В Украине 70 тысяч камер, но в раскрытии преступлений они не слишком помогают: почему так
В Украине 70 тысяч камер, но в раскрытии преступлений они не слишком помогают: почему так
Сегодня в Украине насчитывается 70 тысяч камер видеонаблюдения, однако единой системы их функционирования нет. В частности, все они работают без единых стандартов, что делает камеры малоэффективными для предотвращения и раскрываемости преступлений, пишут Богдан Драпятый и Леонид Тимченко в статье «Система видеомониторинга: как правильно законодательно урегулировать, чтобы усилить внутреннюю безопасность».
«Мы не знаем, кто и с какой целью осуществляет видео- или фотосъемку, как в дальнейшем используется этот материал и кто им распоряжается. Например, органы местного самоуправления устанавливают камеры видеонаблюдения в публичных местах и считают, что доступ к материалам имеет исключительно ограниченный круг уполномоченных лиц. Однако это может быть далеко не так, ведь есть риск внешнего вмешательства, в частности, стран-производителей, которые ведут дружественную политику по отношению к России», – пишут авторы.
В частности, сегодня в Украине нет единых технических стандартов для всех субъектов обеспечения публичной безопасности, которые касались программного обеспечения и определенных надежных производителей. В системе органов Министерства внутренних дел были разработаны стандарты безопасности для соответствующих камер, однако они, как отметили авторы, не распространяются на других субъектов.
А из 70 тысяч камер, установленных в Украине, только 11% принадлежат к системе МВД. Еще 65% – это камеры органов местного самоуправления, а 24% – других субъектов ведения хозяйства.
«МВД разработало и предоставило рекомендации органам местного самоуправления и военным администрациям по техническим и программным особенностям камер видеонаблюдения, но это только рекомендация, а не определенный законодательством единый подход», – говорится в статье.
Драпятый и Тимченко подчеркнули, что общество требует от стражей порядка, чтобы те оперативно реагировали на раскрытие преступлений или админнарушений. В частности, потерпевшего не будут слишком волновать несовершенства в законодательстве. Главной для него будет защита собственных прав и интересов.
Однако сегодня, чтобы получить запись из камер органов местного самоуправления, полицейскому следует подать письменное ходатайство. Последнее должно готовиться на основании заявления потерпевшего о совершении правонарушения. На все это, как указано в статье, нужно длительное время.
«Мы должны знать, в чьем распоряжении находится информация, и предотвращать несанкционированную утечку. Следовательно, система безопасности в современном мире не может существовать без технологий и законодательного регулирования их применения, чтобы не допускать произвола государства или нарушения прав человека», – подытожили авторы.
Напомним, в Верховной Раде Украины группа народных депутатов зарегистрировалазаконопроект «О единой системе видеомониторинга состояния публичной безопасности», которым предлагают внедрить единую систему видеомониторинга граждан для обеспечения национальной безопасности.
Над созданием и расширением системы видеонаблюдения должны работать силы безопасности и силы обороны, органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. Владельцем и распорядителем системы видеомониторинга будет государство в лице Министерства внутренних дел.
Финансирование создания и функционирования системы видеомониторинга состояния публичной безопасности центрального уровня будет осуществляться на средства государственного бюджета, предусмотренные для Министерства внутренних дел Украины, международной технической помощи и других источников.