Вдохновившись Путиным: Трамп грозится забрать Панамский канал
Избранный президент Дональд Трамп заявил, что Панамский канал взимает "чрезмерно высокие цены и ставки прохода" для американских военно-морских и торговых судов, поэтому он требует снизить сборы, иначе Панама должна будет вернуть канал США, пишет Bloomberg.
«Сборы, которые взимает Панама, смешны, особенно учитывая чрезвычайную щедрость, которую США проявили в отношении Панамы. Это «обдиралово» нашей страны будет немедленно прекращено», — написал Трамп в субботу в сообщении на своей платформе Truth Social.
«Это было сделано не для удобства других, а только в знак сотрудничества между нами и Панамой. Если принципы – как моральные, так и юридические – этого великодушного жеста дарования не будут соблюдены, то мы будем требовать, чтобы Панамский канал был возвращен нам полностью и бесспорно. Официальные лица Панамы, пожалуйста, учтите это!».
США являются крупнейшим клиентом канала: на них приходится три четверти грузов, проходящих через него каждый год. Однако продолжительная засуха ограничила способность канала перемещать корабли между Атлантическим и Тихим океанами. Директор Национального экономического совета США Лаэль Брейнард на прошлой неделе заявила, что возникшие в результате этого перебои привели к давлению на цепи поставок, а это, в свою очередь, повлекло за собой рост инфляции.
Администрация Панамского канала в пятницу заявила, что в 2024 финансовом году канал принес в бюджет Панамы 2,47 миллиарда долларов – это второе годовое падение подряд.
США завершили строительство 82-километрового канала через центральноамериканский перешеек в 1914 году, но вернули его Панаме в 1999 году в соответствии с договором, подписанным бывшим президентом Джимми Картером в 1977 году — это решение Трамп назвал глупым.
Он предположил, что канал находится в опасности попадания в чужие руки, заявив, что «канал не принадлежит Китаю, чтобы им управлять». Китай является вторым по величине клиентом канала. Китайская компания, базирующаяся в Гонконге, контролирует два из пяти прилегающих к каналу портов: по одному с каждой стороны.