распорядительным документом возможно проведение процедуры закупки работ согласно требованиям Закона Украины «О публичных закупках» и других нормативно-правовых актов, которые регулируют публичные закупки в сфере строительства». Коротко говоря, рассказывает публике, что он должен сделать, но в действительности ничего не делает.

А тем временем инженеры «Киевавтодора» молча наблюдают, как мост продолжает разрушаться, директор Института электросварки им. Е.Патона Игорь Кривцун безнадежно стучит в закрытые двери кабинета Дениса Шмыгаля, а киевляне мучаются в заторах на ограниченных полосах многострадального моста. Но нельзя сказать, что высшее руководство государства ничего не делает. Комиссия Минвосстановления в 2023 году проверила 24 тыс. мостов по всей стране (как она только успела за месяц работы?) и в первую очередь «зафиксировала повреждения мостов Патона и Метро». (Куда только эту фиксацию теперь приложить?)

Здесь надо напомнить, что еще в феврале 2021-го «Киевавтодор» объявил конкурс на проектные работы по реконструкции моста, но Антимонопольный комитет Украины почему-то остановил его. Если бы не эта палка в колеса городской власти, то на мосту Патона, глядишь, уже работали бы восемь полос транспорта (вместо четырех нынешних), да еще и велодорожки и променадные тротуары. Вот такая, малыши, сказочка...

Когда же упадут мосты Киева?

Вероятно, это вопрос экзистенциональный. И ответ заключается в том, что произойдет раньше — упадут мосты или закончится эта война. Можно было бы спросить об этом тех организованных девочек и мальчиков, которые регулярно выходят под Киевраду с лозунгами «Все для фронту», если бы они, конечно, читали ZN.UA. Но они же газет не читают…

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Джамала раскритиковала песни для национального отбора на Евровидение-2026
Корреспондент
2025-10-14T15:45:12Z
Дженнифер Энистон рассказала, почему не рассматривала усыновление
Корреспондент
2025-10-14T15:30:22Z
Алек Болдуин попал в серьезное ДТП
Корреспондент
2025-10-14T08:39:20Z
Кэти Перри и Джастин Трюдо: инсайдеры рассказали о новом романе
Корреспондент
2025-10-14T08:15:01Z
Netflix показал трейлер четвертого сезона Бриджертонов
Корреспондент
2025-10-14T08:12:33Z
Элегантность в холодном сезоне: что такое "дофаминовая одежда"
Корреспондент
2025-10-13T15:33:34Z
Леди Гага присоединилась к сиквелу фильма Дьявол носит Prada
Корреспондент
2025-10-13T08:18:23Z
Радиодиктант национального единства 2025: дата и время, кто напишет и прочтет текст
VGorode
2025-10-12T15:45:19Z
Рассекречена новая участница шоу "Холостяк": как она выглядит
Comments UA
2025-10-12T10:42:06Z
Албания в обход санкций способствует России продавать нефть - СМИ
Корреспондент
2025-10-14T22:48:31Z
Швеция построит зернохранилища на севере страны на случай войны
Европейская правда
2025-10-14T18:12:46Z
Мировой рынок криптовалют потерял около 150 миллиардов долларов за сутки
Корреспондент
2025-10-14T14:39:41Z
Ограничение отопительного сезона: что значит и когда в домах будет тепло
Корреспондент
2025-10-14T14:27:12Z
ЕС оштрафовал люксовые бренды Gucci, Chloe и Loewe на более 157 млн евро
Европейская правда
2025-10-14T13:39:46Z
Google инвестирует $15 млрд в ИИ-центр в Индии
Корреспондент
2025-10-14T09:33:41Z
Графики отключений действуют в одной области Украины
Корреспондент
2025-10-14T08:06:22Z
Восстановление энергетики: Зеленский провел Ставку
Корреспондент
2025-10-13T16:21:48Z
АРМА возвращает ТРЦ Гулливер государству
Корреспондент
2025-10-13T16:00:12Z
Почему одни страны поддерживают Украину, а другие нет?
ГЛАВКОМ NET
2025-10-14T19:12:43Z
В Греции говорят, что "на шаг приблизились" к признанию Палестины
Европейская правда
2025-10-14T19:03:05Z
В Швеции считают борьбу с миграцией ключевой для возвращения доверия избирателей
Европейская правда
2025-10-14T18:21:07Z
В США больше не ставят для Европы "потолок" военной помощи Украине, как при Байдене
Европейская правда
2025-10-14T17:45:23Z
После дроновой атаки РФ на Польшу в НАТО изменили отношение к Украине – посол
Европейская правда
2025-10-14T17:33:55Z
Президент анонсировал новое оборонное соглашение
Корреспондент
2025-10-14T17:24:47Z
Сикорский: войну в Украине решить проще, чем конфликт на Ближнем Востоке
Европейская правда
2025-10-14T16:00:00Z
Военные Мадагаскара взяли власть в свои руки после бегства президента
Корреспондент
2025-10-14T15:57:32Z
В Конгрессе США обещают работать над тем, чтобы Трамп получил "нобелевку" в 2026 году
Европейская правда
2025-10-14T15:42:53Z
Взрыв за взрывом: Павлоград под массированной атакой
Корреспондент
2025-10-14T22:15:13Z
В Харькове раскрыли схему продажи поддельных БАДов
Корреспондент
2025-10-14T17:48:29Z
В Днепропетровской области из-за обстрела РФ погибла женщина
Корреспондент
2025-10-14T17:36:11Z
В Днепропетровской области раскрыли наркоаграриев
Корреспондент
2025-10-14T16:42:56Z
"Никто не искал": в Испании труп пенсионера пролежал в квартире 15 лет
Корреспондент
2025-10-14T15:18:09Z
В Херсоне в результате обстрела пострадал полуторамесячный младенец
Корреспондент
2025-10-14T14:21:08Z
Во Львовской области раскрыли подпольное производство алкоголя
Корреспондент
2025-10-14T11:24:27Z
На взятке задержали начальника РТЦК в Одесской области
Корреспондент
2025-10-14T10:15:29Z
В Киеве избили военнослужащего на инвалидной коляске: полиция отреагировала
Корреспондент
2025-10-14T07:15:48Z
Германия рассматривает призыв в армию по лотерейной системе - СМИ
Корреспондент
2025-10-15T01:21:35Z
В Латвии сократится финансовая поддержка украинских беженцев
Европейская правда
2025-10-14T15:42:11Z
Эстония наказала криптоинвестора за помощь российской армии
Корреспондент
2025-10-14T12:03:04Z
В Финляндии построили завод, где будут собирать двигатели для F-35
Европейская правда
2025-10-14T09:54:01Z
Активистки облили картину о Колумбе в Мадриде
Корреспондент
2025-10-14T09:39:53Z
Партизаны обнаружили проблемы ПВО россиян на Запорожском направлении
Корреспондент
2025-10-14T06:51:38Z
В России одобрили закон о резервистах
Корреспондент
2025-10-13T16:54:19Z
Пятая часть испанцев ностальгируют по диктатуре Франко
Европейская правда
2025-10-13T16:33:15Z
Метинвест вошел в число 30 лучших работодателей для ветеранов - СМИ
Корреспондент
2025-10-13T15:48:51Z
Эпидсезон стартовал: какие штаммы гриппа циркулируют и как защищаться
Корреспондент
2025-10-13T14:30:13Z
Сильная магнитная буря ударила по Земле: что будет сегодня
UAToday
2025-10-13T13:30:29Z
Почему с возрастом люди просыпаются все раньше без будильника: объяснение экспертов
UAToday
2025-10-13T12:06:03Z
Как "прокачать" иммунитет без лекарств - назван простой способ
UAToday
2025-10-13T09:03:40Z
Почему ухудшается зрение: правда и мифы
UAToday
2025-10-12T22:21:10Z
Почему люди теряют память с возрастом и как этого избежать
UAToday
2025-10-12T14:00:39Z
Как помочь себе, если голова чувствительна к переменам погоды
UAToday
2025-10-12T12:03:08Z
Психоделики могут стать прорывом в лечении воспалительных болезней
ZN UA
2025-10-12T10:24:24Z
Завтрак для поддержки памяти: ученые назвали продукты, защищающие мозг от ранней деменции
UAToday
2025-10-12T09:48:14Z
Jeep объединил Wagoneer и Grand Wagoneer в одну модель
Корреспондент
2025-10-14T18:09:28Z
СМИ сообщают о положительных изменениях в состоянии Михаэля Шумахера
Корреспондент
2025-10-14T10:39:29Z
Toyota представила новую Corolla
Корреспондент
2025-10-13T17:33:32Z
Пять автогигантов обвинили в занижении показателей выбросов
Корреспондент
2025-10-13T17:24:10Z
Украинец Бондарев в Формуле-4 среди новичков по итогам сезона третий
Корреспондент
2025-10-12T20:36:56Z
Apple может стать правообладателем трансляций гонок в США
Корреспондент
2025-10-11T15:30:01Z
В Украине выставили на продажу коллекцию винтажных мотоциклов BMW 30-х и 40-х
Фокус
2025-10-11T08:15:29Z
Повысили цены и ужесточили контроль: в Украине новые требования к техосмотру авто
Знай
2025-10-10T18:51:03Z
Стиральная машина будет работать вечно и не будет ломаться: вот что нужно сделать — советы мастеров
TSN
2025-10-10T14:09:42Z
Киев без света: в КГГА объяснили ситуацию
Корреспондент
2025-10-14T22:27:31Z
Россияне нанесли удар по Константиновке, двое раненых
Корреспондент
2025-10-14T18:36:45Z
В Одессе появится военно-гражданская администрация
Корреспондент
2025-10-14T17:45:30Z
Киев установит 500 мобильных укрытий
Корреспондент
2025-10-14T17:18:36Z
Харьков и Краматорск. На фронте растет kill-зона
Корреспондент
2025-10-14T13:03:45Z
Сотрудника КГГА отстранили из-за переплаты 11 млн за спасательные авто
Корреспондент
2025-10-14T10:30:13Z
На фронте за сутки произошло 190 боестолкновений
Корреспондент
2025-10-14T05:21:40Z
РФ захватила еще одно село на Днепропетровщине - DeepState
Корреспондент
2025-10-13T20:54:24Z
Генштаб обновил данные о ситуации на фронте
Корреспондент
2025-10-13T19:57:43Z
Гороскоп на вторник 14 октября 2025 года
UAToday
2025-10-13T15:03:09Z
Гороскоп для всех знаков зодиака на 14 октября 2025 года
Корреспондент
2025-10-13T09:09:32Z
Гороскоп по картам Таро на 12 октября 2025: гармония для Раков и новые вдохновения для Дев
TSN
2025-10-12T10:06:49Z
Ваше поведение за рулем раскрывает больше, чем вы думаете: объяснение психолога
UAToday
2025-10-12T10:06:48Z
Держит душу умершего: эзотерики назвали самую опасную вещь, которую нельзя хранить дома
TSN
2025-10-12T09:51:58Z
Как за 10 минут сварить морковь и картошку на оливье: этим трюком пользуются все повара
TSN
2025-10-12T09:51:35Z
Этот трюк знает каждая опытная хозяйка: как высушить мокрую одежду всего за час
Знай
2025-10-12T09:51:08Z
Почему наши бабушки клали лавровый лист в сахарницу: хитрость, о которой забыли современные хозяйки
Знай
2025-10-12T06:51:05Z
Сыр тянется, тесто хрустит, а душа поет: рецепт сосискок в тесте по-хачапурски на грузинский лад
Знай
2025-10-12T05:51:19Z
В Швеции нашли одно из крупнейших средневековых серебряных сокровищ
Корреспондент
2025-10-14T18:57:00Z
Instagram будет регулировать аккаунты подростков и действия чат-ботов
Корреспондент
2025-10-14T15:03:29Z
Украинцы больше не будут получать спам-звонки
Корреспондент
2025-10-14T06:57:59Z
Учёные впервые внесли диких пчёл в список исчезающих видов в ЕС
Корреспондент
2025-10-13T19:27:03Z
В Китае создали чип памяти толщиной в один атом
Корреспондент
2025-10-13T18:48:57Z
MTV прекращает вещание своих каналов в Великобритании и других странах Европы
Комсомольская правда
2025-10-12T10:00:03Z
Копал червей, а нашел 20 000 монет: житель Швеции обнаружил уникальный клад ХІІ века
Фокус
2025-10-12T09:09:34Z
Конец света близится: почему миллиардеры строят себе бункеры по всему миру
Comments UA
2025-10-12T09:00:38Z
Они ближе, чем вы думаете: эксперт назвал расстояние между шахедом и оператором
Новости Украины
2025-10-12T08:57:00Z
Бывший хозяин мирового первенства квалифицировался на ЧМ-2026
Корреспондент
2025-10-14T20:48:11Z
Украина U-21 впервые проиграла матч в рамках квалификации Евро-2027
Корреспондент
2025-10-14T18:39:14Z
Яремчук восстановился и готов к первому выходу на поле в сезоне
Корреспондент
2025-10-14T15:54:40Z
Авторитетное издание признало Виртца худшим трансфером летнего окна
Корреспондент
2025-10-14T14:15:41Z
Барселона теряет лидера перед Эль Класико
Корреспондент
2025-10-14T11:33:24Z
Шанс для Забарного: украинец может закрепиться в основе ПСЖ - СМИ
Корреспондент
2025-10-14T10:15:18Z
Беллью - об Усике: Хотелось бы, чтобы он ушел из бокса непобежденным
Корреспондент
2025-10-14T07:39:40Z
Девятая подряд: украинско-японский дуэт продолжает победный путь
Корреспондент
2025-10-14T07:18:20Z
Ярмолюк рассказал об ошибках в матче с Азербайджаном
Корреспондент
2025-10-14T06:54:35Z