/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F222%2F210e2d42a9d7e5e8bfc3dc07cd88b803.jpg)
Почему после «Оскара» Эдриана Броуди назвали главным нарциссом Голливуда
Эдриан Броуди со своей второй статуэткой «Оскар», 2 марта 2025 года
2 марта 2025 года состоялась 97-я церемония вручения кинопремии «Оскар». Как обычно, торжественное мероприятие не обошлось без конфузов и ожесточенных дискуссий в соцсетях по его итогам. Одним из самых обсуждаемых моментов «Оскара» в этом году стал триумф актера Эдриана Броуди, забравшего статуэтку в категории «Лучшая мужская роль».
За последующие сутки в соцсетях появилось множество мемов, высмеивающих не только благодарственную речь победителя, но и ставящих под сомнение его актерский талант. А самые дерзкие комментаторы заочно поставили Эдриану Броуди диагноз «нарциссизм», прошлись по его внешности, да и в общем-то сошлись на том, что «нужно было выключить ему микрофон» на сцене.
В эпоху соцсетей такие волны хейта, внезапно обрушивающиеся на какого-то конкретного человека, уже не редкость. Сложно предсказать, когда возникнет очередная волна, и кто именно станет ее жертвой. Поэтому знаменитости должны быть готовы к тому, что однажды они могут проснуться и обнаружить, что их ненавидит весь интернет. Справедливо ли это? Во многих случаях — нет. Можно ли застраховать себя от такой участи? Увы, ответ также отрицательный.
Давайте попробуем разобраться, что же конкретно произошло на «Оскаре» в 2025 году, и почему Эдриан Броуди собрал столько негатива вокруг своей персоны.
Эдриан Броуди, победитель в номинации «Лучшая мужская роль» за фильм «Бруталист», Майки Мэдисон, победительница в номинации «Лучшая женская роль» за фильм «Анора», Зои Салданья, победительница в номинации «Лучшая женская роль второго плана» за фильм «Эмилия Перес», и Киран Калкин, победитель в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за фильм «Настоящая боль», во время 97-й ежегодной церемонии вручения премии «Оскар», 2 марта 2025 года
Самым ярким триумфатором церемонии стала «Анора», которая получила пять статуэток, в том числе — в номинации «Лучший фильм». Критики давно пророчили победу картине, учитывая ее предыдущие успехи на премиях Гильдии продюсеров Голливуда, Гильдии режиссеров и Гильдии сценаристов. Ожидаемой стала и статуэтка Эдриана Броуди, который еще до «Оскара» собрал целую россыпь престижных наград — от «Золотого глобуса» до BAFTA — за свою работу в «Бруталисте».
В фильме «Бруталист» актер перевоплотился в Ласло Тота — венгерского архитектора еврейского происхождения, который пережил Холокост и получил шанс на новую жизнь в Америке. В некотором смысле эта киноистория продолжает тему судьбы творческого человека в военное время, поднятую в фильма «Пианист», в котором Эдриан Броуди сыграл Владислава Шпильмана — одного из лучших пианистов Польши 1930-х годов, чудом избежавшего гибели в варшавском гетто (читайте также: «Для думающих людей: 5 малоизвестных, но важных фильмов, которые откроют вам глаза на мир»).
Готовясь к роли в «Пианисте», Броуди придерживался так называемого «актерского метода», подразумевающего не только физические, но еще и эмоциональные трансформации. Помимо того, что актер похудел на 14 килограмм и научился играть на фортепиано, он также пересмотрел множество документальных фильмов о Холокосте, познакомился с сыном Владислава Шпильмана и посетил места, связанные с геноцидом евреев.
Эдриан Броуди в фильме «Пианист»
Такое глубокое погружение в контекст и роль принесли Броуди его первый «Оскар», но имели огромные негативные последствия для его здоровья. Так, актер признался, что после съемок в «Пианисте» долгое время страдал от панических атак, бессонницы, расстройства пищевого поведения и ПТСР. Ему даже пришлось сбежать из Голливуда на какое-то время и поселиться в деревне, чтобы прийти в себя.
«Не могу сказать, что решение исчезнуть положительным образом сказалось на моей карьере, но это точно принесло пользу моему психическому здоровью», — вспоминал Броуди.
Съемки в «Бруталисте», казалось, дались ему полегче. По словам интервьюера The Sunday Times, пообщавшегося с Броуди накануне «Оскара» в 2025 году, актер выглядел расслабленным и дружелюбным — словом, совсем не таким, каким он предстал перед прессой 23 года назад на премьере «Пианиста».
Эдриан Броуди в фильме «Бруталист»
«Я просто повзрослел, — объяснил свое состояние 51-летний актер. — Будучи молодым человеком, во время работы над ролью в „Пианисте“, я чувствовал гигантскую ответственность, сомневался, что могу в должной степени выполнить свалившиеся на меня обязательства, поэтому выжал из себя все соки. Я отказался от своей жизни, от тех, кого любил, от дома, машины, телефона. Но сейчас дела обстоят гораздо менее опасно. Я больше не считаю, что есть необходимость так мучать себя».
Очевидно, Броуди достиг такого уровня профессионализма, что может исполнять сложные роли и без серьезных жертв. По крайней мере, так решили члены жюри «Оскара», удостоив его наивысшей актерской награды за фильм «Бруталист». Так, Броуди встал в один ряд с такими великими артистами, как Джек Николсон, Марлон Брандо, Том Хэнкс, Дастин Хоффман и Энтони Хопкинс, каждый из которых дважды за свою карьеру получал заветную золотую статуэтку (читайте также: «Глаза не верят: 10 актеров и актрис, которые могут сыграть кого угодно»).
В данной ситуации можно было бы ожидать, что пользователи соцсетей объединятся, празднуя триумф Эдриана Броуди, однако что-то пошло не так.
Во-первых, поклонники Тимоти Шаламе, также представленного в категории «Лучшая мужская роль», сочли победу Броуди несправедливой. Эта реакция была вполне понятной и предсказуемой. У Тимоти Шаламе — одного из самых востребованных молодых актеров Голливуда — миллионы фанатов по всему миру, и их преданность ему безгранична.
Тимоти Шаломе в фильме «Боб Дилан: Никому не известный»
К тому же, в этот раз у поклонников Шаламе был весомый аргумент, почему жюри «Оскара» ошиблось с распределением наград. Они напомнили, что их кумир готовился к роли Боба Дилана, за которую и получил номинацию, на протяжении целых пяти лет. Он набрал 10 килограмм, регулярно посещал занятия вокалом и даже выучил около 40 песен, чтобы лучше вжиться в образ музыканта.
А чем примечательна работа Броуди? Погружением в уже знакомые ему предлагаемые обстоятельства со времен «Пианиста»? Или, может быть, использованием искусственного интеллекта при создании образа Ласло Тота? Последнее поклонники Шаломе и вовсе сочли возмутительным «читерством», уж точно не достойным победы.
Однако, справедливости ради, заметим, что в «Бруталисте» ИИ применялся исключительно для корректировки акцента актеров, когда они говорили на венгерском языке. В частности, для героя Броуди этот язык был родным и, разумеется, он должен был говорить на нем чисто. Является ли это оправданием использования ИИ в «Бруталисте» или все-таки Шаламе заслуживал победы больше, потому что перевоплотился в образ, не прибегая к новым технологиям? Мнения пользователей соцсетей, разумеется, разделились.
Эдриан Броуди в фильме «Бруталист»
Во-вторых, Эдриана Броуди пристыдили за сцену с жвачкой, произошедшую сразу после того, как его объявили победителем в номинации «Лучшая мужская роль». По словам актера, он забыл о жевательной резинке, а когда вспомнил о ней на пути на сцену, не придумал ничего лучше, чем выплюнуть ее и бросить в сторону своей девушки Джорджины Чапман, чтобы та ее поймала (спойлер: она промахнулась).
Интернет-комментаторы осудили поступок актера, назвав его откровенной «мерзостью». Они заметили, что можно было придумать с десяток других, менее провокационных способов избавиться от жвачки — например, проглотить ее или положить в карман брюк. Но Броуди предпочел швырнуть ее в свою возлюбленную. В этом спорном жесте некоторые увидели еще и общее неуважение актера к женщинам, которое, по их мнению, он уже демонстрировал ранее (читайте также: «Психология сексизма: почему Дональд Трамп так сильно ненавидит женщин»).
В частности, пользователи соцсетей вспомнили, как, получая свой первый «Оскар», Эдриан Броуди в порыве эмоций поцеловал Холли Берри, вручавшую ему статуэтку. Когда он отпустил актрису, она выглядела ошеломленной. Несмотря на то, что Берри никогда не выдвигала претензий за тот инцидент своему коллеге, за нее это охотно сделали зрители и эксперты.
Эдриан Броуди со своим первым «Оскаром», 2003 год
Поцелуй Эдриана Броуди и Холли Берри, 2003 год
По их мнению, Эдриан Броуди фактически совершил публичное нарушение личных границ (если даже не акт сексуального домогательства), потому что актриса не давала предварительного согласия на поцелуй.
Впрочем, последняя претензия, кажется, потеряла актуальность: на церемонии 2025 года сама Холли Берри подошла к Эдриану Броуди и поздравила его с победой страстным поцелуем. Это было неожиданно и странно, особенно учитывая, что рядом стояла его девушка Джорджина. Но теперь эту парочку можно считать квитами. А если и обвинить их в чем-то, то только в своеобразном чувстве юмора, которое далеко не все могут понять.
Что же до истории с жвачкой — тут сложно сделать однозначный вывод. С одной стороны, этот жест выглядел действительно некрасиво. С другой, у актера было всего несколько секунд, чтобы принять решение. Да, выбор, который он сделал, оказался крайне сомнительным. Но был ли этот поступок продуманным и злонамеренным? Вряд ли.
Тот самый бросок жвачки
В-третьих, многих телезрителей разозлила слишком долгая благодарственная речь Эдриана Броуди. А если быть точнее — нежелание актера уходить со сцены, даже когда заиграла музыка, сигнализирующая, что отведенное на выступление время подошло к концу. «Я заканчиваю, заканчиваю. Пожалуйста, выключите музыку. Я уже делал это раньше. Спасибо», — сказал Броуди, после чего в зале раздался смех публики. Всего Броуди провел у микрофона почти шесть минут, тогда как каждому победителю отводится всего 45 секунд.
Один из пользователей соцсетей так прокомментировал произошедшее: «Высокомерная и бессвязная речь Броуди была ужасна. То, что он считал, будто может не следовать правилам Академии, не давало ему права говорить столько, сколько душе вздумается. Его неуважение к Академии и его напыщенное поведение — это просто позор. Мне жаль номинантов на премию „Лучшая мужская роль“, которым пришлось выслушать всю эту чушь, особенно Тимоти Шаламе, который произнес лаконичную и искреннюю речь на церемонии вручения премии Гильдии киноактеров США».
С ним согласились и многие другие комментаторы. «Броуди уже называли высокомерным, так что нечему удивляться. Да и вообще, как известно, многие актеры любят слушать самих себя. На этих церемониях награждения нет ничего примечательного», — подытожил другой пользователь.
Эдриан Броуди на сцене театра Dolby Theatre во время получения «Оскара», 2 марта 2025 года
И все же многие зрители не захотели мириться с тем, что победитель «Оскара» так нагло «украл» несколько минут их жизни, которые они могли бы потратить на что-то более полезное. В отместку они начали создавать мемы, в которых длину речи Эдриана Броуди на «Оскаре» сравнивали с неоправданно большим (по мнению некоторых) хронометражем «Бруталиста» или даже с длиной носа самого актера.
Впрочем, были и те, кому выступление Броуди понравилось. Один комментатор отметил, что «если бы критикующие потрудились послушать [его речь], то поняли бы, почему это была важная победа». Другой поделился мнением, что «всем должно быть позволено говорить то, что они хотят, когда они получают награду. 45 секунд — это неоправданно короткий промежуток времени <…> Пользователи соцсетей должны тратить свою энергию борьбу с вещами, которые действительно имеют значение и влияют на всех нас — сексизм, расизм, фанатизм, дискриминацию, дезинформацию и т. д. Выбирайте свои битвы мудрее, люди».
Вот, пожалуй, основные претензии к Эдриану Броуди, которые сейчас широко обсуждаются в интернете (читайте также: «Триумф и осуждение: 7 скандальных фильмов, получивших „Оскар““).
Создается впечатление, что волна хейта, накрывшая актера, совершенно не соразмерна его проступкам. Или все же есть дополнительные факторы, раздражающие публику в Эдриане Броуди, которые мы не учли?
Эдриан Броуди на церемонии «Оскар», 2 марта 2025 года
Журналист Каллум Бут в своей авторской колонке для Forbes выдвигает предположение, что Эдриан Броуди попал в категорию «странных персонажей Голливуда». Он использует чудаковатые «актерские методы», к которым редко прибегают другие современные кинозвезды. Например, в одной из сцен фильма «Потерпевший» он реально ел червей и муравьев, чтобы добиться наибольшего правдоподобия в кадре. При этом актер относится к своей работе в кино невероятно серьезно, придавая ей особую значимость.
«Иногда, когда кто-то производит такое серьезное впечатление, его разоблачение или пародия — самое забавное, что можно сделать, — поясняет Каллум Бут. — Мемы процветают на такого рода подрывной деятельности, поэтому можно утверждать, что насмешливая реакция и создание шуток вокруг победы Эдриана Броуди — это общественный протест против его поведения и созданного им имиджа».
А вот нотку агрессии в адрес Броуди может добавлять политический контекст нашего времени. Напомним, на фоне конфликта на Ближнем Востоке, разгоревшегося с новой силой 7 октября 2023 года, мир разделился на тех, кто поддерживает Палестину, и тех, кто выступает на стороне Израиля.
Будучи американским евреем, получающим «Оскар» за фильм о выжившем герое Холокоста и упоминающим в своей речи «последствия войны, систематического притеснения и антисемитизма», Броуди может стать триггером для определенной части аудитории.
Современное общество требует от публичных людей безупречности, но при этом всегда находит, за что их осудить. Ожидания аудитории становятся все более противоречивыми: актер должен быть серьезным, но не слишком; дипломатичным, но со своей позицией; благодарным, но ненавязчивым.
И в таком контексте неудивительно, что любое отклонение от условной «нормы» превращается в скандал.
Фото: Getty Images, кадры из фильмов