![Обзор Avowed: меч и магия, но никакой романтики](https://thumbor.my.ua/bI4Aw4UBkiiOKiIEgJjiTtNjgVc=/335x225/smart/filters:format(jpeg)/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F72c13e292173628c5504a9ec6325e7af.jpg)
Обзор Avowed: меч и магия, но никакой романтики
Avowed — одна изсамых ожидаемых игр 2025 года от студии Obsidian Entertainment. После пяти лет создания игра обещает совместить все лучшее из предыдущих проектов разработчиков, добавив настоящей магии и погрузив игроков в мир Эоры. С видом от первого лица и акцентом на глубокий сюжет, без мультиплеера, она вызывает сравнение с TES: Skyrim иBaldur’s Gate 3. Но оправдывает ли она ожидания фанатов?
Плюсы:
интересный мир с глубоким лором и продуманной историей; свобода исследования; харизматичные напарники - каждый имеет свою историю, влияет на сюжет и обладает уникальными боевыми навыками; визуальная стилистика; простые, но эффективные элементы паркура; вариативность прохождения - возможность решать конфликты диалогами или грубой силой
Купить в SteamМинусы:
недостаточная вариативность сюжета; простоватые сайд-квесты; отсутствие романтических линий; графика на любителя - стилистика ближе к The Outer Worlds, чем к чему-то эпическому и серьезному; ограниченное физическое взаимодействие: нельзя атаковать NPC или взаимодействовать со всеми объектами; недостаток настоящих сюжетных неожиданностей
Купить в SteamITC.ua
Содержание
- 1 Сюжет и мир
- 2 Редактор персонажей: кто я?
- 3 Геймплей
- 4 Собратья и сестры
- 5 Графика и атмосфера
- 6 Оптимизация и локализация
- 7 Цены
Сюжет и мир
Avowed переносит геймеров во вселенную Pillars of Eternity, но в новый регион — Живые Земли. Здесь недавно началась магически-экологическая катастрофа. Мы, в роли высокопоставленного эмиссара империи Аэдир, прибываем сюда, чтобы разобраться, почему все пошло наперекосяк. Если вы ждали очередную историю про «избранного, спасающего мир», то… ну, в общем, вы не ошиблись.
Вокруг нас классические фэнтезийные сетинги. Мир игры разнообразен: от портовых городов и руин храмов до пустынь, вулканических пустошей и божественных садов, где все вокруг пытается вас убить.
Если вы играли в Pillars of Eternity, многие вещи вам будут знакомы. Но Avowed — не продолжение серии, а отдельная история с новыми персонажами и возможностью влиять на ход событий. Это уже не просто «настольная RPG в цифровом формате», как было в PoE, а полноценный экшен с уклоном в исследования.
Именно дух приключений в игре реализован великолепно: этому способствуют не только геймдизайнерские решения, но и внутриигровые задания.
Например, можно купить карту сокровищ, или взять квест по кропотливому сбору частиц тотема какого-то бога из их многочисленного пантеона. За ручку от точки А до точки Б вести вас не будут. Дадут визуальный или текстовый стихотворный намек, а дальше сами ищите на локации. Это олдскульно. И здесь вопрос бенефитов уходит на задний план, а вот спортивный интерес может оставлять геймеров в игре на часы.
Сюжетно Avowed вряд ли кого-то удивит. Wow-эффектов от плот-твистов здесь нет. Но общий нарратив «куй свою судьбу» работает. Игроки свободны в выборе собственного пути, но кардинально это ситуацию не меняет. К примеру, ключевая развязка первого акта: убить, помиловать или передать в руки правосудия вашего убийцу. Это не спойлер, потому что персонаж у нас здесь богоподобный и так просто в деревянный макинтош его не отправить.
От выбора зависит как фракция «голых и боссов» партизан антиимперцев будет относиться к протагонисту. Помилуйте: они вас не тронут и дадут вознаграждение, убьете — их «однопартийцы» в ответ поднимут на ветку вашего первого туториал-напарника — ушастого Гаррика.
Однако все это не особо цепляет. Это не уровень сайд-квестов третьего «Ведьмака», где реально хватаешься за голову, завороженный историей и персонажами, бежишь тыкать сохраненный сейв и проходить его заново. А вот что похоже на вселенную господина Сапковского — неоднозначность выбора главного героя и попытки нагнать вайбу темного фэнтези И Avowed иногда удается это довольно удачно.
Тысячи строк диалогов готовы раскрыть знания и лор вселенной заинтересованному геймеру, другое дело что для этого нужно время, много.
В дневнике игрока даже есть отдельное место именно жизнеустройству игры, ее истории и важным событиям. Это также элемент старой школы — глубокое погружение в мир игры через чтение. А вот что ненавязчиво помогает — стильные loading-скрины между локациями. Художники свое дело знают, заодно и приправляют это сопроводительным текстом: игровой историей или советами для игрока.
Редактор персонажей: кто я?
Вы — богоподобный, а значит можете родиться представителем любой расы в любом уголке Эоры. Это дети, которые еще до своего рождения получили «благословение» (или проклятие, в зависимости от социальной или личной точки зрения) в виде физического проявления божественной искры, а ее дарят боги.
Отношение к ним у простого охлоса скорее отрицательное, чем положительное. А вот от королевского двора прагматично-уважительное, ибо где найти лучший инструмент решения любых экстраординарных вопросов?
Игра предлагает разнообразные варианты кастомизации персонажа, соответствующие современным тенденциям инклюзивности. Однако Avowed открывает не только широкие возможности настройки внешности, но и систему предысторий, которые задают тон созданному персонажу как в плане сюжета, так и с точки зрения ролевого отыгрыша. Правда, этот редактор уже успели раскритиковать.
Тем не менее геймеру дают выбрать одну из пяти предысторий. Военный герой — закаленный в боях ветеран, получивший неоценимый опыт. Передовой разведчик всегда впереди, что сердцем чует опасность. Маг-ученый посвятил жизнь изучению мистических искусств. Аристократ происходит из знатного, но падшего рода. А придворный провидец — мастер интриг, обладающий даром пророчества.
Каждый выбор игрока открывает фрагмент прошлого героя и влияет на диалоги, добавляя уникальные реплики с соответствующими пиктограммами.
У персонажа есть несколько ключевых характеристик. Сила определяет количество дамага в бою и количество снаряжения, которое он может носить. Телосложение добавляет здоровье и повышает устойчивость к ядам и кровотечениям. Ловкость делает атаки более быстрыми и точными, а восприятие увеличивает шанс критического удара и дальность стрельбы. Решительность влияет на выносливость и скорость перезарядки «Второго дыхания». Интеллект расширяет запас ауры, служа аналогом маны, и усиливает сопротивление стихиям.
Их прокачка кроме роста характеристик открывает перед игроком и новые возможности в диалогах. Они обозначаются значком пиктограммы соответствующей характеристики и количества баллов, необходимого для ее использования. При его недостатке — реплика будет закрыта. Это не «застопорит» прохождение, но некоторые интересные фразы и умозаключения будут недоступны и вместо продавливания «мягкой силой» придется браться за оружие и вступать в бой.
В отличие от классических RPG, Avowed не привязывает игрока к строгим классовым ограничениям. Она позволяет свободно комбинировать навыки из веток Воина, Рейнджера и Мага.
Система развития персонажа в Avowed не такая глубокая, как в некоторых других RPG, но она дает достаточно вариантов для маневра. И разработчики любезно предоставили возможность сбросить все навыки и умения героя за умеренную плату. Мелочь, но необходимая.
Кроме упомянутых ранее ветвей навыков есть и отдельная: богоподобная. Последняя пополняется новыми скиллами в ходе основного сюжета. И там тоже есть определенная вариативность в зависимости от выборов, которые игрок делает в диалоге с ключевыми персонажами
Геймплей
Если вы ждали еще одну Baldur’s Gate 3, поздравляем — вы ошиблись игрой. Avowed играется больше как Fallout: New Vegas.
В Avowed есть интересная механика «Второго дыхания», позволяющая переродиться прямо на поле боя. Также есть возможность обходить бои через стелс или диалоги. Иногда враги даже сдаются, если вы достаточно убедительны — это отличный способ сэкономить ресурсы.
Боевая система дает свободу выбора: можно воевать как рыцарь с мечом и щитом, стрелять из мушкета или бить огненными пулями как главная героиня аниме Slayers. Это вносит разнообразие в процесс прохождения игры и поощряет экспериментировать прямо на ходу. Slo-mo при вылете критического удара есть, к тому же можно легко и эффектно сбросить врага с высоты, чтобы таким образом ликвидировать супостата.
Obsidian пытались сделать бои захватывающими, включив разнообразные стили ведения боя, магические атаки и систему уклонения. Однако работает ли это на практике? Если вы поклонник тактических RPG, возможно, вам покажется, что битвы не имеют такой глубины, как в Baldur’s Gate 3. Для любителей динамичных экшенов также может быть недостаточно скорости и зрелищности. Но поклонникам Dark Messiah of Might and Magic понравится.
Иммерсивности игре добавляет не только вид от первого лица (переключиться на третье лицо не проблема, просто нажмите клавишу «U»), но и взаимодействие с окружением. Я говорю о фэнтезийном паркуре.
Не могу не вспомнить пионерку этого поджанра — Mirror’s Edge, в которой ощущение бега передано просто невероятно. И это сравнение — комплимент. Определенный flow, вы почувствуете не только на бегу, но и при покорении высот, которые не являются препятствиями. Дизайн уровней, как было сказано ранее, очень вертикально ориентирован. Или «многоэтажный».
И как бравый исследователь без навыков скалолаза нам никуда. Это понимали и создатели Avowed. Есть ли здесь синдром Лары Крофт, когда пытаешься прыгнуть на уступ по десять-двадцать раз и тщетно? Нет, игра даже иногда шарит и «допрыгивает» нужное расстояние в интересах игрока. User-friendly, так сказать.
Собратья и сестры
Одним из огромных плюсов Avowed стала идея дать герою напарников. На протяжении игры доступно четверо таких, каждый из которых имеет собственную прописанную судьбу и может всячески помогать в бою. Однако не ждитеромантических историй — Obsidian решили, что на это у них «нет времени». Вместо этого основной акцент разработчики решили сделать на напарниках протагониста:
«Мы хотели, чтобы каждый из них имел ключевую роль в сюжете, различные партийные роли, уникальные личности и способы, которыми они дополняют друг друга и рассказывают игроку историю Живых земель», — геймдиректор Кэрри Патель.
Что же на практике? Эта разношерстная компания действительно оживляет игровой процесс. У нас есть возможность разбить классический RPG-лагерь: отдохнуть (полностью восстановив здоровье и ауру), улучшить или зачаровать экипировку и оружие, скрафтив нужные для апгрейда из найденных ранее предметов. В присутствующем там бездонном сундуке дают отсеять вещи, которые можно потом продать торговцам. Также есть возможность установки найденных частей тотемов богов, что даст приятные бонусы. Но для этого надо попотеть в их поисках.
Неожиданной возможностью прокачать игровые скиллы является простой разговор с напарниками. Здесь очень много вариаций диалогов, через которые авторы раскрывают лор игры, предысторию каждого из персонажей
Кай — бывший наемник и сорвиголова, который не знает душевного покоя из-за погибшего друга. Мариус — гном-следопыт, который является отшельником и очень не хочет возвращаться на малую родину. Джиатта — магичка-анимантка, которая планирует отдать свою жизнь на алтарь науке и не может отпустить трагическое прошлое родителей. И наконец, Яцли — будущая героиня фанфиков и артов игроков, которые однозначно влюбятся в эту дьявольскую кокетку с большим магическим потенциалом.
Игрок может свободно комбинировать их и выбирать за раз только двух активных компаньонов при прохождении. Другие остаются отдыхать за кадром в лагере. Их выбор также зависит от того какие полезные навыки игроки развивали у них. На каждого по четыре: есть активные и пассивные умения. Кто-то метко целится между глаз врагу, кто-то регенерирует здоровье союзникам.
Графика и атмосфера
Графика Avowed вызвала смешанные отзывы среди игроков еще на этапе выходатрейлеры. Как по мне, игра имеет приятный узнаваемый стиль и прекрасно передает атмосферу фэнтезийного мира. И напоминает усовершенствованную версию The Outer Worlds, чем технологический прорыв.
Мир игры приятно удивляет своей детализацией. А какой здесь красивый утренний туман над водой у портового маяка, или лагерь под открытым звездным небом. Шумные города, дремучие леса, пустыни, руины, магические аномалии — все выглядит живым и продуманным. Но немножко искусственным, с иногда странным взаимодействием с окружающей средой: шумную курицу на местном рынке не удается отправить в бульон. Хоть мечом, хоть заклинанием бить по ней, а она так и будет клевать зерно у прилавка. Мелочь, но amazing-эффект в такие моменты теряется.
Визуальный стиль Avowed близок к The Outer Worlds: яркие цвета, упрощенные текстуры и местами даже мультипликационная стилистика.
Это не плохо, но игра выглядит менее серьезно, чем можно было бы ожидать от темной RPG с богами, страшной чумой и геополитическими интригами.
Саундтрек Avowed ладно создает нужное настроение, но не более. Кто-то назовет музыку типичным generic-фэнтези. Это не тот случай, когда мелодия остается с вами после финальных титров, как в Bloodborne или The Witcher.
С атмосферой в Avowed все в порядке: она дарит игроку настоящее ощущение приключения. Ведь, в конце концов, это сказка, хоть и с рейтингом PEGI-16.
Обоснован ли этот рейтинг? Скорее да, чем нет. Кроме экзистенциальных и философских вопросов, герои в диалогах часто не стесняются шутить ниже пояса или сквернословить. На экранах регулярно демонстрируется откровенное насилие, а убийства иногда кажутся просто событиями ради событий. Мы не комиссия по морали, но стоит вспомнить и об этом.
Оптимизация и локализация
Движок Avowed — известный всем геймерам Unreal Engine 5. Для комфортной игры понадобится процессор уровня AMD Ryzen 5 5600X / Intel i7-10700K, 16 ГБ оперативной памяти и видеокарта уровня AMD RX 6800 XT / Nvidia RTX 3080. Игра займет около 75 ГБ свободного места на SSD-диске.
Игра хорошо оптимизирована, в отличие от RoboCop: Rogue City на том же движке. И на картах, например, еще GTX-серии она позволит погрузиться в фэнтезийное путешествие без проблем.
У автора этих строк за все время прохождения игры не произошло ни одного краша игрового движка, драматического проседания fps или других аномалий. Шейдеры здесь компилируются быстрее, чем в Сталкере буквально секунд 10-15. Не забывайте, про загрузки между локациями. Иногда бесят, однако не критично. Все квесты работают и дают пройти себя до конца.
Основной сюжет игры я прошел за 20+ часов. Выполнение всех побочных квестов существенно увеличит эту цифру. Сейчас прохожу ее во второй раз, отыгрывая badass-парня, проходя все квесты, исследуя локации вдоль и поперек. И по времени это однозначно будет х2 или х3 относительно первого забега.
Уровень сложности здесь также может бросить вызов: первые три (история, легкий, нормальный) рекомендую при первом прохождении, а вот когда будет желание пройти игру полностью со всеми сайд-квестами и заглянуть под каждый камешек — добро пожаловать к тяжелому уровню или «пути проклятых». Это даст олдскульный игровой опыт. Проверено на себе.
И об украинской локализации. Ее нет. Конечно, Microsoft хочется пожурить за это. Потому что не менее дорогой и ожидаемый февральский проект Kingdom Come: Deliverance II на старте имеет украинский перевод. Да, учитывая количество материала на это бы мог понадобитьсягод-другой,но ведьBaldur’s Gate 3 — яркий пример того как надо. Здесь же нам предлагают русский перевод интерфейса и субтитров. Но ничто не мешает вам просто перейти на английский и получать удовольствие. Я даже попробовал польский язык и получил толику вайба Ведьмака
Цены
Вот где проблема возникла, так это на этапе ценообразования. Напомним, что в прошлом году Steam встретил украинских игроков высоким ценником — — 2999 гривен за стандартное и 3499 гривен за премиальное издание.
Сейчас цены выглядят следующим образом: 1999 гривен за стандартное издание и 2499 гривен за Premium. Стоит ли платить за него? Тут уже каждый решает для себя сам
Премиум включает: первый набор — Eora Collection Set — вдохновленный персонажами вселенной Pillars of Eternity, где происходят события Avowed. Второй набор — Obsidian Collection Set — добавляет стильные темные костюмы для компаньонов.
Игроки также получают цифровой артбук и саундтрек игры. Владельцы стандартного издания смогут по желанию обновить игру до премиум версии за дополнительную плату.
Для коллекционеров есть специальное стілбук-издание, которое включает физическую карту мира и металлический футляр, хотя сама игра все равно будет в цифровом формате А владельцы Game Pass получат игру по подписке.
Вывод:
Что такое Avowed? АААА-проект? Или ААААААА-проект? Нет, в первую очередь, это интересная, но не революционная RPG. Она предлагает увлекательный мир, хороший сюжет и некоторую свободу действий. Боевая система динамична, но не слишком изобретательна, а отсутствие романтических линий может разочаровать фанатов RPG. Зато квартет напарников добавляет игре очарования: они подкалывают, поддерживают, взаимодействуют между собой, давая ощущение живой команды.
С технической стороны, игра работает стабильно, хотя не демонстрирует прорывных решений в графике. Она ближе к The Outer Worlds, чем к Skyrim — то есть больше о диалогах и взаимодействии, чем о масштабе и эпичности.
Кому может не зайти? Тем, кто ждет глубокой ролевой системы и масштабного открытого мира. Поклонникам эпических боевых механик — здесь бой больше функциональный, чем зрелищный. И тем, кому важны романтические линии в RPG.
Кому игра понравится? Поклонникам Obsidian и их предыдущих RPG. Тем, кто любит сюжетные фэнтези-приключения с хорошими, проработанными персонажами и игрокам, которые не ожидают революции, но хотят качественную игру.
Купить в Steam