Режиссер Алексей Есаков: Фильм «Песики» стал вызовом как для Леси Никитюк, так и для меня
27 февраля в кинотеатрах стартуют допремьерные показы фильма «Песики» с Лесей Никитюк в главной роли. Героиня Никитюк, амбициозная карьеристка и холостячка Яна, оказывается в необычной ситуации: из-за проклятия все ее любовники превращаются в собак.
В интервью Коротко про режиссер фильма Алексей Есаков рассказал, как Леся Никитюк играла свою первую, к тому же главную роль в «Песиках», с какими вызовами столкнулась, как это - работать на съемочной площадке с собачками, когда ожидать продолжения сериала «Прикордонники»», где успел сняться его сын в двухмесячном возрасте вместе с 91-летним дедушкой и какие фильмы рекомендует посмотреть.
«Песики» – это самая большая авантюра в моей киножизни
– Алексей, вы снимали разные по жанрам ленты. Это первая комедия в вашей фильмографии?
- Комедия – не первая. Но как полный метр – первая. И это первая комедия с такими серьезными вызовами со всех сторон. Во-первых, среди главных героев – пять собак. И это только главных! В общей сложности у нас снялось более 100 собачек.
Во-вторых, в главной роли – прекрасная и талантливая телеведущая Нового канала, блогер Леся Никитюк. Но съемки в полном метре – это совсем другое. И это был вызов как для нее, так и для меня.
В-третьих, это еще и особенная для меня комедия, потому что я в этот поезд запрыгнул за три недели до съемок. Наверное, это самая большая авантюра в моей киножизни. Но авантюра классная.
– Вы взялись за проект за три недели до съемок? Ленту должен был снимать другой режиссер?
– Да, начинал работать над фильмом другой режиссер. Но потом режиссер с продюсерами поняли, что у них разные взгляды в творческом смысле на эту историю. И это нормально. Надо иметь мудрость, чтобы прийти к этому решению сообща, без конфликтов, с пониманием. И – сделать это вовремя, а не во время съемок, когда это могло бы разрушить проект.
Когда мне впервые позвонил продюсер Сергей Демидов с предложением по этому фильму, съемки должны были начаться через 10 дней. Это вообще было невозможно. В результате отсрочили на три недели.
Это невероятная история. Учитывая все сложности кинопроизводства, начать съемки через три недели – это фантастика.
Но, во-первых, огромный пласт работы был проделан предыдущим режиссером и командой.
Во-вторых, я был абсолютно уверен в том, что это будет крутой проект, потому что уже работал с этой командой – с продюсером фильма Анной Елисеевой и автором сценария и креативным продюсером Анастасией Лодкиной. Это люди, которым я доверяю на тысячу процентов. Мы вместе делали проект «Перші дні», и это был бесценный опыт. Поэтому все тревоги, недостаток времени компенсировались верой в сценарий и верой в этих людей.
- Актеры часто говорят, что комедия – самый сложный жанр. Надо и рассмешить людей, и попытаться снять кино без штампов, как у нас часто выходит. Вы что скажете – сложно снимать комедию?
- Первый слоган фильма: «вона перетворює чоловіків на собак, вони її – на людину». Это уже и смешно, и мило одновременно. Сейчас создать что-то действительно оригинальное и свежее сложно. Но идея Насти Лодкиной оказалась именно такой.
Когда прочитал сценарий, влюбился в эту историю, потому что она ни на что не похожа. Мне нравится смотреть на нее как на хорошую сказку для взрослых. Недавно у нас вышел тизер-трейлер. Считаю, вайб тизер-трейлера более провокативный, чем вайб самого фильма, и может показаться, что эта история более легкая и поверхностная, чем она есть на самом деле.
Снимать эту комедию было сложно из-за того, что я готовился в очень короткие сроки. Очень много чего нельзя было спрогнозировать, потому что это работа с собаками, которые занимают экранного времени не меньше, чем люди. И это первый мой опыт работы с животными в таком масштабе.
Собачек очень много, у них своя коммуникация, свои сложные взаимоотношения, разные характеры, кто-то кому-то нравится, кто-то - нет. Между собой у них свои интересы, кого-то в кадре нельзя ставить рядом, потому что может возникнуть между ними напряжение, начнут рычать и забывать свои задачи, не реагировать на команды. У собачек, как и у людей, есть свои личные дела и отношения между собой. И с ними тоже нужно договариваться, учитывать их желания, их режим. Это не просто.
Можно придумать себе что угодно, но получится ли то, что мы запланировали снять, никто, кроме этих собачек, не знает. Мы часто импровизировали, находили альтернативные решения здесь и сейчас, где-то даже получалось лучше, чем мы планировали заранее.
Я просто обязан выразить свое восхищение второму режиссеру Анне Савчук - потому что она вместе с нашим кинологом Натальей Юрчишиной взяли под свой контроль все репетиции с собачками, а их было очень много. И всю основную работу с ними на площадке. Владельцы каждого животного всегда были рядом, и также помогали найти нам общий язык со своими любимцами.
Собаки – очень умные существа. Я вообще не собачник, я по котам. Кстати, в фильме такую же фразу говорит герой Ивана Блиндаря, который играет крутого известного музыканта. Но за это время в душе я стал собачником, хотя и остался верным своей кошке (смеется).
Алексей Есаков и Леся Никитюк на съемках «Песиків». Фото: пресс-служба фильма «Песики»
Собачки реально похожи на актеров, которые в них перевоплощаются
- Съемки с одной собакой – это вызов, а у вас более 100 четырехлапых.
– Это опыт на всю жизнь. Я очень переживал, не будут ли съемки для них мукой. Аня Савчук взяла на себя почти всю работу с собачками. И их владельцы говорили, что для них это праздник, что им весело. Когда снимается одна собака, возможно, ей надоедает быть только в кругу людей, выполнять команды, а здесь они бегали, играли между собой. Это был веселый собачий движ.
- Как режиссер выбирает людей для ролей – процесс понятный. Собачек вы утверждали?
– В основном эта работа была проделана до того, как я пришел в проект, и основной состав актеров и собачек уже был утвержден. Мне очень понравился выбор и предыдущего режиссера, и продюсеров – как актеров, так и собачек.
Когда увидел собак, и это было очень смешно, но они реально похожи на актеров, которые в них перевоплощаются.
- Интересно, как подбирали собачек под актеров? К примеру, мне Джесси похожа на Артура Логая.
– У нас две Джесси, и в одну из них действительно превращается герой Логая. Искали визуально, отталкиваясь от внешности. Но не могу раскрывать, кто какой собачкой становится, чтобы не спойлерить. Думаю, зрители оценят.
– Актерам понравилось, кого вы под них подобрали?
– Да, они смеялись. Вообще на протяжении всего фильма было ощущение, что все кайфуют от работы. Все, как дети, бегали с горящими глазами, что-то предлагали, придумывали.
Мы очень много общих идей воплотили вместе. Очень многие решения принимались прямо на площадке. Слава богу, команда была открыта для импровизаций и экспериментов.
– У вас большой звездный каст собрался. В команде - Елена Хохлаткина, Вера Кобзарь, Ольга Сумская, Наталка Денисенко… Они тоже играют или просто присоединились к промо?
– У них у всех очень интересные роли, с которыми тоже познакомятся зрители.
- Учитывая звездных актеров, дорогой получился фильм?
– Я отвечаю за творчество. Как удалось собрать такой состав, с финансовой точки зрения, понятия не имею, но продюсеры у нас крепкие.
Леся много раз смеялась, что соглашалась играть комедию, а тут – столько драмы
- Это первая роль у Леси Никитюк, и сразу – главная. Леся – не профессиональная актриса. Вы позвали ее на эту роль или были пробы? Бывает, что режиссер сразу видит кого-то в определенной роли.
– Когда я зашел в проект, Леся уже была утверждена на роль. С одной стороны, думал: вау, вот это эксперимент, одна из самых известных звезд шоу-бизнеса идет в кино на главную роль в такую историю! С другой стороны, это огромная ответственность для режиссера, потому что это вопрос моей работы с Лесей как актрисой, чтобы она прожила эту историю честно.
Как известно, кино снимается не хронологически. Так, кстати, мы и начали наш первый съемочный день – с финальных сцен фильма, а это самая сложная часть картины, самая драматичная. К этому моменту героиня полностью изменилась за время событий, которые происходят в ленте. И представьте – человек, который впервые попал в большое кино на главную роль, начинает свой первый съемочный день с самых сложных сцен фильма! Для Леси это был грандиозный стресс, и я восхищаюсь тем, как она справилась с этим испытанием.
Когда только узнал, что в главной роли будет Леся Никитюк, волновался. Ведь абсолютно не знал, как она работает, какой она человек, что тоже важно.
Главная героиня – это самый важный вопрос, на ней будет держаться весь фильм. Как мне принять решение? Леся – уже очень успешный человек. Что для нее этот фильм?
Но я всегда принимаю решение во всех своих проектах только сердцем. Наша первая с Лесей встреча все расставила на места. Я почувствовал, что для нее это будто новая отдельная жизнь, в которую она хочет погрузиться, и она будет этому предана, что это для нее не какое-то проходное дело. Я видел ее доверие ко мне, ее желание слышать меня и вместе пройти эту историю.
Леся много раз смеялась, что соглашалась играть комедию, а тут – столько драмы! Ей было реально сложно играть драматические сцены, потому что каждый раз она их проживала. Она настолько погружалась в мир своей героини и событий, что когда ей было грустно и у нее текли слезы, то эти слезы были настоящими, а не вызванными актерскими уловками. Кто-то, например, не закрывает глаза долго или закапывает мятным карандашом, чтобы пошли слезы, а Леся использовала прием ассоциаций, воспоминаний из реальной жизни или переноса событий на кого-то из близких, когда жизнь героини становится твоей личной. Поэтому ее слезы – настоящие, смех – настоящий.
Честное слово, я был в восторге от ее упорства, целеустремленности, вырывания зубами результата. Она просто лбом пробивает любые сложности.
– В чем были сложности?
- Были сложные моменты, когда мы едва не дошли до конфликта из-за того, что Леся очень устала от постоянной эмоциональной перегрузки. Она выкладывалась в каждой сцене на максимум, и в какой-то момент произошло моральное истощение. В этой истории главная героиня Яна сталкивается с большим количеством разных испытаний, а Леся, как я уже говорил, абсолютно каждую сцену не просто играла, а проживала. И когда было больно Яне – на самом деле больно было Лесе.
Как-то Леся поворачивается ко мне вся в слезах и говорит: «Леша, это должна была быть комедия, почему я рыдаю уже какую сцену подряд?» Это очень серьезный экспириенс для Леси. Но еще раз повторюсь, я абсолютно висхищен тем, как она со всем справилась.
– Сейчас какая картинка со съемок у вас перед глазами?
- Финал фильма. Как я уже говорил, финальные сцены мы снимали в первый день съемок. Нам нужна была людная улица, мы специально вышли снимать в середине дня. И вот идет Леся по Подолу, говорит по телефону, у нее очень душевный диалог, она плачет... А люди идут, все к ней поворачиваюся, кто-то начинает еще и снимать. Однако по сюжету, Леся – не звезда, не Леся Никитюк, которую все узнают, она обычная девушка, которая спокойно должна идти по городу.
В конце концов, мы окружили Лесю актерами массовых сцен и участниками съемочной группы, чтобы максимально рядом были люди, которые точно не повернут голову в ее сторону (смеется).
А еще первый раз у меня был съемочный день без актеров. Целую 12-часовую смену мы снимали только собак. И это, к слову, был невероятный день.
Вообще, мне кажется, классный получился результат по работе с собаками. Хотя много чего отличается от того, что мы планировали, ведь не всегда собака хочет делать то, что ты от нее ждешь. Был эксперимент на эксперименте.
Для Леси Никитюк – это первая главная роль в кино. Фото: instagram.com/pesykymovie/
У меня огромное желание привлекать больше актеров-военных в проекты
– Еще один ваш проект, сериал «Прикордонники», продолжили на второй сезон. Лента стала очень популярной. Уже снимаете?
– Сейчас пишется второй сезон. Будем снимать весной, поближе к лету. Сериал должен выйти осенью этого года.
– У вас в «Прикордонниках» снимался Владимир Ращук, в «Песиках» – Дмитрий Сова. Как вы подстраиваете съемочный процесс под ребят-военных?
– Это тоже скорее вопрос к продюсерам, кастинг-директорам, как технически это происходит. Но безгранично благодарен, что так произошло.
В «Прикордонниках» для меня было самым важным, чтобы главную роль Ивана Криницкого на экране воплотил военнослужащий. И Владимир Ращук стал сердцем этого проекта. У меня огромное желание привлекать больше актеров-военных в проекты, если у них есть такая возможность.
Поэтому безгранично благодарен и рад, что Владимир Ращук смог к нам присоединиться. Вова - абсолютное сокровище для этого фильма во всем: и как невероятный актер, создавший персонажа, которого полюбили мы и зрители, и как действующий военнослужащий, который консультировал нас, не давал нам наделать каких-то гражданских ошибок в такой сложной и ответственной теме. И просто как человек с огромным сердцем, который всегда поддержит и поможет во всем.
Так же я рад, что нам удалось привлечь Дмитрия Сову к съемкам в «Песиках». В нем также сочетаются прекрасные человеческие качества вместе с настоящим актерским талантом. Мне действительно посчастливилось быть в окружении таких людей, талантливых и искренних.
Я, кстати, немного волновался перед работой с Лесей, потому что звезда такого масштаба могла бы требовать к себе определенного особого отношения, как это иногда бывает. Но за все время съемок не было даже намека на какое-нибудь звездное поведение или, не дай бог, пренебрежительное отношение к кому-то. Все это время она была нашим настоящим другом. Она часто приезжала на съемки с подарками, разными вкусностями, общалась и шутила со всеми участниками группы. Когда мы уставали, она всегда находила какую-то меткую историю, чтобы нас подбодрить. Она даже свой день рождения встретила с нами на съемочной площадке, хотя могла бы сказать, чтобы в этот день мы не планировали съемку. Классно, когда звезда такого уровня – в первую очередь человек с добрым сердцем.
Дима Сова говорил, что эти съемки для него – как глоток свежего воздуха. Поэтому классно, когда ты можешь таким образом отблагодарить человека за то, что он делает, дать ему возможность снова почувствовать то, чем он жил раньше. Ребята говорят, что съемки помогают им морально разгрузиться. Поэтому они и для фильма огромный подарок, и я радуюсь, что они смогли посниматься.
– Вы уже сказали, что Владимир Ращук консультировал вас и не давал совершить гражданских ошибок. Понимаю, что это все-таки художественное кино, где есть и должно быть художественное осмысление каких-то событий, но и зрители не критиковали вас за какие-то киноляпы.
- Конечно, и в нем тоже есть к чему придраться. Но это в первую очередь – художественное произведение. А Вова нас реально очень сильно провел за руку по очень многим моментам, много чего исправилось, переписалось. Вова – и наш актер, и консультант, и еще и каскадер, каскадерские трюки тоже сам исполнял.
Госпогранслужба, Национальная академия пограничной службы им. Богдана Хмельницкого нам очень помогали со сценарием. Наши авторы прошли серьезные консультации. Конечно, есть некоторые моменты, которые объясняются только художественными решениями, потому что это не документальное кино, все равно что-то приглаживается. Но баланса, мне кажется, нам удалось достичь.
Владимир Ращук на съемках сериала «Прикордонники». Фото: НТН
Сын снялся в фильме «Песики» в одном кадре с моим 91-летним дедушкой
– «Прикордонники» вы называли одним из самых знаковых проектов еще и потому, что в это время у вас родился сын. Сейчас «Песики», потом снова пойдут «Прикордонники». Хватает времени побыть с сыном?
– Сын родился за пару дней до завершения съемочного периода «Прикордонників», родился между ночными сменами. Я был на родах, оттуда ехал снимать, со съемок ехал обратно в роддом, с роддома снова на съемки. Это невероятное событие в моей жизни.
Кстати, прикольно, что Марк Алексеевич родился на последних сменах «Прикордонників», а уже снялся в фильме «Песики», причем в одном кадре с моим 91-летним дедушкой Альбертом Сергеевичем Есаковым. В начале есть сцена, где Леся едет на авто, слушает музыку, кайфует, потому что у нее все складывается хорошо, смотрит по сторонам, а там - кто-то гуляет с собачками, кто-то - с детьми. И в одном из тех кадров снялась моя семья. В кадре есть Есаков 91-летний и Есаков двухмесячный, которого держит на руках моя жена Даша.
Сейчас у меня этап монтажа «Песиків», я монтирую фильм дома, и Марк мне помогает: смотрит, заглядывает, проверяет, все контролирует. Стараюсь этими днями надышаться, потому что как начнем съемки «Прикордонників», будем видеться очень мало. Но сниму, вернусь к монтажу, и Марк снова будет контролировать все процессы (смеется).
- Ваш дедушка – звезда вашего инстаграма, ему там пишут много теплых слов. Он – пример для всех нас, как в 91 год жить с интересом к этой жизни. В чем его секрет?
– Он всегда очень любил жизнь и всегда любил быть счастливым, и как-то ему это удается. Он в 60 лет впервые стал на ролики. Сказал дочке, моей маме, что мечтает о роликах. Как у него родилась эта мечта – не знаю. И его дочь дарит ему в 60 лет ролики, и он начинает кататься. В центральном парке Харькова он звезда, его там все знают. Когда началась полномасштабная война, мы его забрали из Харькова в Киев, здесь он не катается, но очень надеюсь, что он еще погоняет в парке Харькова на роликах.
Он каждое утро делает зарядку, кроме воскресенья, потому что воскресенье у него всю жизнь – выходной. Йогой занимался.
– Чтобы стать хорошим режиссером, как вы говорили, нужно много смотреть кино. Какие фильмы на вас больше всего повлияли? Что бы нам посоветовали посмотреть?
- Сложно сказать, потому что у меня нет одного любимого фильма.
Собственно, это вся фильмография братьев Коэн. Среди самых любимых – «После прочтения сжечь» и «Серьезный человек».
Из относительно недавно просмотренного – неожиданно у меня вызвал какие-то невероятно теплые чувства из детства фильм «Фабельманы» Стивена Спилберга. Мне кажется, только Спилберг способен творить такую магию. Не могу сказать, что это гениальное кино или мое любимое, но для меня кино – это в первую очередь эмоции. И он вызывал во мне эмоции, словно я смотрю кино в детстве.
А два самых крутых сериала в истории, на мой взгляд, - это «Во все тяжкие» и «Наследники». По драматургии и режиссерской работе это мой топчик.
Алексей Есаков с дедушкой Альбертом Сергеевичем. Фото: instagram.com/alexyesakov/