Киев под двойной властью: кто на самом деле руководит столицей?
Украинцы уже привыкли к тому, что кадровые назначения и увольнения в стране происходят без каких бы то ни было обоснований. Даже если министр или генпрокурор засветились в громком скандале, в указе президента об этом не будет ни слова. Из-за этого простые граждане, блогеры и журналисты-расследователи рыщут в Интернете и доступных документах, чтобы объяснить себе и другим вчерашние причины и завтрашние цели кадровых решений. О мотивационных основаниях можно не упоминать вообще — их нет.
Это в армии пока не покомандуешь взводом, тебе не дадут в подчинение роту, а в современном госоргане повариха может спокойно занять место, например главного инженера. А если повезет родиться в Кривом Роге, то можно стать вице-премьером или и.о. ректора национального университета, не имея ни ученой степени, ни опыта преподавательской работы. Вот и будем думать сами: для чего президент Владимир Зеленский назначил на должность начальника Киевской городской военной администрации 35-летнего Тимура Ткаченко?
И здесь как в сказке — дернешь за веревочку, а на твою голову выльется столько… информации для размышлений.
Включая вопрос, как в целом функционирует система власти в столице и кто в ней главный. Если новоиспеченный руководитель военной администрации сразу заявил, что будет заниматься вопросами экологии, транспорта и сохранения культурного наследия. А городской голова на что? И как до этого назначения делили власть мэр и начальник военной администрации, появившийся в украинской столице сразу после полномасштабного вторжения российской армии?
Кто такой Тимур Ткаченко?
Новый руководитель КГВА получил прекрасное образование: в 2013 году — диплом магистра по международной экономике Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, а в 2019-м — диплом правоведа в Национальной академии управления при президенте Украины, «кузнице кадров» для органов власти.
Почему с таким образованием первым местом его работы была должность специалиста первой категории в КП «Соломенка-Сервис»? Сложно сказать, конечно, не у всех с этим складывается, но с тех пор началась его карьера в органах местного самоуправления Киева, вершиной которой стало назначение главой Департамента благоустройства КГГА.
Бесстрастный Интернет на сайте «Вечірнього Києва» сохранил около шести десятков материалов 2021–2023 годов, посвященных «борьбе» с МАФами и выписыванию штрафов от этого департамента, где Ткаченко фигурирует лично, например: «За зимний период наши инспектора благоустройства выявили больше всего нарушений в отношении несвоевременно убранного снега и обледенений — больше 3800 случаев, самовольного размещения МАФов — почти 3400 и несвоевременно вывезенного строительного мусора и бытовых отходов — около 1400».
Конечно, МАФы — это не международная экономика, а отдельная довольно мутная тема, в которую, откровенно говоря, не хочется влезать, но журналисты-расследователи накопали достаточно материалов, свидетельствующих о банальном перераспределении рынка уличной торговли в Киеве, начиная с 2020 года, когда Тимур Ткаченко пришел в департамент. Куратором которого был нынешний глава ОПУ Андрей Ермак.
В дальнейшем Ткаченко занимал должность заместителя министра по вопросам стратегических отраслей промышленности. Хотя квалификация и опыт (борца с МАФами и мусором) не соответствовали занимаемой должности, но, возможно, в стратегических отраслях — свой мусор?..
Попутно отмечу, что в то время в офисе президента за это направление отвечал Алексей Кулеба, а после назначения последнего на должность вице-премьера по восстановлению и министра развития громад и территорий Ткаченко стал его заместителем, а уже оттуда взлетел в кресло начальника КГВА. Здесь стоит отметить, что Алексей Кулеба сейчас стал очень влиятельным на Банковой, что хорошо видно по кадровым назначениям. Руслан Кравченко, которого он вместе с Олегом Татаровым лоббировал на должность генпрокурора, немного стратил, но возглавил Государственную налоговую службу. Зато Филипп Пронин — однокашник Кулебы — возглавил Государственную службу финансового мониторинга.
Картина будет неполной, если не сказать об имущественном состоянии новоназначенного начальника КГВА, ведь общественность должна знать все о публичном лице, тем более на должности с высоким уровнем коррупционных рисков. Не хочется сейчас считать деньги в чужом кошельке, желающие могут все посмотреть в декларациях на сайте НАПК, где есть и последняя.
Стоит лишь заметить, что там есть и доходы в несколько миллионов, и недвижимость, и периодически обновляемый автопарк, и гектары земли в Киевской области. Но все выглядит так, что НАБУ может спать спокойно. Тем более, если его возглавляет свояк Ткаченко — Семен Кривонос. М-да…
Что собирается порешать на должности новый глава ВА?
«Много комментариев и обращений, которые не могу оставить без внимания, ведь они отображают актуальные проблемы громады, — написал Ткаченко на странице в Фейсбуке в день назначения. — Среди вопросов:
- экологическая ситуация в столице, в частности, сохранение Совских прудов, экопарка Осокорки и урочища Горбачиха;
- работа общественного транспорта во время тревог — это вызывает больше всего дискуссий в комментариях и сообщениях;
- лифт на станции Шулявская, который до сих пор не сертифицирован;
- сохранение архитектурного и культурного наследия столицы…»
Итак, о транспорте. Единомышленники новоназначенного начальника КГВА — депутат от «слуг» в Киевраде Ксения Семенова и нардеп Роман Грищук — анонсировали 4 января с.г.: «Есть ощущение: новый глава КГВА отменит остановку транспорта во время тревоги».
Если предыдущие начальники КГВА — генералы Николай Жирнов и Сергей Попко — несмотря на восемь (!) петиций киевлян, не пошли на этот шаг, почему у «слуг народа» такой ажиотаж по этому вопросу? Понятно почему — партия, имеющая 10% поддержки в Киеве (12 мандатов в Киевраде из 120), пытается повысить свой рейтинг на этом популярном вопросе. На самом деле он крайне контроверсионный — ZN.UA подсчитало, что час простоя киевлян в транспорте (не имеет значения — во время тревоги или в пробках) — это потеря 300 млн грн для экономики города. Но, с другой стороны, движение транспорта во время тревоги прямо противоречит законодательству и де-факто заставляет водителей подвергать себя и пассажиров опасности. Не стоит ли «слугам народа» в Верховной Раде в первую очередь внести изменения в соответствующее законодательство?
Какой лифт на Шулявке имеется в виду — совершенно непонятно, а вот в отношении «экологической ситуации» сразу возникают подозрения — не наезд ли это на политических оппонентов? Ведь Совские пруды (20 га) связывают с Игорем Баленко (спонсор БПП), экопарк Осокорки (75 га) — с Владой Молчановой (спонсор «Батьківщини»), а урочище Горбачиха (30 га) — с Игорем Никоновым…
О сохранении наследия даже неловко читать, потому что у начальника КГВА на главном месте должно быть сохранение всей столицы.
Но дальше — больше. «По пункту о служебных командировках за границу для представителей органов местного самоуправления Киева и работников КГВА, — пишет глава военной администрации в другой заметке. — На сегодняшний день согласование выездов должностных лиц и сотрудников военной администрации осуществляется без привлечения Совета обороны города. В контексте военного положения считаю целесообразным рассмотрение таких вопросов на Совете обороны.
Кроме того, нужно подчеркнуть: все командировки финансируются за счет громады Киева. Поэтому каждый выезд должен быть обоснованным и необходимым. Каждый такой случай будет рассматриваться индивидуально.
Инициирую привлечение Службы безопасности Украины и Национальной полиции Украины к рассмотрению служебных командировок. Такой подход уже успешно используется военными администрациями в соседних областях». Здесь вообще непонятно, зачем новый начальник ВА надувает щеки, если все служебные командировки и так согласовывают СБУ и НПУ.
Стоит отметить, что киевская бюрократия в бизнес-вопросах всегда находила общий язык с центральной властью. Отношения обострялись только по политической линии, когда нужно было приструнить слишком активного мэра. То же касается и команды Зеленского и Кличко. Война и появление в городе прямого представителя президента стали удобным инструментом такого давления. И здесь возникает следующий вопрос.
Есть ли у руководителя КГВА Тимура Ткаченко законные полномочия на решение заявленных проблем?
Кесарю кесарево или сразу Юпитерово?
Законом Украины «О правовом режиме военного положения» установлено, что на территориях, где введено военное положение, могут образовываться временные государственные органы — военные администрации. В первый день Большой войны указом президента они были образованы во всех областях и городе Киеве. Де-факто это произошло простым переименованием «порося в карася», то есть ОГА в ОВА, а их главы автоматически «получили статус» начальников этих ОВА. То же касалось и столицы Украины — Киева, где КГГА превращалась в КГВА. Точнее, должна была, но так и не превратилась — в информационном пространстве, как и ранее, фигурировал термин КГГА… Почему так? Можем лишь предполагать, поскольку официального разъяснения ни сосуществования, ни размежевания полномочий КГГА и КГВА ни офис президента, ни Верховная Рада не дали. Поэтому далее изложу свою трактовку этой законодательной «коллизии», но коллизии только на первый взгляд.
В упомянутом указе пунктом 1 определено, что военные администрации образовываются во исполнение Закона «О правовом режиме военного положения». В свою очередь в законе сказано, что они образовываются «для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения вместе с военным командованием введения и осуществления мер правового режима военного положения, обороны, гражданской защиты, общественной безопасности и порядка, защиты критической инфраструктуры, охраны прав, свобод и законных интересов граждан».
Уже из этой формулировки вытекает, что о каких-либо «вопросах местного значения», отнесенных Конституцией к местному самоуправлению, здесь речь не идет. Наоборот, упоминание о Конституции означает, что остаются в силе конституционные гарантии последнего. В нашем случае КГГА — не просто орган государственной власти, это вместе с тем исполнительный орган Киеврады, то есть орган местного самоуправления (!), что подтверждено решением КСУ от 25 декабря 2003 года № 21-рп/2003. И возглавлять его может только лицо, избранное киевским городским головой.
Конечно, в слепленном на скорую руку указе президента таких тонкостей (но принципиальных!) не учли, но все равно вывод однозначный: ни ликвидировать КГГА, ни уволить с должности его главу никаким указом президента невозможно. Вот уволить Кличко с должности начальника КГВА — пожалуйста (что и сделал Владимир Зеленский на пятый день после назначения), но КГГА остается и возглавляет ее именно Виталий Кличко.
Более того, «решение об образовании военных администраций принимается президентом Украины по представлению областных государственных администраций или военного командования». То есть образовать КГВА в Киеве, согласно закону о военном положении, можно только в одном случае — когда было представление КГГА (или военного командования), исполняющей в Киеве роль областной ГА. А его не было. В дальнейшем полномочия ВА расписываются именно для того случая, когда не работают органы местного самоуправления. А если орган МС есть, зачем кому-то передавать его полномочия? Следовательно, если действовать строго по закону, то ВА не имеет никаких полномочий вмешиваться в дела МС!
Это прекрасно понимали и Николай Жирнов, и Сергей Попко, предыдущие начальники КГВА, поэтому не брали на себя полномочий местного самоуправления, но этого не понимает дипломированный юрист Тимур Ткаченко. Это в лучшем варианте, потому что, может, и понимает, но выполняет задачу Банковой — отстранить Кличко от столичных дел, что вытекает из его первых шагов. Вместе с тем мало кто замечает, что заявления и действия Ткаченко имеют признаки захвата власти в Киеве, а это, в свою очередь, подпадает под целый ряд статей Уголовного кодекса Украины, поэтому и действующим лицам, и исполнителям стоит быть осмотрительными — власть рано или поздно меняется, а УКУ остается навсегда.
Самое главное, что при двоевластии, которое пытается установить Банковая в Киеве, разрушается вся система функционирования городского хозяйства. С нового года здание на Крещатике, 36 незаметно для киевлян, но буквально лихорадит. Не проходят банальные «распоряги», например о возмещении убытков гражданам вследствие разрушений от вражеских «шахедов». И чиновникам можно посочувствовать — они растеряны, не знают, к кому идти на ковер — к Кличко или Ткаченко. Недальновидность команды «слуг» проявляется еще и в том, что они не понимают — рано или поздно они приползут на коленях в Киевраду за бюджетными деньгами и… могут не получить ничего. Что они тогда будут делать?
Самое лучшее, что мог бы сделать Ткаченко на своем месте, — это увеличить количество расчетов ПВО. Они должны стоять на подступах к Киеву и сбивать «шахеды» над лесами и полями вокруг города, а не над правительственным кварталом или костелом Святого Николая. Интересно, поставил ли президент ему эту задачу?
По странному «стечению обстоятельств» этими же днями прокуратура города обнародовала сразу несколько подозрений в коррупции городским чиновникам, дескать, киевляне, смотрите, что у вас творится под руководством Кличко. Случаями коррупции киевлян не удивишь — они были, есть и будут, такова уж природа человека (главное — наше отношение к ней, а также работа правоохранительной системы), но ее масштабы — это детские игрушки по сравнению с тем, что происходит в высшем руководстве государства, офисе президента и «слуг народа»… И это ни для кого не секрет, об этом знают все, у кого есть уши или кто умеет читать. По Святому Письму: «Почему ты видишь соринку в глазу брата твоего, но не замечаешь бревна в своем глазу?» (Лк. 6:39, 41-42).
К сожалению, мы уже имеем крайне негативные, а если откровенно — узурпаторские действия со стороны президента Владимира Зеленского по захвату власти в отдельном городе. Так, в Чернигове назначили городскую военную администрацию, хотя там исправно работали и городская рада, и исполком, то есть согласно пункту 3 статьи 4 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» ее введение было необоснованным, а точнее — незаконным. Какой была политическая «причина» вводить там ГВА? Смело можно сказать — только одна: секретарь горрады и и.о. головы громады Александр Ломако возглавлял областной УДАР и имел самую большую фракцию в горраде.
Под давлением начальника ГВА Дмитрия Брижинского Ломако показательно, в День городского самоуправления, подал заявление об увольнении. Причина банальна и груба: «Чиновники из военных администраций по указанию офиса взяли город в заложники. Их условие — Ломако должен уйти с избранной должности. Мне передали простыми словами: если я этого не сделаю, они погрузят город в хаос. И показали, что будет, если откажусь: срыв бюджета на 2025 год, полная остановка работы самой большой больницы города, отсутствие расчетов с подрядчиками, работающими на восстановление города, остановка питания в заведениях дошкольного образования, полная остановка общественного транспорта, ни одной копейки на ВСУ и многое другое».
Не задумал ли Владимир Зеленский повторить этот финт и в Киеве?
P.S. Когда материал готовился к публикации, пришла весть из Чернигова — задержали Александра Ломако. Очевидно, правоохранительные органы теперь «будут рыть под него», чтобы задним числом оправдать грубые и несуразные действия Брижинского и Банковой.