В FT выяснили, что означает соглашение о прекращении огня между Израилем и ХАМАС для мира
16 января соглашение между Израилем и ХАМАС об освобождении держащихся в Газе заложников и начало перемирия было официально подписано представителями Израиля, Катара и ХАМАС. Однако его еще официально не утвердили.
Гидеон Рахман, главный обозреватель отдела международных отношений газеты Financial Times, пытался выяснить последствия для мира, если война в Газе действительно заканчивается.
Он считает, что для Израиля влияние кажется двояким. Лидер страны Беньямин Нетаньяху может утверждать, что он превратил национальную трагедию в стратегическую победу. ХАМАС был опустошен, если не полностью уничтожен.
"Хезболла", ливанская боевая группировка, которая была наиболее хорошо вооруженной и угрожающей частью иранской "оси сопротивления", также была ослаблена. Иран и Израиль обменялись прямым огнем. Но большинство иранских ракет не смогли пробиться сквозь оборону Израиля и его союзников — и Исламская республика выглядит сейчас слабее, чем в течение многих десятилетий.
На стратегическом уровне Израиль выходит из этого конфликта как сверхгосударство Ближнего Востока с полностью восстановленным военным сдерживанием и растерянными врагами. Но в противоположность этому, Израиль понес огромный репутационный ущерб.
"Считается, что во время израильского наступления погибли около 46 тысяч человек, а Газа лежит в руинах. Международный уголовный суд выдвинул Нетаньяху обвинение в военных преступлениях, что ставит его в один правовой ряд с Владимиром Путиным. Как и российскому лидеру, Нетаньяху теперь будет намного труднее путешествовать за границу", — пишет обозреватель.
Кроме того, популярность Израиля резко упала в международных опросах общественного мнения. Молодежь — даже в США — теперь гораздо враждебнее настроена к стране.
Рахман также утверждает, что война в Газе имеет не только глобальное, но и региональное значение. Одной из причин, почему США и их западные союзники не желают оказывать сильное давление на Израиль, является их вера в то, что Иран является общим врагом.
За последний год западные официальные лица все чаще говорили о своем убеждении, что сейчас они ведут глобальную борьбу против "оси противников", состоящую из России, Китая, Ирана и Северной Кореи.
"Ослабив Иран, Израиль также ослабил эту ось. Падение режима Асада в Сирии в значительной степени стало следствием разрушительного удара Израиля по "Хезболле", которая была ключевым союзником Башара Асада. Крах власти Асада, в свою очередь, стал значительным ударом как для Ирана, для России, осуществившей военное вмешательство от его имени", — считает обозреватель.
Последней жертвой войны в Газе стал "международный порядок, основанный на правилах", продвигаемый администрацией Байдена. Поддержка Израиля после нападений 7 октября вынудила США закрывать глаза на частые нарушения международного гуманитарного права во время израильской атаки на Газу. Восстановление этого порядка может оказаться столь же сложным, как и физическая реконструкция Газа, подытожил Рахман.
Ранее мы отмечали, что Израиль продолжает обстреливать Газу после договоренности о прекращении огня. Согласно сообщениям жителей и властей анклава, в результате израильских авиаударов в ночь на 16 января в Газе погибли по меньшей мере 70 человек.