Выставка Никиты Кадана "Сирена. Серп. Спутник" открылась в НХМУ
Выставка Никиты Кадана "Сирена. Серп. Спутник" открылась в НХМУ
- © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA © Василий Артюшенко, ZN.UA
Национальный художественный музей Украины открыл выставочный проект современного художника Никиты Кадана "Сирена. Серп. Спутник". На презентации побывал фотокорреспондент ZN.UA Василий Артюшенко.
Как рассказала куратор проекта Анна Алиева, произведения, представленные в экспозиции, созданы после 2022 года и представляют последовательное художественное исследование, сосредоточенное на историографической оптике искусства. Художник обращается к модерности в широком смысле, исследуя ее контраверсионную природу и используя визионерство модернизма как художественный материал.
Первый зал экспозиции открывается инсталляцией "Тревога (Сирены и Мачты)", которая готовит зрителей к восприятию классических дихотомий искусства: "жизнь и смерть", "любовь и ненависть", "красота и уродство". Художник формирует свой рассказ с учетом "ауры" музея как институции, которая, среди прочего, выполняет функцию написания истории искусства.
Во втором зале Кадан обращается к теме нереализованных монументов Василия Ермилова и пропавших произведений Анатолия Петрицкого. Анализируя историю искусства через политический контекст, художник совмещает образы авангарда с классическими художественными традициями. Он использует жанр исторической картины, являющийся элементом музейной системы репрезентации и отражает авторитарную политику, направленную на глорификацию событий истории. В этом контексте художник исследует изображение поражения как наказание за грехи и воинственность как добродетель.
Монументальная работа "Щекавица" раскрывает эсхатологический сюжет картины-катастрофы, где изображен апофеоз бедствия и гибели цивилизации. Внимание художника сосредотачивается на фигуре "героя" как исторической фигуре. Ссылаясь на графическую серию Тараса Шевченко "Притча о блудном сыне", Кадан исследует эротизм классических изображений, трактуя его как воплощение жизненной энергии. Центральной фигурой становится "грешник", красота которого нивелирует сюжет и контекст.
Последний зал экспозиции посвящен теме знания как онтологической категории. Работы "Храм Сивиллы в Тиволи" и "Витрина" поднимают вопрос о знании, которое может быть уничтожено, но способно к восстановлению благодаря устной истории. В современных условиях, когда физические носители – книги, артефакты, произведения искусства – могут исчезнуть, рассказ становится ключевой связью между прошлым и будущим.
В завершение выставочного проекта Никита Кадан передает в коллекцию Национального художественного музея Украины произведения, апеллирующие к идее "вечного" сохранения искусства в музейном пространстве.
О том почему одни музеи превращаются в туристические центры, а другие пылятся? Читайте в статье Елены Жуковой "Почему ваш музей пуст? Секреты успешного культурного туризма".