Система начисления субсидий изменится. Важные советы для домохозяйств
Министерство социальной политики подготовило изменения в порядок назначения жилищных субсидий. Зачем они понадобились и что может измениться для получателей субсидий, — разберемся.
Что обусловило необходимость этих изменений
Государство взяло на себя обязательства по предоставлению социальной помощи уязвимым потребителям, которые не могут самостоятельно платить за жилищно-коммунальные услуги и оплачивать расходы на управление многоквартирным домом.
С 2022 года для поставщиков жилищно-коммунальных услуг, в частности для объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), был создан электронный кабинет, куда можно подать сведения о ценах и тарифах на коммунальные услуги и содержание дома, которые в дальнейшем могли бы использоваться для назначения субсидий. В сентябре 2023-го Пенсионный фонд Украины упростил оформление субсидий: члену семьи надо только подать упрощенное заявление, а органы Пенсионного фонда самостоятельно из официальных источников соберут и обработают сведения, необходимые для назначения выплаты.
Но по состоянию на июнь 2024-го не все ОСМД и поставщики коммунальных услуг подавали в Пенсионный фонд соответствующую информацию, а Пенсионный фонд в свою очередь не может рассчитать размер субсидии для этих услуг, поскольку у него просто нет данных, в каких объемах потребитель должен их оплатить.
Уязвимые домохозяйства из-за этого или накапливают долги, или должны тратить такие нужные им средства на оплату коммуналки, даже несмотря на имеющуюся субсидию.
Министерство решило, что эту ситуацию необходимо исправлять, поскольку получается, что государство из-за процедурных вопросов не может выполнить часть взятых на себя гарантий по социальному обеспечению. Поэтому Минсоц предлагает дать возможность людям, которые получают или хотят получать субсидию, подать информацию о таких коммунальных услугах, чтобы обеспечить их покрытие субсидией, а также получить ее перерасчет с учетом таких оплат.
Какие изменения предполагаются
Предлагается дать потребителю возможность при обращении за назначением субсидии предоставить дополнительную информацию о коммунальных услугах и расходах на содержание дома, о которых нет данных у Пенсионного фонда. Соответствующие изменения как раз предлагается внести в пункты 43 и 60 Положения о порядке назначения жилищных субсидий.
Дискуссия о том, какие именно это должны быть данные, продолжается, но такой перечень, по формулировке Минсоцполитики, должен включать сведения о размере:
- цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и платежей за такие услуги;
- взносов / платежей объединению на оплату расходов на управление многоквартирным домом и коммунальные услуги в таком доме.
То есть Пенсионному фонду нужно не только привести доказательства начисления таких услуг или взносов к оплате, но и предоставить информацию, каким образом суммы за такие услуги начислены, то есть как сформирован тариф.
В частности, для ОСМД сведения о ценах и тарифах могут включать как решение собрания ОСМД (или извлечение из такого решения) об установлении цен и тарифов, так и справку ОСМД о ценах и тарифах со ссылкой на документ, которым они утверждены.
Также рекомендуем дополнительно предоставлять документы о начислении к оплате таких услуг: квитанции, распечатки из электронных кабинетов членов ОСМД и прочее.
Аналогичные условия предусмотрены для управляющих домов, если управление передано им исполнительным органом ОСМД. Если же управляющего избрала местная рада или ее исполнительный орган, то тарифы утверждают решением такой рады (но в таких случаях чаще всего в сведениях Пенсионного фонда соответствующие данные есть).
Кроме этого, министерство предлагает предусмотреть возможность перерасчета субсидии за предыдущий период. То есть с даты назначения субсидии до конца ее предоставления, а это, соответственно, либо с 1 октября до 30 апреля, либо с 1 мая по 30 сентября. Таким образом, предполагаются два порядка перерасчета — автоматический и по обращению потребителя.
В частности, если ОСМД или управляющий самостоятельно внесут сведения о тарифе и начислениях за коммунальные услуги или взносе на содержание дома в Пенсионный фонд, то назначенную субсидию пересчитают автоматически за тот период, на который она назначена. В этом случае человеку не нужно ничего делать.
В других случаях перерасчет будет происходить по обращению потребителя. Для этого предлагается добавить в положение Минсоцполитики возможность для человека самому обратиться за таким перерасчетом субсидии. Для этого нужно обратиться с заявлением о перерасчете и приложить к нему чеки и квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг, которые не были учтены при выплате субсидии. При этом важно, чтобы такие услуги были указаны в заявлении на получение субсидии (при их отсутствии в перечне формально могут отказать в перерасчете за предыдущий период).
И при автоматическом перерасчете, и по заявлению человека, после соответствующей калькуляции, выплата за предыдущий период будет добавлена к ближайшей по плану выплате субсидии, а все дальнейшие выплаты будут учитывать такие коммунальные услуги и взносы на содержание дома.
Какие потенциальные проблемы могут возникнуть
Для потребителя единственным вопросом по поводу этих изменений может быть получение соответствующих копий решений ОСМД или управляющих об установлении тарифов.
Однако даже дополнительные действия потребителя по получению дополнительных документов оправданы, поскольку запустят механизм решения проблемы для домохозяйств, которые имеют право, но не могут получить субсидию из-за отсутствия данных в системе их ОСМД.
Практические советы для потребителей
- Получение документов от ОСМД.
- Обращение к руководству ОСМД. Если вам нужны копии решений об установлении тарифов, обращайтесь письменно к главе ОСМД или другому ответственному лицу. Заявление нужно составлять в произвольной форме, но обязательно указывайте, какие именно документы вам нужны. Например, «Решение общего собрания ОСМД от [дата] об установлении тарифов на содержание дома».
- Фиксация обращения. Чтобы избежать недоразумений, ваше обращение должно быть зарегистрировано. Вы можете:
— подать заявление лично и получить отметку о принятии;
— прислать заявление заказным письмом с описанием вложения.
- Если ОСМД игнорирует ваш запрос, вы можете обратиться в местную раду или орган, осуществляющий надзор за деятельностью ОСМД, и / или подать жалобу в суд с требованием предоставить документы.
- Получение документов от управляющих. Если ваш дом обслуживает управляющий, тарифы может утверждать местная рада. В таком случае обращайтесь к управляющему с просьбой предоставить копии решений или расчетов тарифов. Если же тариф установлен местной радой, то надо обращаться непосредственно в орган самоуправления.
Ожидаемые результаты изменений
Сокращение финансовой нагрузки на домохозяйства. Новые правила помогут избежать ситуаций, когда люди вынуждены платить за услуги, не получая субсидию из-за отсутствия данных в Пенсионном фонде.
Уменьшение количества долгов. Поскольку субсидии будут учитывать все необходимые расходы, домохозяйства будут реже сталкиваться с финансовыми трудностями из-за несвоевременно начисленной помощи.
Повышение доверия к системе субсидий. Предоставление возможности гражданам самим подавать данные и обращаться за перерасчетом укрепляет доверие к социальной политике государства.