Почему восьмые классы станут испытанием для реформы НУШ
Реформа НУШ уверенно движется в средней школе и вот с 1 сентября докатится до восьмых классов. Уже сейчас идет пилотирование программ и учебников, готовятся нормативные документы, которые должны четко описать, как именно будут учить восьмиклассников. Казалось бы, ничего особенного, то же было в пятых, шестых, седьмых классах. Но на самом деле реформирование восьмых классов особенное. Ведь до реформы НУШ именно на этой параллели начиналась ранняя специализация обучения — с восьмого класса школы могли открывать классы с углубленным изучением определенных предметов: математики, биологии, иностранных языков, географии, истории и т.п. Словом, тех предметов, на углубленное преподавание которых у школы был ресурс (специалисты, учебники, учебный план), а у школьников и родителей — желание. Но реформа НУШ не предусматривает никакой дифференциации обучения вплоть до десятого класса, поэтому с 1 сентября в школах не будет восьмых классов с углубленным изучением отдельных предметов. А в следующем году, когда НУШ дойдет до девятых классов, они исчезнут и там.
Хорошо это или плохо? По моему мнению, критически важно сохранить углубленное изучение отдельных предметов в восьмом классе. Почему? Приведу несколько аргументов.
Первый. Когда-то, еще до реформы НУШ, в Украине были так называемые специализированные школы, которые отбирали детей с первого класса, — например, специализированные школы с углубленным изучением иностранного языка или математики. Их отменили, и это было правильное решение — понятно, что в первом классе еще сложно определить способности ребенка и то, какой именно предмет ему понравится настолько, что он захочет изучать его углубленно. Поэтому достаточно логичным выглядит отказ от ранней специализации. Но в восьмом и девятом классе уже есть вполне сформировавшиеся ученики, которые за семь лет учебы в школе более или менее ориентируются в том, какие предметы им нравятся, что дается легче, что интересно.
Восьмой класс — это последние годы обучения в базовой школе, и именно здесь ребенок должен определиться с дальнейшей траекторией: куда ему идти после девятого класса — в десятый класс старшей профильной школы (и какой профиль выбрать) или в профтех. Поэтому возможность углубленно изучать отдельные предметы в определенной степени облегчит этот момент выбора. Возможно, ребенку понравится углубленное изучение предмета, и он захочет его продолжить. А может быть, наоборот, посмотрит и скажет: «Нет, это не мое». Поэтому, когда мы создаем классы с углубленным изучением отдельных предметов, то открываем ребенку возможности. Никто насильно ничего не делает. Но, конечно, в то же время учебные заведения, открывающие классы с углубленным изучением, должны отнестись к их формированию очень ответственно и взвешенно.
Второй аргумент. В НУШ очень много сделали для слабого ученика но, к сожалению, ничего — для сильного. Его надо находить и лелеять задолго до старшей профильной школы. И один из способов — это как раз создание классов с углубленным изучением отдельных предметов, когда мы говорим: «Слушайте, а соберем детей, которым нравится математика, в отдельный класс. Мы можем дать им больше математики, у них будет другой урок, насыщенный сложными задачами и динамичнее по темпу». То есть классы с углубленным изучением отдельных предметов помогут отобрать одаренных детей и дать им больше, чем усредненная школьная программа.
Подростковый возраст — именно то время, когда в мозгу ребенка активно продолжается формирование нейронных связей, дающих успех в сфере обучения (особенно у мальчиков), и именно в это время важно создать все условия для развития.
Напомню, что в нашей стране нет целостной государственной программы работы с одаренными детьми, и вот такие локальные решения очень важны. У нас уже сейчас есть естественно-математические лицеи, целеустремленно отбирающие в восьмой класс детей для углубленного изучения, например математики. И эти школы — кузница наших олимпиадников. Есть классы с углубленным изучением математики, других предметов с восьмого класса… Есть программы и учебники для углубленного изучения, которое продолжается в старшей профильной школе. Потерять эти наработки очень легко в водовороте современных проблем и вызовов… Возможно, именно поэтому в пилотировании программы восьмого класса, которое происходит сейчас, потерялись программы углубленного изучения предметов?
С другой стороны, у нас есть дети, не успевающие за учебной программой уже с начальной школы. Оставить их в разноуровневых классах — означает потерять. Им нужны внимание и комфортная среда. В начальной школе их учительница Мария Ивановна знала, что Петя никогда сам не поднимет руку на уроке, его надо спрашивать, ему нужно дать время. Но когда этот Петя в восьмом классе учится у двадцати учителей, да еще и в переполненном классе, он не успеет на уроке не то что руку поднять, а даже подумать над задачей. Потому что пока он собирался с мыслями, умный Сергей уже выкрикнул ответ или одноклассники уже решили задачу. Поэтому существование классов с углубленным изучением отдельных предметов поможет сделать обучение более индивидуализированным.
Третий аргумент. Углубленное изучение отдельных предметов в восьмом и девятом классах создает базис для будущей профилизации в старшей школе. В десятом-двенадцатом классах это можно будет наращивать. И у нас есть в той же математике профильных старших классов профильная углубленная математика, академический уровень и уровень стандарта.
Если в ближайшее время МОН не озвучит свое видение перспектив углубленного изучения предметов, то потери неминуемы.
Конечно, наши умные и небезразличные учителя еще поборются и будут пытаться правдами и неправдами сохранить углубленное изучение. И МОН дает возможность выделить на изучение отдельных предметов от четырех до семи часов в неделю (сейчас в классах с углубленным изучением предметов есть восемь часов в неделю на каждый такой предмет). Но в классах с углубленным изучением существует и специальное деление на группы. Например на иностранные языки класс делят на группы по восемь учеников. Теперь этого не будет. Как не будет и учебников углубленного уровня, которые печатали специально для таких классов. Конечно, учитель и без учебника может что-то добавить к усредненной программе, чтобы обеспечить ученикам хоть какое-то углубленное изучение. У нас учитель все может сам, и мы уже возложили на него все, что только можно. Только, знаете, когда из школы уйдут эти учителя, которые еще знают математику или естественные науки и могут давать их на углубленном уровне, потому что давно так работают, каким будет качество нашего образования?
В то же время учителю и без углубленного изучения будет чем заняться в средней и старшей школе, потому что ему придется латать дыры в программах и учебниках. Какие дыры? Когда закладывалась идея двенадцатилетней школы, ожидалось, что в новой школе учебные программы будут доступнее для детей, что у них будет предусмотрено время на отработку навыков. Что мы наконец откажемся от галопа, при котором на каждом уроке нужно давать новую тему, в то время, когда как следует еще не усвоена предыдущая. Нет, сейчас все осталось. И даже среди новых учебников очень мало действительно новых, в то же время большинство — это перепечатанные с незначительными правками старые учебники. Почитайте учебник по химии для седьмого класса: апсайклируйте даунсайтинг, апсайтинг… Даже нам, взрослым людям с академическим образованием, тяжело воспринимать эти термины.
Еще одна проблема — учебные программы не согласованы между собой. Например, чтобы решить задачи по химии в восьмом классе, нужно знать действия со степенями (и это не просто квадрат или куб), а на математике их изучают позже. Или, например на уроках природоведения в пятом классе дети должны за два урока научиться решать три типа задач на масштаб, а на уроках математики с масштабом будут знакомиться в шестом классе. Векторы в задачах по физике диссонируют с векторами на математике…
На разных круглых столах и в рабочих группах я неоднократно поднимала вопросы несогласования программ, у меня целая подборка таких несуразностей прежде всего между программами по математике, физике, химии, географии, природоведению. Но воз и ныне там.
Конечно, углубленное изучение отдельных учебных предметов с восьмого класса не решит всех проблем средней школы. Но сохранит те полезные наработки и опыт, которые есть в нашей украинской школе и доказали свою эффективность. Отказываться от этого нельзя.
Учеба в школе не должна превращаться в анимационный спектакль или легкую игру. Учеба — это путь и работа… ежедневная работа. Если не прилагать усилий, не будет результата. А без качественного образования не будет будущего. От того, что мы сегодня «нареформируем» в школе, зависит, будет ли гордиться наша страна в будущем собственными ракетами и технологиями, или наши выпускники будут собирать клубнику. Еще не поздно побеспокоиться об этом. До 1 сентября еще есть время.