/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F8%2F97a81f91b32432a727ecceda56ad0385.png)
На «дикий вой» украинцев по поводу повышения зарплат в министерствах отреагировали понятным объяснением
После голосования Верховной Рады за увеличение зарплат работникам министерств украинцам решили понятно объяснить, почему это важно.
В частности, об этом на своей странице в Facebook написал оружейный блоггер, популяризатор оружия, волонтер, старший преподаватель в Национальном университете "Киево-Могилянская академия" Джонатан Затварский, работавший в Министерстве цифровой трансформации Украины.
Объясняя основную концепцию министерств и их деятельность, он отмечает:
«Если же вы и дальше думаете, что министерства - это дармоеды, но любите лайкать победные победы, получение хаммеров/абрамсов/ф16, гуминатирки и тд, то ой - в большинстве этих процессов задействованы работники министерств, которые делают, чтобы те или иные процессы становились возможными с точки зрения закона. Любая реформа, как и многие инициативы с союзниками, которые реализовались с 2022-го - это ноу-хау, которое надо было как-то упаковать в юридическую обертку».
Однако добавляет, что считает госслужбу специфической историей, «... потому что в украинских реалиях туда в здравом уме идти невозможно». По его словам, это всегда не о деньгах, а об идее, патриотизме, желании перемен и тому подобное.
«Как следствие, находиться больше нескольких лет, пока твоя финансовая подушка не начинает кардинально худеть - становится прям сложно», - отмечает Затварский.
«В 2022-м, когда максимально порезали бюджетные расходы... как следствие, служащие остались на голой ставке. После чего начался отток кадров - кто-то в бизнес, кто-то в ВСУ, кто-то за границу, - говорится в публикации. - Со временем ситуация где-то немножко улучшилась, но глобально, давайте быть честными сами с собой, - жить в Киеве на 20-30 тыс грн при курсе почти 45, когда у тебя нет собственного жилья, надо ходить в костюме на работу, обедать в центре Киева и все такое - прям сложно».
Также он вспоминает, как уже не раз говорил, что когда человек с зарплатой в хх тыс. пишет нормативку для целой отрасли, где обороты как минимум миллионы в долларах, это ненормально:
«Потому что коррупционные риски, что человека купят за 5-10к долларов, чтобы прописать выгодные условия под конкретный бизнес - гигантские. И только нормальные условия, гарантии и бонусы могут влиять на приток хороших кадров на госслужбу».
Среди других аспектов госслужбы называет следующие:
- «никакой посторонней деятельности кроме преподавания, творчества и всякого такого»;
- «жесткий фин мониторинг»;
- «НАПК и 100 способов «отъехать» в реестр коррупционеров, потому что забыл в декларации записать «Копилку» от Привата или указать 117 грн кэшбека с Монобанка»;
- «Ограничение высказывания и самоцензура - см пункт об аполитичности»;
- «Пока ІТшники ноют за 5% налогообложения, ты платишь 23% - поэтому в декларации ты огого, а на карточке зарплата нетойво»;
- «Контроль, мониторинг и надзор за деятельностью»;
- «100500 способов «отъехать» за нанесение ущерба государству, растрату государственных средств или за какое-то серое «наследство», которое принял от папередников с должностью»;
- «Для должностей типа замминистра - там режим камикадзе - пожизненный РЕР, который падает на всю семью и дальше качели-карусели в элементарных операциях типа открыть сыну карточку в Монобанке».
По этой теме также высказался бывший советник министра молодежи и спорта Украины Павел Булгак. Он пишет:
«Хотел было отреагировать на очередную атаку Галины Третьяковой на государственную службу, где куча популизма и манипуляций. Теперь она воюет с надбавками за выслугу лет. Это фактически единственный мотивационный бонус, оставшийся у добропорядочных госслужащих на фоне массового оттока кадров и системы абсолютно драконовских ограничений в работе, которой нет ни в одной стране ЕС».
Считает, что выслуга лет - единственное, что еще как-то может мотивировать молодежь принять решение связать свою жизнь с госслужбой надолго: «Не говоря уже о мотивации опытных госслужащих и хранителей институциональной памяти».
Он распространил пост Затварского, подчеркнув важность приведенных объяснений: «Для тех, кто понимает ценность государственной службы и необходимость повышения ее престижа, а не уничтожения и деградации».
Для сравнения Булгак приводит пример Польши: «... после 20 лет работы на государственной службе устанавливается надбавка 75% месячной зарплаты. А после 25 лет - 100%».
Читайте также, как депутата возмутило голосование Рады за резкое увеличение зарплат чиновникам.