Как китайский бизнес "вливается" в экономику оккупированных территорий Украины - расследование
Как китайский бизнес "вливается" в экономику оккупированных территорий Украины - расследование
Минимум десяток частных китайских компаний взаимодействуют с предприятиями на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, поставляя оборудование или другую продукцию. Они также направляют своих представителей, создают совместные предприятия и привлекают местную рабочую силу. В то же время, половина запасов редкоземельных металлов находится под оккупацией РФ.
Таковы выводы NV после анализа открытых источников, в частности российских пропагандистских СМИ и отчетов оккупационных администраций, а также консультаций с украинскими экспертами.
Китайский бизнес на оккупированных территориях
Китайские компании принимают участие в разных отраслях – от энергетики и сельского хозяйства до легкой промышленности. По словам директора Института стратегических исследований и безопасности Павла Лисянского, Кремль пытается привлечь китайских инвесторов из-за отсутствия собственных финансовых ресурсов для развития оккупированных территорий.
Первые значительные контакты между китайскими бизнесменами и предприятиями в Донбассе состоялись весной 2023 года. Во время Кантонской ярмарки в Гуанчжоу советник генерального директора оккупационной компании "Надра" Артем Жихарев посетил заводы по производству горнодобывающего оборудования в Китае. Вскоре после этого китайская Liming Heavy Industry Science & Technology поставила на оккупированные территории стационарные дробильные установки, вибрационные питатели и другое оборудование для запуска горно-обогатительной фабрики.
Кроме того, Каранский карьер в Донецкой области заключил соглашения о сотрудничестве с китайскими производителями промышленного оборудования Amma Construction Machinery Shanghai и Zhongxin Heavy Industrial Machinery. По данным российских СМИ, китайские компании взяли на себя контроль над запуском и производственными процессами нового завода по производству минерального порошка.
Китайский бизнес также проявил интерес к угольной промышленности на оккупированных территориях. В частности, Sany Heavy Industry поставила проходческие комбайны для компании "Импекс-Дон", действующей в Донецке под контролем российских оккупационных властей.
Российско-китайские "инвестиции"
В 2023 году в Москве прошел Всероссийский конгресс по комплексному развитию территорий, в котором принимали участие представители оккупационных администраций Донецкой и Луганской областей. На мероприятии рассматривался опыт Китая в городском планировании, а среди приглашенных был Ван Дунтао – руководитель инвестиционного подразделения Heilongjiang Construction Investment Group.
В 2024 году в провинции Хэйлунцзян прошел первый русско-китайский строительный форум. Как сообщали российские пропагандистские СМИ, на нем присутствовали глава так называемого "правительства ДНР" Евгений Солнцев и представители "Корпорации развития Донбасса". Они презентовали китайским инвесторам, в частности, Wisdri Engineering & Research Incorporation Limited, проекты модернизации металлургической промышленности в Донецке.
Кремль также пытается интегрировать оккупированные территории в международный транспортный коридор Европа – Западный Китай, протяженностью 9000 км. Россия строит автомагистраль Ростов-на-Дону – Мариуполь – Мелитополь – Симферополь (635,6 км), связывающую оккупированные регионы с российской транспортной сетью. В 2023 году китайские бизнесмены посетили оккупированные прибрежные районы Херсона, где российские власти пытались заинтересовать их местными портами и сельскохозяйственными ресурсами.
Рост китайского присутствия
По словам экспертов, в первой половине 2023 года экспорт из оккупированных районов Донецкой области осуществлялся в пять стран – Китай, Турцию, Сирию, Беларусь и Казахстан, а также в непризнанную Абхазию. Более половины этого торгового потока (51,8%) составляли металлы и изделия из них, остальные минеральные продукты, продукты питания и сельскохозяйственное сырье.
Лисянский отмечает, что к концу 2023 года Китай обеспечивал 60% общего импорта в оккупированную Луганскую область. Поставки включали в себя пищевые продукты, сельскохозяйственное сырье, электрооборудование, запчасти и химическую продукцию.
Политолог Петр Олещук считает, что Китай пытается избегать прямой политической поддержки оккупации, однако его бизнес вовлечен в процессы, укрепляющие контроль России над этими территориями. Он отмечает, что Кремль использует китайские инвестиции как рычаг для легитимизации оккупации на международном уровне.
"Чем больше Китай будет вовлечен в бизнес-операции на оккупированных территориях, тем больше он будет заинтересован в том, чтобы Россия сохраняла над ними контроль", – считает Олещук.
Напомним, Украина предложила Соединенным Штатам стратегическое партнерство по добыче редкоземельных металлов и других природных ресурсов в случае продолжения военной поддержки. В то же время часть этих ресурсов находится под российской оккупацией – около половины месторождений редкоземельных металлов и менее 20% минеральных ископаемых.
О том, что на январь 2025 года под оккупацией находятся часть месторождений и мест залежей украинских ценных полезных ископаемых общей стоимостью 48% от всех украинских ресурсов, писала редактор отдела экономики ZN.UA Юлия Самаева в статье "Трамп меняет оружие на украинские ресурсы. Три причины, почему это плохо".