Никакой «великой российской науки» не существует: эксперты рассказали почему
Никакой «великой российской науки» не существует: эксперты рассказали почему
«Великая русская наука» – это пропагандистский миф россиян. И хотя научные российские журналы есть в международных науокметрических базах, их составы членов редколлегий сфальсифицированы. Многие из них не поддерживают связей с редакциями, а кто-то даже не знал, что записан как член редколлегии, пишут Алексей Пластун и Инна Макаренко в статье «Фейковые редакторы, «мертвые души» и мошенничество: что не так с «великой» русской наукой».
Так, в Scopus пока индексировано около 800 российских журналов, у WoS — до 500, а только одно издательство Springer издает более 200 таких журналов. Война, развязанная Россией против Украины, отмечают авторы, вообще не помешала присутствию российской науки в международной научной среде, ведь санкции против науки - табу.
Однако в рамках исследования «Потемкинская деревня российской науки: фиктивные редакционные советы журналов», проведенного в прошлом году, оказалось, что среди ответивших на запрос ученых лишь 22 продолжают сотрудничать с редколлегиями российских журналов.
«То есть около 15%. Если учесть ряд ученых, которые не смогли (не захотели) дать четкий ответ, то получается, что доля фальсификаций международной составляющей редакционных советов российских журналов потенциально достигает 70%», – говорится в статье.
При этом авторы обратили внимание, что из 709 международных членов редколлегий российских журналов, которые удалось идентифицировать, 30 – это украинцы. Трое из этих украинцев уже скончались, двое вышли на пенсию. Остальные 15 все же ответили на запрос и выяснилось, что:
- двое узнали о своем участии в редколлегии от исследователей;
- девять после полученных писем написали просьбу исключить их из редколлегии;
- четверо сделали это еще раньше и не поддерживали связи с журналами.
«Итак, российские журналы вводят читателей в заблуждение по поводу состава своих редакционных советов, то есть нарушают принципы академической добродетели, что автоматически выводит их за пределы круга академической неприкосновенности», – пишут авторы.
Они обратились к международным издателям и наукометрическим базам данных, чтобы выяснить их позицию по поводу фиктивных редакционных советов российских журналов. Из их ответов удалось сделать вывод: международные учреждения не планируют ничего делать, чтобы устранить и не допустить такой практики.
При этом Пластун и Макаренко добавляют, что существуют не только фальшивые члены редакционных советов, но и российские институты, которые преувеличивают размеры своего международного сотрудничества. В частности, анализ планов международного сотрудничества на 2024 год Объединенного института ядерных исследований в Дубне (Россия) показывает переоценку количества сотрудничающих с ним институтов на 11,0–26,8% из 990, упоминаемых на его вебсайте. Этот институт даже продолжает заявлять о сотрудничестве с Украиной, Польшей и Чехией, прекративших свое членство и сотрудничество еще в 2022 году.
«Украина пусть и после уже почти трех лет полномасштабного вторжения должна наконец-то занять проактивную позицию в вопросе санкций против российской науки и продвигать эту идею среди союзников», – добавили авторы.
Напомним, россияне используют научное сообщество для распространения пропаганды о принадлежности украинских оккупированных территорий к РФ. В частности, согласно исследованию баз данных научных публикаций за 2023 год, более 50% публикаций из Донецка и Луганска и 90% из Крыма указывались как публикации из РФ.
Такие случаи бывают, когда один из авторов статьи или член редакционной коллегии журнала базируется в похищенном институте на оккупированной территории или журнал публикует материалы конференции на подконтрольной россиянам территории. Из-за подобных действий в международном научном сообществе усиливается восприятие похищенных украинских институтов как российских. Россияне также подписывают соглашения о международном сотрудничестве от их имени.