The Guardian: Трамп может проигнорировать интересы Украины и отказаться от ее поддержки
В водовороте указов, назначений, тарифов, угроз и других инициатив последних нескольких недель Дональд Трамп все еще обещает вести переговоры о скором прекращении войны в Украине, а в пятницу заявил, что уже говорил об этом с Владимиром Путиным. Это правильный шаг, и он имеет действенную стратегию, но достичь этого будет нелегко. Ставки высоки, и если он потерпит неудачу, война станет еще более смертоносной - особенно если он примет стратегию злостного пренебрежения Украиной. Об этом пишет старший научный сотрудник и директор программы американского государства Фонда Карнеги Кристофер С. Чиввис, сообщает The Guardian.
Война опустошила экономики, армии и население обеих стран. По оценкам, количество погибших составляет сотни тысяч. Население Украины сократилось на четверть - на 10 миллионов человек - с момента вторжения России.
"Это патовая ситуация, затяжной и кровавый конфликт, который необходимо прекратить", - признал недавно госсекретарь США Марко Рубио.
Трамп должен убедить ключевые стороны сесть за стол переговоров, а затем заключить соглашение. Трагическая ситуация, в которой оказалась Украина, делает Киев более открытым к переговорам, чем когда-либо со времени, когда последняя попытка сорвалась весной 2022 года.
"Я должен поговорить с президентом Путиным", - сказал Трамп 20 января, когда его спросили о плане прекращения войны.
И он прав. Это единственный способ прекратить кровопролитие. Однако, чтобы заставить Москву сесть за стол переговоров и начать серьезные переговоры, Трампу нужны рычаги влияния. С этой целью он угрожает России более жесткими экономическими санкциями и прибегает к гамбиту, чтобы опустошить военную копилку Путина, снизив цену на нефть. В то же время он также предложил подсластители в виде ослабления санкций в обмен на мирное сотрудничество.
.Интересно, что Трамп хочет, чтобы Китай играл определенную роль в переговорах. Это разумный шаг. Китай поддержал военные усилия России и имеет влияние на Кремль. Более того, Пекин заявил, что хочет, чтобы война закончилась. Но эта идея, кажется, противоречит антикитайским взглядам некоторых представителей администрации Трампа, в частности Рубио, главного дипломата Трампа. Она может быть разрушена только по этой причине.
Трампу также придется убедить союзников США в Европе поддержать мирную инициативу - иначе некоторые из них могут подорвать его усилия. Многие европейские столицы признают, что урегулирование войны было бы в их интересах, но они настолько сильно поддерживают Украину, что им может быть трудно поддержать дипломатию - особенно если это означает неудовлетворительное для Украины урегулирование. Такие ключевые фигуры, как Кая Каллас, верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности, также могут скептически относиться к этой идее, судя по их позициям в отношении войны на сегодняшний день.
Если Трампу удастся усадить за стол переговоров все эти стороны, ему придется продираться сквозь болото спорных вопросов.
С одной стороны, существует фундаментальный вопрос о том, какой будет будущая стратегическая ориентация Украины: нейтральной, западноориентированной или каким-то гибридом обоих. Россия может не согласиться на прекращение огня, если это будет означать принятие возможной западной ориентации Украины. Украина может бороться с любым соглашением, которое не дает надежды на это.
Украина также наверняка отвергнет любое соглашение, которое не включает определенные гарантии безопасности от будущего российского нападения. Существуют разные способы обеспечить такую гарантию - от вступления Украины в НАТО, предоставления ей многонациональных сил защиты до простого обещания удвоить военную помощь Киеву, если Россия снова нападет на нее. Однако выбор наилучшего варианта будет противоречивым, поскольку Европа, США, Украина и Россия расходятся во мнениях относительно того, какой вариант является лучшим.
Между тем, несколько других острых вопросов - например, статус украинцев, проживающих на оккупированных Россией территориях, статус самих этих территорий и давние, но нереалистичные требования России по далеко идущей перестройке европейской архитектуры безопасности - потребуют от Трампа значительной дипломатической ловкости, чтобы достичь договоренностей. Хватит ли у президента США терпения довести до конца эту чрезвычайно сложную и ответственную дипломатическую задачу - далеко не факт.
Зато Трамп может скатиться к политике злостного игнорирования Украины, особенно если Киев займет жесткую позицию на переговорах, или если он почувствует, что Путин выиграет войну, а Трамп не хочет запрягать свою телегу к проигрывающей лошади. В таком случае Трамп может осуждать Россию за насилие, но не будет делать ничего, чтобы остановить ее войска от того, чтобы растерзать остальную Украину в пыль.
Еще большая угроза возникает, если Трамп пойдет на переговоры, а затем потеряет лицо перед Путиным - например, если Путин публично отвергнет его мирный план или проведет масштабное наступление во время переговоров. Трамп без колебаний отдал приказ об убийстве иранского генерала Касема Сулеймани в 2020 году, и не трудно представить, что он может применить силу против россиян в Украине, если на кону будет стоять его авторитет. Это может привести к неконтролируемой эскалации со стороны обеих ядерных держав.
Ранее замглавы МИД России Сергей Рябков заявил, что по линии внешнеполитического ведомства РФ уже ведет переговоры с США. Но в комментарии РосСМИ он пока не стал подтверждать личные контакты президентов Дональда Трампа и Владимира Путина. Более того, сегодня даже нет графика контактов лидеров.