Индия строит устойчивую к санкциям цепь поставок российской нефти — Bloomberg
Индия строит устойчивую к санкциям цепь поставок российской нефти — Bloomberg
Нефтеперерабатывающие предприятия Индии, стремящиеся продолжать импортировать дешевую нефть из России, работают с торговцами, грузоотправителями и другими посредниками над перестройкой цепей поставок в условиях ужесточения санкций США, сообщает Bloomberg.
В кулуарах главного энергетического форума Индии в Дели представители отрасли заявили, что существующие сети меняются с помощью торговых фирм, танкеров и страховых компаний, не входящих в "черный список" Вашингтона. В частности, привлекаются компании, не попавшие под ограничения, а также новые, заменяющие подсанкционные фирмы.
Крупные индийские покупатели, среди которых Indian Oil Corp. Ltd, Bharat Petroleum Corp. Ltd., Mangalore Refinery & Petrochemicals Ltd. и Reliance Industries Ltd., активно покупали российскую нефть по сниженным ценам. Однако ситуация изменилась в январе, когда Вашингтон объявил о новых санкциях против судов и компаний, помогающих Москве.
Под ограничения попали около 160 танкеров, что вызвало замешательство среди индийских и китайских покупателей.
По некоторым оценкам, государственные индийские нефтеперерабатывающие компании и Reliance не досчитались 18-20 грузов российской нефти для мартовской загрузки, что эквивалентно 20 миллионам баррелей или 14% месячного импорта Индии. Компании все еще надеются восполнить эти пробелы за счет российских поставок во избежание необходимости искать более дорогую альтернативу. Индийские чиновники заявили, что какие-либо перебои будут временными, но времени остается все меньше.
“Для импорта нужны корабли, не подпадающие под санкции, страховка, которая требует времени на перенастройку. Требуются платежи. Итак, в каждом из этих направлений есть проблемы, которые нужно решить. Мы работаем над решением этих проблем”, – заявил секретарь Министерства нефти Индии Панкадж Джайн на конференции в Дели на этой неделе.
Одной из определяющих черт способности РФ к адаптации и головной болью для санкционных органов являются быстрые изменения торговых компаний. На этой неделе руководители государственных нефтеперерабатывающих заводов Индии заявили, что на рынке появились новые торговые компании, базирующиеся в Дубае, в том числе L-Oil и Sccton, предлагающие российские грузы индийским покупателям. Эти компании пришли на смену таким фирмам как Black Pearl, Guron Trading, Demex Trading (попали под санкции США в январе).
После российского вторжения в Украину в Дубае и в меньшей степени в Гонконге появились десятки "подставных" торговых и судоходных фирм. Эти каналы для российской и иранской нефти легко регистрировать и закрывать. Новые компании создаются быстрее, чем Вашингтон успевает выявить их и ввести санкции.
До сих пор непонятно, как администрация нового президента США Дональда Трампа будет балансировать между желанием занять жесткую позицию по отношению к России и Ирану и стремлением ограничить рост цен на нефть. Премьер-министр Нарендра Моди должен встретиться с Трампом в Вашингтоне на этой неделе.
В то же время у индийских нефтепереработчиков и компаний, продающих российскую нефть, есть и другие варианты, в частности использование береговых резервуаров для маскировки происхождения нефти. Изменение "маркировки" происхождения нефти путем перегрузки с судна на судно уже является распространенной стратегией, используемой китайскими покупателями, пытаясь "замаскировать" иранскую нефть.
Индия на этой неделе повторила свой регулярный призыв к Москве о скидках на нефть, подчеркнув, что имеет несколько источников поставок. Торговля нефтью между РФ и Индией выгодна обеим странам: Москве нужны другие клиенты, кроме Китая, тогда как покупателям в Дели может быть трудно вернуться к традиционным поставщикам на Ближнем Востоке и заключить выгодное соглашение.
Три года Индия спасала российскую нефтяную экономику, выгодно скупая дешевое сырье. По мнению экономиста Олега Саркица, холодный расчет, приведший Индию к сотрудничеству с Москвой, может заставить ее отвлечься от ситуативного партнера, как только это перестанет быть выгодным. Подробнее об этом — в статье "Мат слоном и конем: как индийский фактор может стать решающим для краха российской нефтяной империи".