Для Трампа войны в Украине и Секторе Газа выглядят почти одинаково — WSJ
Для Трампа войны в Украине и Секторе Газа выглядят почти одинаково — WSJ
Президент Трамп переписывает общепринятую схему разрешения неразрешимых конфликтов в мире, предлагая переговоры по урегулированию войны в Украине с уступками России и разрушая надежды на палестинское государство своим планом переселения всего населения Газы.
Его проекты в обоих случаях — это продолжающееся десятилетиями отрицание политики США и строгое утверждение, что традиционные ответы Вашингтона на эти, казалось бы, бесконечные столкновения уже были испытаны и провалились, считают корреспонденты The Wall Street Journal.
"Для Трампа Газа и Украина кажутся почти одинаковыми. Тысячи людей гибнут бессмысленно. Города лежат в руинах. Давняя ненависть подпитывает бесконечную борьбу. Его решения для Газы и Украины тоже в чем похожи", — пишут корреспонденты.
Они исходят из его веры в свою способность убеждать, заявленного желания, чтобы его воспринимали как миротворца, заключающего сделки исторического значения, и склонности навязывать решения более слабым странам, в том числе союзникам, говорят аналитики, изучавшие оба конфликта.
"В обеих ситуациях он хочет тишины, мира, соглашения. Меньше американского вмешательства, меньше договоренностей и меньше американского риска", — сказал Уильям Векслер, старший директор Центра Рафика Харири и Ближневосточных программ аналитического центра Atlantic Council.
Вопрос заключается в том, может Трамп теперь попробовать свой план игры где-то еще, например, на Тайване, где растут опасения, что желание президента заключить быстрое торговое соглашение с Пекином может вдохновить его использовать демократический остров как разменную монету.
В газете полагают, что неортодоксальный подход Трампа также рискует создать новые стратегические тупики.
В Украине стремление Трампа к миру вызвало опасения в Киеве, что он может попытаться заключить соглашение без участия Украины, которое принесет временное прекращение боевых действий, но не обеспечит Украине достаточной поддержки, чтобы противостоять российским усилиям по ее покорению в долгосрочной перспективе.
Хотя Трамп в комментарии журналистам пообещал продолжить военную помощь США Киеву, он настаивал на том, что стремление Путина к миру подлинно, что, по мнению некоторых аналитиков, вызывает сомнения.
"Трамп хочет прекращения огня и какой-то договоренности, которая бы на время отодвинула украинский вопрос на второй план. Но его видение все еще радикально отличается от путинского. Для Путина реальное решение — это "дружественная" к России Украина", — отмечает Татьяна Станова, старший научный сотрудник Центра Карнеги Россия-Евразия.
В 2016 году Трамп проложил себе путь к президентству, обвиняя Вашингтон в развертывании долговременных операций в Афганистане и Ираке, не имея при этом никаких веских аргументов в свою пользу. Но он часто сталкивался с тем, что его идеи блокировались его советниками и незнанием процесса выработки политики.
Мирные соглашения, которые он протолкнул во время первого срока, также были нетрадиционными и дали неоднозначные результаты.
"Пакты о нормализации отношений между Израилем и четырьмя арабскими государствами — Соглашения Авраама — отвергли десятилетиями царящую в Вашингтоне и столицах Ближнего Востока мысль о том, что столетний конфликт требует создания палестинского государства для достижения мира. Но другие арабские страны не поддержали эту идею. ХАМАС использовал отстранение палестинского дела как призыв к сплочению для атак 7 октября 2023 года, которые вызвали войну с Израилем", — отмечают корреспонденты.
В Афганистане Трамп бросил вызов вашингтонскому истеблишменту в 2020 году, заключив мирное соглашение с талибами, не включавшее поддерживаемое США кабульское правительство.
Хотя администрация Байдена была подвергнута резкой критике за то, как справилась с окончательным выводом войск, многие давние наблюдатели за Афганистаном раскритиковали соглашение за то, что оно не сдерживало талибов от ограничения образования для девушек и других жестких мер.
Во время второго срока Трамп уже демонстрирует большую готовность к реализации собственных идей.
В Газе его план переселить почти два миллиона палестинцев в Иорданию и Египет, чтобы США могли "забрать" и отстроить разрушенный анклав, был отвергнут арабскими правительствами и некоторыми жителями Газы, заявившими, что никогда не покинут свои дома.
Ни один предыдущий глава Белого дома со времени основания Израиля в 1948 году не предлагал окончательного выселения палестинцев из Газы, которую большинство американских президентов рассматривали как часть будущего палестинского государства.
Однако предложение Трампа также является таким, которое люди в Израиле и арабском мире считают нереалистичным и может дестабилизировать такие страны, как Египет и Иордания, граничащие с Израилем.
О том, удастся ли Трампу прекратить войну, размышляли в статьях для ZN.UA Олег Шамшур"Трамп готовит "шок и трепет". Какой ценой он может закончить войну в Украине?" и Вячеслав Лихачев "Трамп-миротворец. Важные выводы для Украины".