Дональд Трамп через две недели снова вступит в должность президента США и уже пугает весь мир своими заявлениями о территориальных претензиях на земли сразу нескольких стран.
Некоторые претензии звучат не впервые, и тем не менее реакция на слова Трампа оказалась крайне резкой.
Канада.
Трамп считает, что многие канадцы хотели бы, чтобы их страна стала 51-м американским штатом.
“Соединенные Штаты больше не могут терпеть огромные торговые дефициты и субсидии, которые нужны Канаде, чтобы оставаться на плаву.
Джастин Трюдо знал об этом и подал в отставку”, — написал трамп в своей социальной сети Truth.
По мнению избранного президента США, американцы с канадцами вместе образовали бы великую страну, налоги бы снизились, торговые тарифы были бы ликвидированы, а обе страны (вернее, теперь уже одна страна) были бы полностью защищены от российских и китайских военных кораблей.
При этом Трамп собирается ввести 25% тарифы на импорт из Канады и обещает подписать такой указ в первый же день на посту главы государства.
Трюдо, который пока что остается премьер-министром Канады, ответил на это, что Канада “черта с два” (в оригинале: not a snowball's chance in hell, то есть буквально “шанс, как у снежинки в аду”) станет частью США, добавив, что две страны уже являются самыми крупными партнерами в сфере торговли и безопасности друг для друга.
Глава МИД Канады Мелани Жоли отметила в X, что Трамп демонстрирует “полное отсутствие понимания того, что делает Канаду сильной страной”.
“Наша экономика сильна.
Наши люди сильны.
Мы никогда не отступим перед лицом угроз”, — написала она.
На реплику Трюдо оставил крайне резкий комментарий Илон Маск, который при Трампе будет занимать пост главы департамента эффективности правительства.
“Девочка, ты больше не губернатор Канады.
Твое мнение больше ничего не значит”, — написал Маск.
Губернатором Канады Трюдо ранее называл и Трамп, имея в виду пост, который занимают главы американских штатов.
Гренландия.
Другая территориальная претензия Трампа — Гренландия, крупнейший в мире остров, автономия в составе Дании.
Накануне Рождества Трамп заявил, что владение и контроль над Гренландией — абсолютная необходимость для США.
“Гренландия — наша.
Мы не продаемся и никогда не будем продаваться.
Мы не должны проиграть нашу долгую борьбу за свободу”, — ответил ему премьер-министр Гренландии Муте Эгеде.
Дания, в составе которой находится гренландская автономия, после этого заявила о значительном увеличении расходов на оборону Гренландии.
Заявление Трампа появилось на фоне новостей о поездке сына избранного президента, Дональда Трампа-младшего в Гренландию.
Во вторник 7 января он прибыл на личном самолете в Нуук — столицу Гренландии.
Трамп-младший заявил, что его поездка носит сугубо частный характер и он не планирует встречаться с властями автономии.
Однако в тот же день его отец вновь заявил о желании взять под контроль США Гренландию и Панамский канал и при этом отказался исключить, что сделает это военным путем.
Панама.
Третья территориальная претензия Трампа — контроль над Панамским каналом, одной из важнейших водных артерий мира, соединяющей Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном.
До 1999 года он контролировался США, но сейчас принадлежит государству Панама.
21 декабря Трамп обвинил Панаму в установлении смехотворно высоких тарифов за пользование Панамским каналом и пригрозил потребовать его возврата под контроль США.
По его словам, канал играет решающую роль для американской экономики и национальной безопасности и нельзя допустить, чтобы он попал в неправильные руки, то есть под контроль Китая, следовало из реплики Трампа.
В ответ президент Панамы Хосе Рауль Мулино заявил, что “каждый квадратный метр Панамского канала и прилегающих к нему территорий принадлежит Панаме и будет принадлежать ей и впредь”.
Он отметил, что канал ни прямо, ни косвенно не контролируется Китаем, и выразил надежду на хорошие и уважительные отношения Панамы с новой администрацией США.
А 7 января Трамп заявил, что уже якобы обсуждает судьбу канала с властями Панамы.
МИД этой страны на это ответил, что правительство Панамы не имело никаких контактов с новой администрацией США.
Министр иностранных дел республики Хавьер Мартинес-Ача Васкес подчеркнул, что суверенитет канала не обсуждается и “является частью нашей истории борьбы”.
Новая реальность.
Министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро заявил, что лично он не верит, что США всерьез готовы вторгаться в Гренландию, но так или иначе запугивать себя Евросоюз не позволит никому.
“Понятно, что нападать на свои суверенные границы Европейский союз не позволит никому — какая бы страна это ни намеревалась сделать, — заявил Барро в эфире французского радио Inter.
— Это совершенно очевидно и не вызывает ни малейших сомнений”.
“Если поставить вопрос по-другому — скажем, “Не вернулись ли мы во времена, когда выжить способны лишь наиболее сильные и приспособленные?" — тогда я отвечу: “Да, вернулись"”.
Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что принцип нерушимости границ распространяется на все страны, где бы они не находились — на Востоке или на Западе.
“В переговорах с нашими европейскими партнерами ощущается беспокойство в связи с недавними заявлениями США.
Ясно одно — мы должны держаться вместе”, — заявил Шольц.