/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F8%2F1a36e2e0065bf7c5ee442ff17cac31e2.jpg)
Ученые раскрыли подлинное происхождение Аттилы и его грозной империи гуннов
Гуны оставили свой след в истории главным образом благодаря подвигам их величайшего вождя Аттилы, который в пятом веке нашей эры правил великой и могущественной империей, напавшей на римлян и ускорившей падение Западной Римской империи. Они внезапно появились в Европе в 370-х годах, основав одну из самых влиятельных, хотя и кратковременных империй в Европе, поэтому их происхождение до сих пор оставалось загадкой.
Исследования ученых опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Ученые долго спорили, происходят ли гунны от хунну (империя Сюнну) – племен кочевых людей, доминировавших в степях Восточной Азии на Монгольском плато с третьего века до нашей эры до первого века нашей эры. Империя Сюнну распалась около 100 г. н. э., оставив 300-летний промежуток до появления гуннов в Европе.
Ученые решили найти линии ДНК, соединяющие эти три столетия, и проанализировали ДНК 370 человек, живших в исторические периоды, охватывавшие около 800 лет. Самые древние образцы принадлежат ко второму веку до нашей эры, а самые молодые — к шестому веку нашей эры, охватывая места в монгольской степи, Центральной Азии и Карпатском бассейне Центральной Европы.
В частности, они изучили 35 недавно секвенированных геномов, начиная с: места III–IV века в Казахстане и контекста V–VI века в Карпатском бассейне (современная Венгрия), включая исключительные захоронения гуннского периода, демонстрирующие восточные или «степные» черты, часто связанные с кочевыми традициями.
Результаты показали, что после прихода гуннов в Карпатском бассейне не было большого сообщества выходцев из Азии или степей. Однако они идентифицировали небольшую, но четкую группу лиц, часто относившихся к захоронениям «восточного типа», имевших значительные генетические признаки Восточной Азии.
«Было неожиданностью обнаружить, что немногие из этих лиц периода гуннов в Европе имеют связи с некоторыми высокопоставленными лицами имперской элиты поздней империи Сюнну, — сказал соавтор исследования Гвидо Альберто Гнекки-Русконе из Института эволюционной антропологии Макса Планка. - Эти связи также включают лицо из самой большой гробницы на террасе, когда-либо обнаруженной в контексте хунну".
Эта связь свидетельствует о том, что некоторые гунны в Европе могли проследить свою родословную к важным поздним захоронениям хунну из монгольской степи. Однако генетическая картина для большинства лиц гунского и постгунского периодов в Карпатском бассейне намного разнообразнее.
После того, как гунны построили свою империю, они начали угрожать своим соседям, в том числе римлянам, и именно эти военные приключения – и успехи, которых они достигли в этих усилиях – создали впечатление, будто гунны появились неоткуда. На самом деле, как показывает новое генетическое исследование, их миграция на запад происходила незаметно на протяжении веков, сливаясь с местным населением перед тем, как окончательно (во многих случаях) покорить их под руководством Аттилы.
Это исследование освещает, как прошлые общества в Карпатском бассейне адаптировались и изменялись в ответ на новых пришельцев.