Трамп может "перевернуть с ног на голову" американскую внешнюю политику — The Economist
Критики избранного президента США республиканца Дональда Трампа часто обвиняли его в "шутовстве" и изоляционизме. Однако еще до вступления в должность 20 января Трамп показал, насколько эти слова не соответствуют тому, что может принести его второй срок в Белом доме. С приближением инаугурации Трамп помог добиться прекращения огня и заключить соглашение об освобождении заложников в Газе. В нарушение табу он претендует на контроль над Гренландией с ее полезными ископаемыми и стратегическим расположением в Арктике. Второй срок Трампа будет не только более деструктивным, чем первый, но и вытеснит видение внешней политики, доминировавшее в Америке со времен Второй мировой войны, пишет The Economist.
Десятилетиями американские лидеры утверждали, что их власть связана с обязанностью быть незаменимым защитником мира, который стал более стабильным и доброжелательным благодаря демократии, устоявшимся границам и универсальным ценностям. Трамп отвергнет такие ценности и сосредоточится на накоплении и использовании власти. Его подход испытают "три точки": Ближний Восток, война РФ против Украины и "холодная война" Америки с Китаем. Все эти три "направления" демонстрируют, как Трамп стремится порвать с последними десятилетиями: в своих неортодоксальных методах, накоплении и оппортунистическом использовании влияния, а также в вере в то, что только сила создает мир.
Ближний Восток иллюстрирует склонность Трампа к непредсказуемости. Израильтяне и палестинцы наконец согласились на соглашение по Газе, потому что Трамп установил "дедлайн", угрожая, что "все ад вырвется наружу", если они не справятся. Новому президенту США, однако, придется продолжать давление на стороны, чтобы соглашение перешло к следующим этапам.
Каприз подкрепляется прагматизмом. В отличие от большинства миротворцев, Трамп откровенно не интересуется выстраданной историей Ближнего Востока. Так называемые Авраамские соглашения, подписанные во время его первого срока, свидетельствуют о том, что Трамп использует освобождение заложников для продвижения соглашения между Израилем и Саудовской Аравией, в котором видит путь к процветанию - и Нобелевской премии мира. Союзники Ирана потерпели поражение в Газе, Ливане и Сирии. Возможно, Трамп тоже готов заключить сделку.
Однако родина трех монотеистических религий станет суровым испытанием того, действительно ли люди готовы отложить в сторону свои убеждения и обиды ради шанса на процветание. Снова и снова "экстремисты" как с израильской, так и с палестинской сторон пытаются блокировать мирные планы, используя насилие для дискредитации прагматичного центра. Израильские правые хотят аннексировать палестинские земли. Иран балансирует между сотрудничеством с Америкой и стремлением создать ядерную бомбу. Что будет, если фанатики и муллы станут на пути Трампа?
Его ответом может стать усиление давления с помощью санкций, угрозы применения силы или же "отход". Это также выбор, с которым Трамп столкнется в войне РФ против Украины, которую обещал остановить. Поскольку он имеет больше рычагов влияния на американских союзников, чем на российского диктатора Владимира Путина, проще прибегнуть к отступлению, прекратив поддержку Украины, таким образом заставив правительство в Киеве пойти на уступки. Особую обеспокоенность вызывает то, что Трампу нравится, когда Путин якобы относится к нему как "сильный лидер к сильному лидеру".
Впрочем, этот вариант рискует подорвать другие цели Трампа. Отказ от Украины вызвал бы сравнение с президентом-демократом Джо Байденом и его неудачным выводом войск США из Афганистана. А Китай, помня о "параллели" с Тайванем, в таком случае может прийти к выводу, что Трамп "слабак". Еще Трамп может решить, что готовность поддержать Украину усилит его позиции в противостоянии с Путиным.
Оппортунистическое использование власти имеет определенные преимущества. Трамп будет продолжать убеждать членов НАТО тратить больше средств на защиту от России — и это хорошо, но имеет свою цену. Альянс, вероятно, сможет пережить угрозы Трампа выйти из НАТО, ссоры из-за торговли, поддержку мятежных консервативных партий и запугивание Дании из-за контроля над Гренландией. Однако союзы работают на доверии. Национал-консерваторы, которые симпатизируют Путину, будут действовать как яд.
Деспоты утешатся отступлением от универсальных ценностей. Если Трамп заявит о сфере американского влияния, охватывающей Канаду, Гренландию и Панаму, диктаторы сочтут это подтверждением своего принципа, согласно которому международные отношения на самом деле всегда были испытанием силы — это пригодится, когда Россия посягнет на Грузию или когда Китай будет претендовать на Южно-Китайское море. Если Трамп будет пренебрегать такими институциями, как ООН, олицетворяющими универсальные ценности, то Китай и Россия будут доминировать в них, использовать такие организации как каналы для реализации собственных интересов.
Лагерь Трампа утверждает: главное – это сила Америки и эта сила приведет к миру с Китаем. Они предупреждают о необходимости предотвратить третью мировую войну, отмечая, что китайский лидер Си Цзиньпин хочет подготовиться захватить Тайвань силой до 2027 года. Пекин также быстро расширяет свой ядерный арсенал и систематически овладевает стратегическими технологиями. Америке, говорят в команде Трампа, нужно возобновить сдерживание, а путь к этому – сочетание смелой дипломатии, прагматизма с накоплением экономической и военной силы.
К сожалению, когда речь идет о Тайване, возникает противоречие. Если источником силы Америки является безжалостный прагматизм по поводу ценностей, жесткость с союзниками и открытость к сделкам с оппонентами, то это именно те условия, на которых Трамп готов торговать Тайванем с Китаем. Хотя многие "ястребы" в отношении Пекина в его администрации будут бороться против этого, сама возможность указывает на слабость в основе подхода Трампа.
Pax Trumpiana
Когда использование власти не связано с ценностями, результатом может стать хаос в глобальном масштабе. Если во главе Пентагона и американской разведки станут ультралояльные потенциальные "разрушители", такие как Пит Хегсет и Тулси Габбард, хаос распространится и внутри США.
Трампу трудно отделять собственные интересы от интересов своей страны, особенно если на кону стоят его деньги и деньги соратников, как это будет с интересами миллиардера Илона Маска в Китае. Отвернувшись от ценностей, сформировавших послевоенную Америку, Трамп потеряет единственную наибольшую силу, которой нет у его деспотических оппонентов.
Еще официально не вступив в должность президента, своими заявлениями Трамп уже вызвал информационные цунами во всем мире. Особенно активное обсуждение вызвали высказывания 47-го американского президента о превращении Канады в 51-й штат США, возвращении контроля Штатов над Панамским каналом и контроле над Гренландией. Комментарии Трампа анализировал Сергей Корсунский в статье "Как Трамп планирует изменить мир: анализ его заявлений без эмоций".