/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F4924061bfc19d77de5f18fc03f083100.jpg)
Кильский институт: Европе следует пересмотреть долговую политику для укрепления безопасности
Группа экспертов под руководством директора Исследовательского центра международных финансов Кильского института Кристофа Требеша провела беспрецедентное по масштабам исследование, проанализировав методы финансирования оборонных расходов в 22 странах на протяжении последних 150 лет – с 1870 по 2020 год. Ученые собрали и обработали детальную статистику государственных расходов, налоговых поступлений и долговых обязательств.
Результаты анализа однозначны: на протяжении полутора веков большинство стран финансировали военное наращивание преимущественно за счет дефицита бюджета и заимствований, иногда сопровождая это повышением налогов. В то время как сокращение других государственных программ – образования, здравоохранения, социального обеспечения – было редким исключением.
Исследователи особенно подчеркивают фатальную ошибку Великобритании 1930-х годов. Накануне Второй мировой войны британское казначейство, руководствуясь принципами сбалансированного бюджета, блокировало значительные инвестиции в оборону до 1937 года – несмотря на очевидное наращивание военной мощи нацистской Германии. Результат этой фискальной ортодоксальности был катастрофическим. Когда началась война, Британия оказалась неготовой противостоять агрессору.
"Германия и Европа должны избегать серьезной ошибки британской фискальной политики и действовать быстро и решительно", - подчеркивает Требеш.
Авторы исследования выделяют три классических пути финансирования растущих оборонных потребностей: государственные заимствования – исторически наиболее распространенный метод, повышение налогов – часто использовался как дополнение к заимствованиям, сокращение других бюджетных расходов – редко использовался и был малоэффективным.
"Как экономическая теория, так и наши эмпирические результаты свидетельствуют о том, что Германия и Европа должны полагаться прежде всего на долговое финансирование в краткосрочной перспективе, чтобы быстро увеличить расходы на оборону", - отметил Требеш.
Аналитики Кильского института прямо указывают на российскую агрессию как на главную угрозу европейской безопасности, требующую срочных действий.
"Безопасность Европы не должна быть под угрозой из-за фискальных правил, таких как долговой тормоз. Германия и Европа должны быстро и в достаточном объеме инвестировать в оборону, чтобы с самого начала сдерживать дальнейшие атаки России", – подчеркивается в исследовании.
Эксперты предлагают комплексный подход к решению проблемы: отменить ограничения на оборонные расходы в рамках фискальных правил, в частности, немецкого "долгового тормоза"; создать специальные механизмы финансирования на европейском уровне; разработать долгосрочную стратегию управления долговой нагрузкой через увеличение налоговых поступлений, реформирование системы социальных трансфертов, стимулирование инноваций в оборонной сфере, что будет способствовать экономическому росту.
"Большая война в Европе будет стоить во много раз дороже, чем инвестиции в эффективное сдерживание сейчас", – предостерегает Требеш.