Маск против Альтмана: как искусственный интеллект рассорил двух миллиардеров
На днях Илон Маск выступил с предложением о покупке OpenAI – компании, в которой он был одним из основателей. Нынешнему гендиректору OpenAI Сэму Альтману Маск предложил $97,4 млрд. Альтман же взамен предложил выкупить у Маска его компанию Х (бывший Twitter) в десять раз дешевле - за $9,74 млрд. Коротко про – о противостоянии двух человеческих умов, рассорившихся из-за искусственного интеллекта.
Что мы знаем о Сэме Альтмане?
Сэмюэлю Харрису Альтману 39 лет, он родился в Чикаго в еврейской семье. Вегетарианец, открытый гей (его супруг - Оливер Малхерин, инженер-программист в Meta), сторонник идеи грядущего апокалипсиса, обладатель IQ в 170 баллов. С 8 лет увлекается программированием, в 19 лет бросил Стэнфордский университет, недотянув до бакалавра. Что не помешало ему сразу же основать компанию Loopt, создававшую мобильные приложения для соцсетей, а через семь лет продать ее, как говорится, с наваром.
Дальше - больше: Альтман был соучредителем и разработчиком во многих компаниях, активно инвестировал, вкладывался в акции и в 2015 году стал соучредителем OpenAI - исследовательской организации по искусственному интеллекту. Вместе с ним разработкой ИИ занимались Илон Маск, Джессика Ливингстон и Питер Тиль. Финансировали разработки (в размере $1 млрд), кроме других прочих, Microsoft и Amazon Web Services.
Основанная как некоммерческая компания OpenAI вначале не показывала стремительных успехов, и Илон Маск в 2018 году вышел из состава совета директоров, не ожидая от проекта ничего интересного. В OpenAI заявили, что его уход был вызван желанием избежать конфликтов с работой Tesla в области ИИ, но позже Маск заявил, что его выгнали. Он основал конкурирующий стартап ИИ под названием xAI в 2023 году и… И прогадал. Мало кто слышал о xAI, зато все знают OpenAI.
Польза для человечества или прибыль?
Раздор между Маском и Альтманом в своей основе имел некую философскую подоплеку. В это трудно поверить, но Илон Маск изначально позиционировал OpenAI как некоммерческую компанию, декларируя ее цель как «польза для человечества», а не получение каких-то там доходов. Альтман же успешно коммерциализировал OpenAI, выведя ее на прибыль от использования ИИ еще и закрыв исходный код. Это противостояние «лирика и физика» вышло за пределы кабинетов, развернувшись в соцсетях, в залах судебных заседаний и в политических кругах. Стоимость компании OpenAI возросла в разы и сейчас составляет около $100 млрд или даже больше – можно и пободаться.
Со стороны это выглядит более прозаично: недальновидный основатель, покинувший свой проект до его взлета, решил вернуть себе успешный бизнес или хотя бы его часть. С прошлого года Маск добивается судебного решения, которое обяжет OpenAI сделать свои исследования и технологии доступными для общественности и запретит стартапу использовать свои активы, включая GPT-4, для получения финансовой выгоды Microsoft или любого другого лица.
Сэм Альтман считает, что все эти выпады – не более чем конкурентная борьба. К тому же его самого попросили на выход из OpenAI в 2023 году – по причине «утраты доверия» из-за разногласий по безопасности искусственного интеллекта (Альтман убежден в том, что есть риски в использовании ИИ, и всем, кто пользуется или разрабатывает ИИ, нужно быть очень осторожными и ответственными). Правда, изгнание длилось всего неделю, Альтмана восстановили в должности после давления на правление сотрудников компании и инвесторов.
А хотите, мы сами у вас купим?
Илон Маск ведет свою игру громко: он близкий союзник президента Дональда Трампа, потративший четверть миллиарда долларов на его избрание. Маск возглавляет Департамент эффективности правительства, получивший полный карт-бланш на контроль за всеми государственными институтами США. Он предложил Альтману продать OpenAI за $97,4 млрд – публикация об этом появилась на страницах издания The Wall Street Journal. Альтман отклонил это предложение и даже высмеял Маска, сделав встречное предложение: «Нет, спасибо, но мы купим Twitter за 9,74 млрд долларов, если хотите».
Это не понравилось Маску, который ответил Альтману коротко и емко: «Мошенник». К слову, сам Маск купил Twitter примерно за $44 млрд.
21 января этого года свежеизбранный президент США Дональд Трамп объявил о старте проекта Stargate стоимостью $500 млрд. Целью крупнейшего проекта в истории названо развитие инфраструктуры искусственного интеллекта (ИИ) в США. Stargate сосредоточится на создании физической и виртуальной инфраструктуры для поддержки следующего поколения ИИ, включая строительство центров обработки данных по всей стране. Первый такой центр уже строится в Техасе.
Ключевыми технологическими партнерами проекта являются Arm, Microsoft, NVIDIA, Oracle и OpenAI. Последнюю компанию в этом списке представляет, конечно же, Сэм Альтман. А вот компаний близкого друга президента – Илона Маска – среди партнеров нет.
Конечно же, Маск уже высказался! Собрав все свое мужество, он скептически оценил проект, выразив сомнение в том, что у партнеров хватит денег на такую «большую стройку». Возражал ему – кто бы сомневался – лично Сэм Альтман, который вежливо заверил: средства есть, можете не беспокоиться.
Маск, в свою очередь, перепостил у себя статью одного из американских СМИ, в которой на пальцах объяснялось, почему проект загнется, даже не начавшись. И добивочкой присовокупил старый твит Альтмана, в котором мистер Сэм Альтман праздновал поражение Трампа в 2020 году. Возможно, расчет был на то, что президент обидится на своего конфидента и вернется к старому другу Илону. Но пока Дональд Трамп больше бизнесмен, чем президент, а если проект имеет целью стать самым лучшим, самым крупным и самым прибыльным, то ему плевать, что там написал в соцсетях некто Альтман в далеком 2020-м.