Станет истребитель F-35 "жертвой" Трампа ‒ FT
Станет истребитель F-35 "жертвой" Трампа ‒ FT
Десятилетиями американские оборонные компании полагались на международных партнеров для расширения рынка сбыта вооружений. Однако нестабильность политики США, в частности, заявления президента Дональда Трампа о возможном изменении отношений с союзниками по НАТО, заставляют некоторые страны пересматривать свою зависимость от американских военных технологий. Особую обеспокоенность вызывает будущее истребителя F-35 – ключевой оборонной программы США, приносящей наибольшие доходы компании Lockheed Martin.
Как сообщает The Financial Times, руководители американских оборонных корпораций все больше озабочены тем, что геополитическая ситуация может негативно отразиться на их перспективах. Один из топ-менеджеров ведущего подрядчика США отметил, что "чистая политика" может помешать будущим контрактам.
Беспокойство союзников усилилось после недавнего заявления Трампа, который предположил, что в будущем США могут продавать партнерам "ограниченные" версии боевых самолетов, поскольку "однажды они могут перестать быть нашими союзниками". Такие заявления обостряют дискуссию о долгосрочной надежности американского военного экспорта.
Что известно о F-35
F-35 – это современный многоцелевой истребитель пятого поколения, работающий по технологии "стелс", усложняющий его обнаружение радарами противника. Оснащенный высокотехнологичными сенсорами, он позволяет пилотам получать критически важные данные о боевой обстановке в режиме реального времени.
На вооружении F-35 находится не только в США, но и в 19 странах-союзниках, включая не членов НАТО, таких как Япония. Великобритания является основным партнером проекта, а компания BAE Systems производит часть корпуса и отдельные системы радиоэлектронной борьбы. Производственную кооперацию также обеспечивают Италия, Япония, Нидерланды и Дания.
Почему союзники могут искать альтернативы
Некоторые страны опасаются, что США могут "ослабить" истребители F-35 с помощью так называемого "выключателя", что позволяет дистанционно отключать или ограничивать функциональность самолетов. Несмотря на отрицание Пентагона относительно существования такой технологии, несколько государств стали пересматривать свои оборонные стратегии.
Канада и Португалия заявили, что готовы рассмотреть альтернативы F-3 5. Хотя Лиссабон еще не принимал официальные обязательства по закупке истребителей, Оттава планировала приобрести 88 самолетов и уже профинансировала первые 16 единиц. Министр обороны Канады Билл Блэр сообщил, что правительство рассматривает возможность сокращения заказа или выбора других моделей.
Еще одним риском для союзников является то, что F-35 зависит от обработки данных в США, что критически важно для радиоэлектронной борьбы. Как отметил аналитик Королевского института объединенных служб Джастин Бронк, это создает "геополитический риск" для стран, возлагаемых на американские системы обслуживания самолетов.
Какие альтернативы могут заменить F-35
Хотя прямых аналогов F-35 нет, некоторые страны могут рассматривать такие варианты как европейский Eurofighter Typhoon или французский Rafale.
"Если покупатель стремится остаться на передовом уровне боевой авиации, он, вероятно, будет выбирать между Eurofighter Typhoon и Rafale", – отмечает Дуглас Барри, эксперт Международного института стратегических исследований.
Также существует шведский истребитель Gripen, который считается мощным, но имеет только один двигатель, в отличие от двухмоторных Rafale и Typhoon. Однако ни один из этих самолетов не владеет технологией "стелс", являющейся ключевым преимуществом F-35.
Еще один вопрос – производственные мощности. Европейские производители, по оценкам экспертов, выпускают эти самолеты "однозначными темпами" в месяц, что может стать проблемой быстрой замены F-35.
Как это влияет на Lockheed Martin
Несмотря на обеспокоенность некоторых стран, отказ от F-35 является сложным решением. Многие государства уже интегрировали эти самолеты в свои военно-воздушные силы, а некоторые имеют производственную кооперацию с Lockheed Martin, что затрудняет поиск альтернатив.
Дания, например, заявила, что планирует увеличить закупку F-35, несмотря на политическую напряженность между США и Европой. Министр обороны страны Троэльс Лунд Поульсен отметил, что Копенгаген не имеет возможности содержать несколько типов боевых самолетов, а попытки военной независимости от США иллюзорны.
Lockheed Martin в настоящее время производит около 155 самолетов в год и имеет заказ на 408 единиц. Стоимость одного истребителя колеблется от 80 до 110 миллионов долларов в зависимости от модификации.
По прогнозам аналитиков, международные заказы будут играть ключевую роль в сохранении объемов производства до конца 2020-х и начале 2030-х годов. Даже если некоторые страны пересмотрят свои оборонные стратегии, Lockheed Martin может компенсировать потери за счет соглашений со странами Ближнего Востока и Азии, включая Индию и Саудовскую Аравию.
По словам Барри, США и Lockheed Martin доминировали на рынке боевой авиации в Европе, выигрывая большинство тендеров. "Никто не хочет терять клиентов. Если вы уже привлекли их к своей системе, то будете пытаться их там удержать", – резюмирует эксперт.
Напомним, по итогам встречи с премьер-министром Индии Нарендрой Моди, американский президент Дональд Трамп заявил, что США согласились продать Дели истребители пятого поколения F-35.