Украинские школы за рубежом: как не потерять поколение украинских детей
Когда мы говорим об украинской диаспоре, обычно в мыслях возникает стереотипный образ эмигрантов, которые стараются указывать, как строить успешную страну. Однако реальность намного сложнее, и особое место в ней занимают украинские школы за рубежом. Они не только образовательные заведения, но и живые ячейки нашей культуры, которые сберегают связь с Родиной, выполняют миссию сохранения идентичности украинцев в мире.
Сегодня эта работа стала еще важнее из-за массового выезда украинских детей за границу. С началом войны около миллиона украинских школьников очутились в зарубежных странах, где начали учиться в местных школах и постепенно интегрируются в новое общество. Правительства стран, которые их приняли, активно способствуют интеграции детей в свою образовательную и социальную систему, стараясь сделать их частью местного сообщества. Это создает риск утраты этими детьми связи с Украиной, своей идентичности. Конечно, многие ученики стараются учиться дистанционно в родных украинских школах, но, будем откровенны, ежегодно таких становится все меньше. И не только потому, что кто-то из них решил не связывать свою будущую учебу с украинским образованием, но и потому, что это сложно — сочетать дневное обучение в зарубежной школе и вечернее — в украинской. И в этой ситуации субботние и воскресные украинские школы могут стать хорошим выходом из ситуации и одним из вариантов связи наших детей, выехавших за рубеж, с украинским образованием.
Субботняя украинская школа «Дивосвіт» в Лиссабоне — яркий пример этой миссии. «Если мы потеряем украинскую школу за рубежом, то потеряем там украинцев и Украину», — отмечает директор «Дивосвіта» Ирина Шнайдер. Мы познакомились с ней во время рабочей поездки делегации педагогов Львовщины в Португалию.
Каждую субботу учителя-украинцы проводят в школе «Дивосвіт» по десять уроков в день, умудряясь за это время догнать то, что в украинских школах изучают за неделю. А ученики и родители протестуют против уменьшения количества уроков хотя бы на час. Одновременно учителя выполняют обязанности воспитателей, администраторов, поваров и т.п. При этом они, скорее, волонтеры, потому что у них есть основное место работы на заводах, предприятиях и в офисах.
В школу «Дивосвіт» приходят не только на уроки, но и на праздники, и не только ученики, но и их родители. Например, трехчасовое рождественское представление посетили около полутысячи родителей. Я даже не могу представить, когда же дети выучили колядки, вертеп, научились танцевать. Это сумасшедший, по-моему, миссионерский труд наших учителей-волонтеров.
Такие школы — настоящие центры украинской жизни, поэтому государство Украина должно быть заинтересовано в них и всячески их поддерживать. И это должна быть системная поддержка. Не думаю, что есть нужда особо объяснять, почему мы должны поддерживать украинские школы за рубежом, потому что все понимают — это возможность продвигать интересы Украины сейчас в сфере безопасности, политики, а со временем и налаживать и развивать экономику, инновации. Каждый, кто знает украинский язык, является послом Украины, частью украинского мира. О том, как Московия финансирует создание центров «русского мира» в разных странах, здесь говорить не будем, потому что это отдельная большая тема.
Поэтому поддержка украинских школ за рубежом — вопрос национального значения, который требует внимания и решительных действий уже сегодня. Однако, к сожалению, в Украине до сих пор нет эффективной государственной программы, способствующей развитию и укреплению этих центров.
Единственная «поддержка» — это существование Международной украинской школы, которая, скорее, помогает сертифицировать знания украинских детей, обучающихся в субботних школах, но не развивает и не поддерживает их. Однако и к эффективности этой работы есть много вопросов, как рассказали нам коллеги. Считаю, что эту школу давно нужно закрыть (тем более что в Украине открыли много дистанционных классов и школ), а средства, которые тратятся на нее, направить на реальную поддержку украинских школ за рубежом. Надеюсь, что Министерство образования и науки так и сделает, поскольку у него есть для этого некий механизм. Ведь в свое время оно определило по несколько школ в каждой области, которые работают для учеников в других странах и на оккупированных территориях. И все эти школы могут помогать воскресным и субботним школам за рубежом. Создан конкурентный рынок предоставления таких услуг, так что остается только создать единую систему. Однако наши школы в Украине должны лишь дополнять воскресные и субботние, а не заменять их, иначе мы потеряем культурные центры зарубежных общин.
И у нас есть уже некоторый опыт сотрудничества украинских школ внутри страны и за ее пределами, который мы внедряем на Львовщине и которым готовы поделиться. Итак, из нашего опыта, чем мы сейчас должны помочь нашим школам за рубежом.
- Нужно создать новые современные программы развития для дошкольников. В Лиссабоне мы договорились об апробации наших развивающих программ для дошкольников в зарубежных школах.
- Нужны адаптированные программы для дошкольников, родившихся за пределами Украины. В нашем случае — в Португалии. Будем работать над этим с коллегами из ЛНУ им. Ивана Франко.
- Учителям зарубежных школ не хватает общения с коллегами для обмена опытом, и мы налаживаем такое взаимодействие. Поэтому решили приобщить их к нашим профессиональным сообществам онлайн.
- Учителя нуждаются в усовершенствовании навыков работы с отдаленными учебными платформами. Поможет нам в этом Центр образовательных инноваций Львовской политехники.
- Зарубежным украинским школам не хватает современной украинской литературы, и они не успевают за изменением учебников. Мы решили приобщить их к нашей платформе «Книгокрай», на которой разместим закупленные электронные варианты учебников и книг.
- Часть детей, находящихся сейчас за пределами страны, хотят учиться в украинских вузах, поэтому зарубежные украинские школы нуждаются в программах и курсах подготовки к НМТ. Здесь будут полезными сотрудничество и консультации с УЦОКО.
- Педагоги из зарубежных украинских школ хотят иметь официальный статус учителя. Поэтому мы рассматриваем вариант создания филиалов отечественных школ за рубежом.
Для внедрения всех этих изменений мы планируем в этом году провести на Львовщине Образовательную академию украинских субботних и воскресных школ мира.
Вопрос поддержки украинских субботних и воскресных школ за рубежом выходит далеко за рамки образовательной политики. Сегодня перед нами стоит четкий выбор: либо мы инвестируем в поддержку этих школ и обеспечиваем их существование, либо рискуем утратить целый пласт нашей культуры, истории и будущего. Мы не можем позволить себе потерять наших детей, которые сейчас учатся за границей. Эти дети — будущее Украины, и мы обязаны сохранять любые ниточки, объединяющие их с родной землей. Украинские школы за границей — часть фундамента, на котором можно строить это будущее.