Новые цены: станет ли ситуация для некритического импорта критической?
Новые цены: станет ли ситуация для некритического импорта критической?
Дефицит внешней торговли товарами «съел» более 2/3 всего объема финансовой помощи партнеров за прошлый год. Невероятно большую сумму потратили на импортные бытовую технику, автомобили и продукты питания, в частности и на те, которые явно уступают по качеству отечественным. Поэтому вероятность контрмер правительства выросла.
Рекордный торговый дисбаланс
Критическое место в перечне экономических рисков для государства занимает дисбаланс товаров (импорт / экспорт), именно он тянет на дно. Три последних года импорт постоянно растет. А в прошлом году в Украине зафиксировано рекордное за все годы негативное сальдо торговли товарами в более чем 29 млрд долл. (что на 1,7 млрд долл. превышает аналогичный показатель 2023-го).
В анализе Национального института стратегических исследований отмечается: «...значительный дефицит внешней торговли товарами возник вследствие проблем в логистике, разрушения страной-агрессором производственных мощностей, энергетической инфраструктуры Украины. Это обусловливает необходимость удовлетворять потребности внутреннего рынка, в частности, за счет импорта для оборонного и энергетического секторов (энергетическое оборудование и электроэнергия), а также восстановления и создания новых мощностей производства товаров и услуг в других секторах экономики. Вместе с тем стимулирование импорта произошло благодаря росту доходов домохозяйств».
За красными линиями
Платежный баланс состоит из текущего счета и счета капитала. По методологии МВФ, нормой текущего счета (сюда учитывается торговый баланс) для Украины является дефицит в размере 3% ВВП.
В научных кругах считают, что дефицит текущего счета, превышающий 5% от ВВП, несет угрозы для макрофинансовой стабильности. Согласно данным Национального банка Украины, дефицит текущего счета платежного баланса в 2024 году составил 13,4 млрд долл. США (7,1% от ВВП).
Конечно, такое отрицательное сальдо счета текущих операций — за пределами экономической безопасности, прямая угроза ценам на товары и курсу.
Хотя в нашей истории была и большая цифра — около 9%, и сразу после этого произошел масштабный обвал гривни в 2014 году. Нам такое нужно?
Спонсоры лакшери жизни — сограждане
Если бы индекс инвестиционной привлекательности предметов роскоши — Knight Frank (KFLII) — предусматривал списки стран со значительным количеством любителей люкс товаров, Украина бы точно нашла в нем свое место.
Обычный потребительский импорт — это не только товары военного или детского назначения. И не всегда привычные для нас продукты и предметы быта. Это также и бутылка вина (цена которой равняется сумме минимальной пенсии за 12 лет), которую можно заказать в Киеве с доставкой в тот же день за 330 тыс. грн, или бутылка виски по цене в 275 тыс. грн.
Существует еще особая ювелирка, отличающаяся от обручальных колец или относительно дешевых украшений. Например, серьги за 2 млн грн, колье и кольца по 1 млн грн.
А еще — ванны под заказ за 700 тыс. грн за штуку или морозилки за 650 тыс. грн. Некоторым приобретенным украинцами автомобилям в сегменте от 100 до 800 тыс. евро удивляются даже очень состоятельные европейцы. Есть и много другого в сегменте «люкс».
И все это преимущественно импорт. А значит, индивидуальный вклад каждой единицы товара в углубление дисбаланса внешней торговли, а фактически — в приближение экономики к катастрофе.
При этом весь люксовый сегмент торговля закупает, платя налоги и пошлины, не очень отличающиеся от платежей мирного времени. По курсу доллара, невероятно далекому от реального.
Не удивительно, что НБУ в своем январском обзоре недвусмысленно намекает на возможность ввести новые налоги вдобавок к тому фискальному комплексу, который начал действовать с декабря 2024 года. Наши источники также подтверждают, что уже осенью может начаться дискуссия о нововведениях в налоговой сфере.
Новое — это призабытое старое
На стоимость некритического импорта могут повлиять налоговые нововведения, о которых мы уже слышали раньше (эхо прежних фискальных идей), но которые еще не реализованы. В частности следующие:
- дополнительный сбор только на некритические импортные товары (или же 10-процентная комиссия при приобретении безналичной валюты). Правительство разрабатывало эту меру еще летом 2022 года и вполне может к ней прибегнуть;
- дифференцированные таможенные тарифы. Высокие должностные лица НБУ допускали это в начале 2024-го;
- спецналоги на импортируемый «люкс» (не внедренная идея августа 2024 года).
Есть ли другие методы, чтобы избежать дальнейшего роста фискальной нагрузки? Да, есть, но возможны они только в том случае, если экономика перестанет существовать в парадигме мирного времени.
В решении вопроса безумного дефицита торговли товарами придется решать: налог на некритический импорт — это контрпродуктивно или все же другого выхода нет?
Негатив:
- потребитель отреагирует, оборот упадет;
- уменьшится ассортимент товаров;
- дополнительно вырастет инфляция;
- произойдет стимуляция контрабанды и «серого» импорта»;
- проиграют добросовестные импортеры.
Позитив:
- уменьшится давление на золотовалютные резервы;
- снизятся риски для обвала гривни;
- можно будет избежать дефолта на определенном этапе;
- нивелируются риски банковской системы и, соответственно, вкладчиков;
- вырастут налоговые поступления в бюджет, правда, не прямо пропорционально.
Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня
Осенью 2022 года импорт находился в полушаге от жестких 10-процентных «санкций». Едва ли не в последний момент некритический импорт «выскользнул» из планов правительства и нардепов. Причина: партнеры наращивали валютный поток в страну, торговый баланс тогда немного выровнялся, в бюджете выросли доходы и уменьшились расходы.
Но сейчас все с точностью до наоборот. Поэтому, скорее всего, в той или иной форме, рано или поздно, но потребителю придется привыкать к новым ценам.
Впрочем, уже сейчас стремглав бросаться и скупать все импортное на собственные и кредитные средства не следует. И вот почему:
- альтернативы спецналогу на некритический импорт существуют, другое дело, использует ли их правительство;
- маржа ритейла на одежду и обувь иногда достигает 60–100%, поэтому можно ожидать, что торговля возьмет дополнительные затраты на себя;
- горючее, лекарства, детские вещи, средства гигиены и прочее также не пострадают от особых фискальных условий, хотя девальвационный шок почувствуют все сектора торговли.
А вот бытовую технику, автомобили и люксовые товары все же придется покупать дороже. Конечно, ни две стиралки, ни два холодильника, ни пять телевизоров в квартире не нужны. Но если вы давно планировали заменить старую стиралку на новую, более качественную, с ресурсом и опциями, то все же стоит сделать это в текущем году. При этом максимально использовав весь потенциал программ лояльности, скидок и распродаж. Полная неакционная стоимость не подходит, ведь переплата магазину в таком случае будет больше, чем потенциальное подорожание после фискальных нововведений.