Американский ответ на китайский вопрос.
О желании Соединенных Штатов контролировать Панамский канал президент США Дональд Трамп заявил сразу после выборов - аргументируя это тем, что канал вообще-то появился благодаря Штатам.
А еще в марте 1976 года кандидат в президенты США Рональд Рейган сказал:.
"Мы купили его, заплатили за него, построили его и намерены его содержать".
Но спустя год президент США Джимми Картер подписал соглашения о передаче контроля над каналом Панаме.
В чем ценность этой водной артерии? Канал соединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, сокращая морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско с 22,5 тыс.
км до 9,5 тыс.
км, что влияет на судоходство и экономику в Западном полушарии и на всей Земле в целом.
После завершения строительства Панамского канала в 1914 году США в течение десятилетий управляли этим 82-километровым водным путем.
Полный контроль над каналом был возвращен Панаме в конце 1999 года.
Соединенные Штаты оставили за собой право использовать военную силу для сохранения его нейтралитета.
Но США не отказались от идеи полного контроля над каналом, чем объясняются претензии Трампа.
2 февраля он снова повторил свое обещание "вернуть" Панамский канал, предупредив о "мощных" действиях США в эскалации дипломатического спора с центральноамериканской страной о присутствии Китая вокруг этой жизненно важной водной артерии.
Но при чем здесь Китай?.
Согласно официальной статистике, почти 75% грузов, прошедших через Панамский канал в 2024 финансовом году, происходили из Соединенных Штатов, 21% - из Китая.
За ними следовали Япония и Южная Корея, напоминает агентство AFP.
Однако Трамп считает, что канал сейчас эксплуатируют китайские власти и что американские корабли переплачивают за проход через Панамский канал, в том числе и корабли ВМС.
"А мы не отдавали его Китаю.
Мы отдали его Панаме, и мы забираем его обратно.
С нами плохо обошлись из-за этого бессмысленного подарка, который не стоило делать, и обещание, которое дала нам Панама, нарушено", - подчеркнул он.
По словам Трампа, США собираются "забрать его обратно или произойдет что-то очень мощное".
Госсекретарь США Марко Рубио во время недавней встречи с президентом Панамы Хосе Раулем Мулино также выразил недовольство влиянием Китая на Панамский канал и ультимативно потребовал изменить эту ситуацию.
Глава Госдепа "четко дал понять, что сложившаяся ситуация неприемлема, а без немедленного изменения ситуации Соединенным Штатам придется принять меры для защиты своих прав", - заявила руководитель прессслужбы внешнеполитического ведомства США Темми Брюс в воскресенье, 2 февраля.
Дешевый сыр из мышеловки.
Заявления Трампа отражают обеспокоенность американских чиновников по поводу роста влияния Китая в этом регионе.
Впрочем, Брюс не уточнила, какими могут быть последствия в случае, если панамские власти откажутся выполнить требования США.
Но похоже, что в Панаме восприняли эти предупреждения всерьез.
Во время той же встречи с Рубио президент Панамы выразил готовность к диалогу по устранению беспокойства США по поводу китайского влияния в регионе, пишет сайт Эспрессо.
По словам Мулино, панамское правительство не будет возобновлять меморандум о взаимопонимании 2017 о присоединении к китайской инициативе развития за рубежом, известной как Один пояс, один путь.
Как известно, инициатива Один пояс - один путь включена в китайскую конституцию, отражающую ее значимость для Китая.
Ее считают центральной во внешней политике лидера КНР Си Цзиньпина, первоначально анонсировавшего стратегию как Экономический пояс Шелкового пути во время официального визита в Казахстан в сентябре 2013 г.
Эта концепция была принята правительством КНР для инвестирования почти в 70 стран и международных организаций.
Речь идет о распространении глобального экономического, а за ним и политического влияния Китая.
Программа поддерживает более 20 тысяч инфраструктурных проектов по всему миру, на ее финансирование Пекин уже выделил триллион долларов.
Так что своими угрозами Трамп уже кое-что достиг.
Но, несмотря на выход из китайской инициативы, панамское правительство отказываться от канала не собирается: как отмечает CNN, Панама считает канал центральным элементом своей национальной идентичности.
А также в 2024 году канал принес ей почти пять миллиардов долларов прибыли: согласно исследованию, опубликованному в декабре IDB Invest, 23,6% годового дохода Панамы генерируется каналом и компаниями, оказывающими услуги, связанные с его эксплуатацией, пишет сайт ВВС.
Вместе с тем за последние годы китайские компании - как частные, так и государственные - увеличили свое присутствие в Панаме, включая строительствокруизного терминала и моста, который возведут через канал.
Беспокойство по поводу китайского доминирования на водном пути касаются именно двух портов - Бальбоа и Кристобаль, сообщает DW.
Первый расположен на тихоокеанской стороне канала, а второй - на атлантической.
С 1997 года они находятся под управлением дочерней компании Hutchison Port Holdings, которая, в свою очередь, является дочерней гонконгской компанией CK Hutchison Holdings, владеет которой гонконгский миллиардер Ли Каши.
"Китайская Народная Республика позиционирует свои инвестиции в Латинской Америке как мирные.
Но многие из них предоставят Китайской Народной Республике стратегический доступ для ее вооруженных сил - Народно-освободительной армии (НОАК) - и будут служить базой для ее военно-морского флота", - заявляла в 2024 г.
на слушаниях в Конгрессе США экскомандующий Южного командования США генерал Лора Ричардсон.
В целом Китай постоянно и целенаправленно усиливает свое влияние на Панаму: открыл в стране первый Институт Конфуция, выделил грант на строительство железной дороги.
Китайские компании даже спонсировали медиатренинги для панамских журналистов.
Как и кому придется за весь этот "аттракцион невиданной щедрости" отвечать и чем благодарить китайцев - пока неясно.
Ирина Носальская.