Украинский театральный режиссер Тамара Трунова работает в Киевском академическом театре драмы и комедии на Левом берегу. Эта женщина принадлежит к тем деятелям искусства, которые творят тихо и продуктивно, не создавая лишней шумихи вокруг своей персоны. В интервью "Апострофу Lime" Тамара рассказала о спектакле "Ha*l*t" , фестивале "Таможня" , преимуществах и недостатках украинских театров, а также прокомментировала скандал с Клопотенко и высказалась о "потугах" Юрия Бойко в политике.
"Жилье в хлам": квартира укринской блогерши разрушена в результате ракетного удара.
- Тамара, как проходят Ваши будни? Я знаю, что на днях Вы работали над интересным проектом…
- Как всегда работаю в родном театре на Левом берегу – занимаюсь текущими делами и планирую следующую постановку – спектакль по методу коллективного созидания. Также разрабатываю проект, который буду в скором времени воплощать в Национальном театре оперетты - опера Карла Орфа "Луна".
- На этой неделе спектакль "Ha*l*t" занял первое место в рейтинге Укринформа "Театральный инфобум 2024". Как считаете, чем объясняется успех Вашего творения? Почему спектакль так любят украинцы? Возможно, потому, что его смыслы, театральный язык понятны людям, которые знают, что такое боль, война, потерянное время…
– Для меня и команды это очень важный проект, мы создавали его за пределами Украины для зарубежных зрителей. Спектакль открывал фестиваль RADAR OST в марте 2023 года в Дойче Театре. Важен через понимание ответственности за каждый созданный смысл и проговаривание его наружу. Две премьеры мы отыграли в Берлине, затем участвовали в фестивалях в Белостоке (Польша) и Пятра-Нямц (Румыния). Недавно наконец выпустили обновленную премьеру в родном театре. Это было особенно волнительно – играть дома, потому что это не просто очередной спектакль, а, прежде всего, наша отчетность перед украинскими зрителями – что мы делали за границей, как говорили там о нас и нашем опыте. Многие зрители пишут мне об их восприятии спектакля. Для меня это очень ценно, потому что спектакль провоцирует диалог. Я пыталась создать спектакль, который будет представлять собой полифоническую структуру, где каждый участник, на сцене он или в зрительном зале, сможет найти пространство для себя.
"Был шок": звезда сериала "Папаньки" рассказала, что в ее дом попал "шахед".
- Для зрителя поход в театр – это момент поиска смыслов, а также отдыха от страшных реалий, для актера – момент работы и самовыражения, а для режиссера чем театр является прежде всего ?
- Я бы не хотела, чтобы ко мне зрители приходили на спектакли отдыхать, потому что понимать, объединяться, возражать, подключаться – это работа. Зрители приходят работать, как и актеры, которые берут на себя ответственность быть на сцене и должны осознавать собственную ответственность за право и привилегии быть слышимыми и видимыми. Режиссер же организует условия для создания нового мира и собирает людей, которые должны заселить в этот мир все живое.
- У украинского театра нет таких технических возможностей, которые есть в театрах Европы. Какие современные технологии Вы используете в работе и сценографии?
– Из современных технологий я использую только одну – мой мозг (смеется). Наш театр строится вокруг человека, поэтому он не имеет ограничений. Технология мультиплицирует способы воплощения идей. Но идею творит человек. Особого опыта использования современных технологий у меня нет. Но когда ты чего-то не знаешь, то и дефицита не чувствуешь. К тому же, сейчас я тяготею к аскетическому пространству и больше всего меня волнует человек и его действие. Когда делала постановки за границей, видела несколько спектаклей с признаками сценографической гигантомании со сложной машинерией. Но меня это не поражает. Предметный мир на сцене почти всегда быстро истощается.
- А какие фишки Вы хотели бы позаимствовать у европейского театра?
- Хотелось бы позаимствовать отношение к театру как к ответственной работе, где не существует иерархии, а есть слаженная система компетенций. Также позаимствовала бы тяготение к справедливости и гендерному равенству. Еще – закон о ротации руководителей. Справедливые зарплаты, независимо от статуса театра, а в зависимости от актерских качеств и возможностей.
– А кто приобщается к созданию визуальной картины, чтобы все было стильно и со вкусом?
- Как правило, режиссер формирует команду для создания спектакля. В нашем театре стараемся сотрудничать с теми, кто не создает визуальные картины, а организует пространство, которое проявляется, контактируя с актерами, музыкой, светом, текстом.
Женщина забеременнела благодаря Андрею Данилко.
– Назовите, пожалуйста, топ-5 прогрессивных режиссеров на украинской театральной карте Украины с Вашей точки зрения?
– Прогресс в режиссуре, для меня, это самооусложнение. Интересно наблюдать за теми, кто не теряет любопытство интересоваться. Пытаюсь посещать все премьеры, которые попадаются мне на глаза. У меня нет авторитетов, потому что авторитеты тормозят процессы и прогрессы. У меня есть уважение ко всем, кто создает театр, но я не со всяким театром соглашаюсь.
– В других театрах часто бываете на спектаклях?
– Это обязательно. И как режиссер, и как друг. Сегодня посмотрела премьеру моего бывшего студента Дмитрия Леончика в театре "Золотые Ворота" (спектакль "Каток"), завтра иду на премьеру "Паромщика" в Театр имени Леси Украинки.
- Были ли такие случаи, когда Вы спектакль не досмотрели до конца, а встали и ушли? Какой-нибудь театр Вас разочаровал?
- Это было давно, когда я посмотрела спектакль Резниковича "Дон Кихот. 1938 год" в Театре Леси Украинки. Ушла в антракте. Для меня это была искусственная, формально сконструированная псевдопсихологическая попытка театра. Все это выглядело как использование людей и ресурсов.
- Если говорить о живом театральном языке, то нельзя обойти вниманием фестиваль новой режиссуры "Таможня" , который уже несколько лет открывает Украине таланты. Расскажите, какой формат будет иметь этот фестиваль в 2025 году? И что для Вас – хорошая режиссерская работа? По каким показателям оцениваете?
- Этот фестиваль – моя гордость. Мне приятно и важно о нем говорить. Относительно режиссеров, у нас нет никаких ограничений ни возрастных, ни по количеству и качеству опыта, люди не должны иметь специального образования, это больше о том, что таким фестивалем мы подвешиваем заскорузлое театральное образование советского типа и предлагаем нечто противоположное. Третья "Таможня" у нас была расширена, мы работали в партнерстве с Итальянским институтом при Посольстве Украины. И это не только о финансовой поддержке, это о культурном диалоге и планах на будущее. Уже начали подготовку к следующей "Таможне", потому что каждый год фестиваль имеет особую концептуальную рамку.
"Люблю думать масштабно": Терен ответил, откуда у него взялось желание о 5 детях.
- Но ведь и другие театры в Украине пытаются создать нечто подобное…
– То, что перенимают наш опыт, замечательно. И для этого тоже создавался наш фестиваль.
- И немного вопросов, не связанных с театром. Недавно соцсети разразились из-за "религиозного" скандала с Клопотенко, который устроил шоу рождественской кухни в Лавре. Как считаете, мы имеем право осуждать Клопотенко?
- Я очень осторожно выбираю события, на которые трачу свое время, ресурс и разум. Для меня очень важно не превратиться в персонажа фейсбука, который по отношению ко всему имеет собственное мнение, которое, при проверке, оказывается не собственным. Мне не понятны масштабы фигуры Клопотенко в рамках украинской культуры. Поэтому его поступки я комментировать не буду. С интересом прочла несколько комментариев, остальные - некомпетентные истерики.
- А как Вы относитесь к тому, что "ожили" бывшие регионалы, ОПЗЖисты. В частности, Юрий Бойко начал активно готовиться к выборам, сплачивая вокруг себя пророссийских соратников. Угрожают ли эти "потуги" Украине?
– Эти "потуги" никогда не утихали. И боюсь, что Бойко совсем не господин, а товарищ. Я удивлена, как он может быть народным депутатом Украины – это не просто держать врага у себя дома, а еще и подкармливать его, чтобы он был здоровым и бодрым агентом России в Украине и членом парламентского комитета по правам человека, деоккупации и реинтеграции оккупированных территорий. Это просто парадокс парадоксов.
- Мы живем в стране парадоксов, поэтому когда выныривают подобные персонажи – это уже не вызывает удивление…
– Мне кажется, что мы строим страну парадоксов.
– Кстати, а Вы уже тысячу Зеленского получили? Если да, то на что потратили?
– Еще нет. Когда получу – отправлю в фонд "Повернись живим".