Александр Печерица – о Богдане Ступке, военной психологии, семье и изготовлении украшений
24 марта на канале ICTV2 – премьера 16-серийного приключенческого роуд-муви «АТП Перевізники». Одну из главных ролей в ленте играет народный артист Украины Александр Печерица.
В интервью Коротко про Александр Печерица рассказал о своем персонаже, работе в Театре им. Франко, о роли Богдана Ступки в его жизни, адаптации после службы в армии, общении с 4-летним сыном на расстоянии, почему решил делать украшения и о своих мечтах.
Пока хочется играть, нужно играть
– Александр, в сериале «АТП Перевізники» что за роль вам досталась?
– Это парень, который работает в департаменте логистики, находит для своей компании заказы, просчитывает маршруты и дает работу двум главным героям, которые ездят на фурах.
Но из-за того, что он слишком высокого мнения о себе, считает, что недооценен в этой компании и проигрывает в конкуренции девушке Екатерине, попадает в очень смешные ситуации.
Мой герой все время пытается выставить кого-нибудь виноватым, но чтобы при этом не подумали на него, и таким образом забрать себе все заказы.
Но добро всегда побеждает зло, хотя зло и хитрее. Поэтому мой персонаж всегда проигрывает. Однако он чрезвычайно трогателен в своих желаниях и очень искренне верит в то, что делает.
– В прошлом году вы снялись в пяти лентах. Сейчас вы играете в 13 спектаклях в Театре им. Франко. Хватает занятости, чтобы чувствовать себя счастливым в профессии?
– А кому хватает всего? (смеется) Особенно, если говорить о нас, актерах. Актерам нужно много внимания, много ролей, чтобы все роли обязательно были главными, чтобы было больше внимания. Это классическая история. Конечно, я шутя об этом сейчас говорю. Но, конечно же, всегда хочется больше.
Хотя я невероятно счастлив, люблю все свои роли, свой любимый театр, который сейчас в расцвете. Невероятно счастлив быть частью этой команды.
– Вы говорите, что всегда хочется больше. Но ведь и для себя нужно жить, не все время жить работой.
- Моя жизнь разнообразна и разносторонняя. Кроме театра, кино в ней есть еще много чего интересного. Но и важно гореть каким-нибудь делом. Когда у тебя появляется новая постановка, новая роль, ты начинаешь с ней играть как с новой игрушкой, думаешь о ней, выискиваешь, подсматриваешь, как бы здорово, классно воплотить, сделать интересно, стильно, оригинально, искренне, честно, глубинно и эмоционально. Но этот период тоже недолгий.
Сейчас, например, у меня небольшая пауза между спектаклями, и есть время на самосовершенствование, чтение, подбор материала. Время посмотреть на другие горизонты, чего ты еще не пробовал. И это время я использую для себя.
– В Театре им. Франко вы служите 21 год. Молодежь не вытесняет? Актеры старшего возраста периодически жалуются, что для них уже мало ролей, больше молодежное снимается, ставится.
- Я отношусь ко всему философски. Театр – дело, как говорится, молодых, с молодым задором.
Конечно, хотелось бы больше, я ощущаю полно сил, идей, есть еще желание играть. Думаю, это тоже когда-нибудь пройдет. А пока хочется играть, нужно играть. Поэтому буду использовать все возможности и в театре, и в кино.
А что касается молодежи… Очень рад, что у нас есть целая плеяда очень талантливых, крутых мастеров, актеров, невероятных режиссеров. И их будет становиться еще больше.
На съемках сериала «АТП Перевізники» с Вячеславом Довженко и Владимиром Гладким, которые играют водителей фур. Фото: предоставлено ICTV2
Богдан Сильвестрович Ступка – пример для меня
- Вы всегда с огромным уважением и душевностью говорите о Богдане Сильвестровиче Ступке. Кто-то из актеров считал его резким, кто-то обижался, что им мало давали играть, когда он возглавлял театр. Вы каким его вспоминаете? Чему у него научились?
– Он – мой отец в искусстве, человек, который дал мне определенный аванс в профессии. Он взял меня в самый лучший театр в мире, в Театр им. Франко, где я служу 21-й сезон. Только уже за это можно быть ему благодарным. Богдан Сильвестрович, как человек, как личность, как актер – пример для меня.
Я часто думаю: а как бы Богдан Сильвестрович здесь подумал, или как бы поступил, или каким мерилом ценностей мерил. Человек потрясающего таланта, гений.
Всегда восторженно наблюдал за кулисами за его спектаклями. Я был тогда очень молодым артистом, чтобы быть ему достойным партнером на сцене. Мне не удалось в полной мере с ним посотрудничать. Но всегда смотрел за кулисами и много его спектаклей знаю наизусть. Когда услышу какую-нибудь запись спектакля, могу цитировать всех его партнеров, его самого. Его творчество, его позиция в творчестве и жизни оказали большое влияние на меня и на мой вкус.
- Собственно, именно он поверил в вас, тогда еще выпускника университета, и взял к себе в театр.
– Вот вы говорите, что на него кто-то может обижаться, а мне странно это слышать. Как на него можно вообще обижаться? Он – солнышко! Возможно, к нам, к молодежи, которых он пригласил, у него был какой-то пиетет, и он относился к нам как к детям или внукам. Возможно, поэтому я никогда не знал его гнева.
Хотя он и был достаточно вспыльчивый. Иногда мог на эмоциях ответить, когда его достанут, когда волновался. Но никогда это не было жестоко, никогда это не было с желанием сделать кому-то больно. Так же очень легко и быстро отходил. Может, когда кто-то где-то набедокурил, мог поругать. Но потом больше ты сам себя грызешь виной, что заставил его говорить тебе элементарные и очевидные вещи.
– Да каждый из нас может на эмоциях что-то сказать. Тем более, когда человеку нужно руководить большим коллективом, где каждый со своим характером, своим «я». Главное, быть человеком, как бы это пафосно, может быть, ни звучало.
- Очень отчетливо помню, как я впервые встретился с ним в уборной (смеется). У нас была репетиция, но шла перестановка, и я думаю: быстро сбегаю в уборную и вернусь, пока никто не спохватился, где же там Печерица.
Забегаю в уборную и фактически на лестнице встречаюсь с Богданом Сильвестровичем. Во-первых, я точно не ожидал его увидеть, во-вторых, поник, потому что идет репетиция, а я здесь бегаю. Чувствовал себя будто школьник: будто ни в чем и не виноват, а будто и виноват. Он увидел мой испуг и говорит: «Да, Печерица, я тоже хожу в уборную» (смеется).
Наверное, я смотрел на него как на памятник, а он дал мне понять, что он такой же живой человек, как и все. Только ему был присущ такой острый юмор и умение по-актерски выходить из ситуации.
В спектакле «Калигула». Фото: instagram.com/juliaweber.photography
Здесь абсолютно другая жизнь, чем на фронте, и это сложно
- Вы рассказывали, что вам было сложно адаптироваться к гражданской жизни после полутора лет службы (актер пошел служить в феврале 2022 года и уволился по семейным обстоятельствам). С какими сложностями столкнулись? Чаще всего военные говорят, что им сложно из-за того, что они здесь, а их побратимы на фронте. Это очень грызет.
– Да, одна из главных мыслей – чего я здесь, когда все там. На фронте только и разговоров об армии, выживании, амуниции… А тут абсолютно другая жизнь – и это сложно.
Человек возвращается, живет себе, у него ничего не болит, он ни на что не жалуется, но психологически должна пройти реабилитация. Все психологические программы – это не просто так! Всем, кто возвращается, надо не гнушаться этим, не отказываться. В этом нет ничего плохого или стыдливого. Кое-кто, бывает, говорит: да кто это придумал, зачем оно нужно, я сам справлюсь. Нет. Есть много вещей, которые мы сами о себе не знаем.
Я до сих пор не могу полноценно сосредоточиться и читать книги. Это часть проблем, связанных с психологическим состоянием. Поэтому не гнушайтесь, ребята, идите, обращайтесь к специалистам. Если не знаете, к кому обратиться, обращайтесь ко мне, я подскажу.
– Вы пошли учиться на военного психолога, чтобы, в первую очередь, и себя лучше понять?
- В определенной степени да. На войне ты живешь в абсолютно ином ритме существования. И так быстро перестроиться без потери какой-то психологической силы невозможно. Думаю, все ребята, которые возвращаются, сталкиваются с подобным. Не буду в эту тему сильно углубляться, когда-нибудь придете ко мне на лекцию, я вам расскажу.
Но действительно начал изучать, чтобы помогать своим самым близким побратимам. Возможно, буду ездить с моей бригадой и помогать ребятам на декомпрессии (психологическая реабилитация военных, которые пребывали в боевых условиях. – Авт.), на реабилитации и ротации.
- Сейчас много разных курсов, но не все, как оказывается, являются грамотными и профессиональными. Вы как чувствуете, насколько они действенны? На мой взгляд, лечить человека или физически, или ментально - это большая ответственность.
– Лечить – это очень громко сказано. Чтобы лечить людей, нужно иметь образование, которое получают годами.
Я овладел программой, которая введена в британской армии. С помощью небольшой беседы эта программа помогает выявить, насколько человек нуждается в психологическом восстановлении или реабилитации и насколько этот человек может быть опасным для себя и для окружающих.
Это не панацея, это как рекомендация. Есть программы для реабилитации, построенные в форме игры, люди общаются, бросаются мячиками, играют в слова. То есть это то, чем мы и в семьях занимаемся, но немного сложнее. Это то, чем я занимался, когда учился быть актером. Все очень-очень похоже. С одной стороны, вроде очень просто, но это действенные вещи.
Кстати, самое главное, что советуют, и я советую парням и девушкам, у которых есть какие-то психологические проблемы, – избавиться от двух неполезных вещей. Это сладкое и алкоголь.
– Про алкоголь все понятно, а почему сладкое?
- Сладости – это быстрые углеводы, ты на них подсаживаешься и они мешают восстанавливаться нейронным связям. Сахар замедляет эти процессы так же, как и алкоголь. Поэтому все «шипучки», «кока-колы» только усложняют жизнь.
Лучше заниматься спортом, быть на свежем воздухе, насыщать себя кислородом, делать дыхательные упражнения, йога идеально подходит, ездить на велосипеде или заниматься быстрой ходьбой. Это очень круто.
Актер признается, что сложно адаптироваться к жизни после службы. Фото: предоставлено ICTV2
Я невероятно люблю жить
– Война разлучила вас с семьей, как и многие другие семьи. Ваша жена, актриса Анастасия Остреинова, с сыном Сашей за границей. Что вы делаете для того, чтобы не терять связь с сыном? Недавно Даниэль Салем рассказывал мне, что для него разлука с дочерью – это невыразимая боль.
- Умом я все понимаю, а сердцем сложно, конечно. И когда он приезжает, тоже не хочу, чтобы он уезжал. Стараемся общаться по видеосвязи. Когда сын приезжает, мы по максимуму устраиваем программы и развлекательные, и познавательные. Хочется, чтобы эти впечатления остались с сыном до того времени, когда я смогу снова его увидеть.
Но в этих обстоятельствах, которые у нас сложились, мне кажется, на сегодняшний день по-другому нельзя.
– Вот вы говорите, что счастливый человек. Что вам помогло не сломаться?
– На самом деле, мне иногда очень сложно быть на положительной волне. Очень много сил это стоит. Но не могу по-другому, я так вижу мир, я невероятно люблю жить. Невероятно люблю людей. Люблю профессию. Люблю своего ребенка. Надо просто любить.
Я ничего особенного не делаю. Я просто существую. Просто радуюсь новому дню, солнышку. Наконец-то весна, тепло. Останавливаюсь послушать птичку – и вижу новую почку. Жизнь продолжается, несмотря ни на что. Нас не станет, а солнышко, почка будут.
– Наверное, это еще и благодарность вашим родителям, что они вас так воспитали видеть мир?
– Возможно. Наверное, большое значение имеют и окружающие для воспитания. Мы часто не видим простых и вечных вещей. Мы иногда стремимся к вещам временным, необязательным, о которых послезавтра и забудем.
А радость и счастье в простых вещах, об этом написаны тысячи книг. Но мы все равно пнемся и хотим чего-то того, чего у нас нет, и не ценим то, что есть. Почему несчастные? Потому что дураки.
– Когда вы последний раз испытывали счастье, радость?
– Да прямо сейчас! Только что вернулся с велопрогулки – это такой кайф! Крутил педали 3 часа, проехал 48 километров. Чувствую себя круто.
Жена актера Анастасия Остреинова с сыном Александром. Фото: instagram.com/anastasiiaostreinova
Меняются эпохи, костюмы, но люди в целом не меняются
- А еще у вас есть интересное хобби – вы делаете украшения! Это только для себя?
– Пока только для себя. Когда-то столкнулся с тем, что вещь, которая мне более-менее нравится, стоит космических денег. Но камни столько не стоят, фурнитура столько не стоит. Стоит идея и имя того, кто это украшение сделал. И я подумал: «Если кто-то смог это сделать, что мне мешает?»
Начал интересоваться, что в тех украшениях, как они делаются, на чем соединяются… Оказывается, все очень просто. Бери – и собирай. Тем более, сейчас такой огромный выбор всевозможной фурнитуры – чего только пожелаешь!
Думаю, в случае необходимости, смогу даже фурнитуру делать. Не думаю, что это сложно. Было бы желание.
Если бы только этим делом занимался, наверное, уже наладил бы целое производство. А у меня просто волнами находит: ой, надо себе что-то красивенькое снова сделать, потому что то, что у меня есть, уже надоело (смеется).
Даже в спектаклях использую свои украшения. В Театре им. Франко есть спектакль «Марія Стюарт» и мой персонаж – в сделанных мною украшениях.
- Это тоже классная терапия – делать что-то своими руками, правда? Это, так сказать, прочищает мозг.
– Конечно. Во-первых, это мелкая моторика. Во-вторых, ты не сидишь в интернете, в новостях. А слушаешь красивую музыку, если есть такая возможность, налил бокал сухого холодненького вина, прихлебываешь, делаешь красивые вещи – жизнь прекрасна. И пусть весь мир подождет, пока тот узелок в украшении завяжется.
– Мы уже проговорили, что вам хотелось бы больше ролей. Кого бы хотели сыграть? Может быть, героя какой-то определенной эпохи?
– Я никогда не знал, кого хотел бы сыграть. На самом деле, это вообще не имеет значения. Например, последние представления в нашем театре далеки от классического прочтения тех или иных персонажей. В спектакле «Марія Стюарт» Шиллера я играю модельера. Это современные люди, а не эпоха Марии Стюарт и Елизаветы. В спектакле «Украдене щастя» мой Николай Задорожный – современный человек.
Нет разницы, XVIII столетие или XXI. Жизнь людей, их проблемы – одинаковые. Это желание быть счастливыми, быть рядом со своими близкими, рожать детей, продолжать свой род, уважать родителей, помнить предков, жажда власти… Меняются эпохи, костюмы, но люди в целом не меняются.
«Річард III», «Калігула» – что может быть еще более актуально, чем эти произведения, которые сейчас идут на сцене Театра им. Франко и в которых я непосредственно участвую?! Это о сегодняшнем дне!
Если говорить более конкретно, возможно, мне бы хотелось сыграть героя, который стремился бы к истине, пришел к ней, сгорел, восстановился и своим примером показал, что истина – это то, за что стоит бороться и за что стоит жить.
Хотел бы сыграть снова какого-нибудь негодяя, примерно такого, как в «АТП Перевізники» – коварного, смешного, главного антагониста. У меня уже был схожий опыт в сериале «Брюс» – и так мне это понравилось! Таких персонажей всегда приятно и интересно играть, потому что у них очень много красок.
– Разрешаете себе мечтать? У всех это спрашиваю, потому что многие запрещают себе мечтать, пытаются жить одним днем, а это тоже беда, как на мой взгляд.
– Это правда. Мечтать нужно. Я пришел к осознанию, что живу сейчас в своих мечтах. Я сейчас там, в том, с теми, о чем когда-то мечтал.
Просто теперь нужно хотеть иного или большего. Я бы хотел, чтобы закончилась война. Хотел бы работать в Европе, сниматься в крутом проекте. Хотелось бы быть полезным и важным в своей профессии. Хотел бы быть достойным. Хотел бы, чтобы то, что делаю сейчас, оказало серьезное влияние на будущее. Уж не хочется просто попрыгать на сцене, получить аплодисменты и цветы. Хочется что-нибудь фундаментальное делать. Хочу менять своей работой время, вкус, тенденции. Хотелось бы, чтобы ребенок рос рядом и я влиял на его развитие.
Хотел бы, чтобы все, кто сейчас на передовой, вернулись в свои семьи живыми и невредимыми, чтобы нас перестали убивать. Чтобы мы развивали нашу прекрасную страну. Мы невероятная нация.
Хотел бы, чтобы на улицах звучал украинский язык. Мне очень больно, что многие молодые люди, к сожалению, - до сих пор русскоязычные. Это дети, дети которых тоже будут расти русскоязычными. Как говорил Богдан Сильвестрович Ступка: детей нужно учить украинскому языку, русский, если нужно, они и сами выучат.
Иногда ловлю себя на мысли, что превращаюсь в такого же старого дедугана, который еще в моем детстве говорил: «Дети, говорите на украинском языке! Нельзя говорить на русском, это подло, это зло». Мы на него смотрели и думали, что он – не в своем уме. Сейчас я так же делаю. Но говорить мало, так оно не работает. Дети смотрят на своих родителей, я для них не пример. Родители должны подавать пример.
И - надо писать больше украинской музыки, больше снимать украинского кино, нужно больше украинского контента, чтобы украинское было лучше, ярче, современнее, круче.
Герой спектакля «Мария Стюарт» Берли, которого играет Александр Печерица», носит украшения, созданные актером. Фото: instagram.com/juliaweber.photography