/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2F6a70c39aea45084db7a9c891dec46e04.jpg)
Почему у Украины до сих пор нет своих Storm Shadow: как работает наша ракетная отрасль
Сегодня, 12 апреля, в Украине отмечается День работников ракетно-космической отрасли. Этот профессиональный день после трех лет полномасштабной войны с Россией становится все более актуальным для украинцев, но не из-за космической тематики, а именно ракетной. И речь идет, конечно, о ракетах, применяемых в военных целях.
За годы большой войны украинский военно-промышленный комплекс продемонстрировал, что для отпора агрессии РФ эффективными могут быть не только баллистические или крылатые ракеты, но и ракеты-дроны, которые уже продемонстрировали себя в ударах по врагу.
По случаю этой даты Факты ICTV пообщались с авиационным экспертом Валерием Романенко, который является ведущим научным сотрудником Государственного музея авиации им. О.К Антонова.
Кто и какие ракеты производит в Украине
На сегодняшний день те или иные ракетные комплексы в Украине производят несколько предприятий, среди которых конструкторское бюро (КБ) Южное, КБ Луч, КБ Южмаш и другие. Впрочем, очевидно, из соображений безопасности, мощности предприятий были рассредоточены для предотвращения ударов армии РФ по этим производствам.
Только за 2024 год, как сообщил министр стратегической промышленности Герман Сметанин, Украине удалось нарастить производство крылатых ракет в восемь раз, если сравнивать с 2023-м.
— Если в позапрошлом году как страна могли производить всего одну крылатую ракету — это был Нептун — то в прошлом году у нас появилось очень много новых изделий, которые обеспечили увеличение объема производства в восемь раз, по сравнению с 2023 годом, — заявил Сметанин во время брифинга 12 апреля.
Как известно из открытых источников, разработкой ракеты Нептун занимается КБ Луч. Недавно президент Владимир Зеленский также говорил, что украинский ВПК также работает над ракетой Длинный Нептун, который предусматривает удары вглубь российской территории.
Ракеты Нептун неоднократно применялись украинскими войсками как для отправки на дно российского военного корабля Москвы, так и для ударов по наземным целям РФ. Вероятно, улучшение ракеты Нептун и модифицирование их до Длинного Нептуна, предоставит новые возможности ВСУ для более дальнобойных ударов вглубь российской территории.
Другое предприятие — КБ Южное — в прошлом занималось разработкой таких оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК), как Сапсан, который имеет экспортное название Гром-2.
Комплекс Сапсан предусматривает (по крайней мере, согласно публичным данным) дальность поражения до 500 км, что ставит под угрозу ряд целей на территории противника. Впрочем Валерий Романенко говорит, что сегодня подобные ракеты фактически не выпускаются украинским государством, а даже если они и в разработке, то информация о них засекречена.
Впрочем как комментирует эксперт старые разработки по ракетам Сапсан и Гром-2, их главная разница заключалась в двигателях различной мощности, что требовало больше топлива, а значит и объема. Поэтому, например, для национальной версии этого ОТРК был сделан корпус диаметром 90 см, что позволяло ракете достигать дальности полета в 500 км.
— Можно создать ракету и на тысячу км, но будет ли этот комплекс достаточно мобилен? В процессе создания таких комплексов встает выбор в вопросе габаритов, поскольку у россиян для таких ракет используются мобильные 8-10-тонные шасси. Соответственно, таким оружием трудно маневрировать.
И если это еще возможно на российских просторах, то у нас, в густонаселенных районах, где есть сеть российских шпионов, эта установка моментально будет разоблачена и уничтожена. Поэтому нужны какие-то оптимальные мобильные установки, — объясняет Романенко.
В общем, сведения обо всех украинских ракетах, их производстве или даже актуальные тактико-технические характеристики — государственная тайна, поскольку, ввиду войны с Россией, это может быть использовано для усиления РФ своей защиты или новых ударов по Украине.
Министерство цифровизации, которое причастно к вопросам привлечения и сотрудничества с производствами из стран-партнеров, а также Министерство стратегической промышленности Украины не ответили на вопрос Фактов ICTV по украинской ракетной отрасли в связи с чувствительностью указанной темы.
Является ли ракета-дрон ракетой и в чем разница
Также украинским ВПК в течение последних активно производятся так называемые дроны-ракеты. Известно о таких моделях украинского производства как Паляница, Пекло, Рута, Трембита. Впрочем, как отмечает Валерий Романенко, эти ракеты-беспилотники являются, скорее, реактивными дронами, чем чем-то, что напоминает крылатые или тем более баллистические ракеты.
— Они отношения к ракетам практически не имеют, это дроны с реактивными двигателями. Это даже не крылатые ракеты. Мы называем их ракетами, но это не так. Крылатые ракеты – это то, что имеет, например, скорость 700-800 км в час. То, что имеет соответствующую боевую часть 350, 450 кг.
А то, что мы производим, это Рута, Трембита, Пекло. Например, (дрон-ракета, — Ред.) Паляница — это однозначно реактивный дрон, судя по характеристикам, как и Трембита. Это как был немецкий ФАУ-1, который называли ракетоснаряд. Сейчас эта категория, соответственно, беспилотная, — объясняет эксперт.
Валерий Романенко отмечает, что сегодня существует “скользкая грань” в том, по каким показателям оружия можно разделять вооружение на ракеты, ракеты-дроны и тому подобное.
— Обычно распределяют так: условно, там где большая боевая часть, большая дальность, и соответствующие навигационные системы — это ракета. А если это дешевое средство, небольшая БЧ, но дальность может быть и большой, это — дрон, — говорит он.
В качестве примера он приводит ракеты Storm Shadow, которые летят со скоростью 1000 км/ч. В то же время украинская ракета-дрон Пекло и Паляница имеют ориентировочную скорость 400 км/ч, говорит Романенко, ссылаясь на свои расчеты.
Как объясняет Романенко, само название “ракета-дрон” прижилось в медиа после того, как это оружие представил президент Владимир Зеленский.
— Внешне они действительно похожи на ракеты: имеют сигарообразную форму, особенно Рута и Пекло имеет. Но по скоростным характеристикам это нельзя так называть. Потому что, например, если сравнивать с характеристиками (британских крылатых ракет, — Ред.) Storm Shadow, или российских КР Калибр, или Х-101, то они (ракеты-дроны, — Ред.) не дотягивают до ракет, ни по скорости, ни по БЧ, — объясняет авиационный эксперт.
Производство ракет в Украине: главные проблемы и вызовы
Другим важным вызовом для Украины в производстве сложных крылатых ракет является и то, что украинские предприятия регулярно подвергаются российским обстрелам, поэтому украинским инженерам сложно постоянно работать над производством такого оружия.
— И у нас большинство предприятий рассредоточено: часть здесь, часть вынесена в соседние страны. В таких условиях трудно работать и поэтому трудно что-то создавать. Потому что как только выйдет информация о каком-то процессе, то по предприятию наносится удар, — говорит он.
Относительно производства крылатых ракет, то главной проблемой является техническая составляющая, объясняет Романенко. По его словам, в ракетах важна система анализа местности, которая должна донавести ракету в последний момент, чтобы сделать попадание ею высокоточным.
Ранее Украина имела серьезные наработки в вопросе баллистических ракет, где была готова как сама ракета, так и пусковая установка. Кроме того, был у этого оружия и очень важный компонент, такой как система донаведения на конечном отрезке полета. Все это было готово для того самого ОТРК Сапсана.
— И там была не просто классная головка самонаведения, а три разных. Была радиолокационная головка, была оптоэлектронная, была инфракрасная и была комплексная, которая имела все эти три канала в себе. То есть имела и режим визуальной ориентации, и ориентации к цели, к наведению на цель, когда туман, дождь, еще что-то, — объясняет Романенко.
Впрочем сейчас с украинскими предприятиями, которые должны выпускать подобные ракеты, есть проблемы, говорит эксперт.
— Наш критический момент это то, что мы никогда не производили системы ориентации без спутниковой навигации. Мы производили инерционные системы навигации на лазерных гироскопах, и производили систему навигации по спутнику.
А вот системы ориентации по цифровой карте местности, или по снимкам местности, над которой должна пролетать ракета, то этого мы не делали, потому что у нас не было цифровых карт… Если бы мы получили эти навигационные системы, приложения к этой навигационной системе, то мы могли бы успешно создавать и крылатые ракеты, и баллистику, — объясняет Валерий Романенко.
По словам эксперта, для выпуска подобных ракет нужно правильно организовать производство, например, через закупку критических компонентов у стран-партнеров. В качестве примера Романенко приводит закупку навигационных систем у компании MBDA, которая выпускает крылатые ракеты Storm Shadow и Scalp, чтобы потом установить подобную систему на украинскую крылатую ракету, для того, чтобы она не зависела от GPS, которую россияне глушат.
— Можно было бы организовать правильно производство, а те компоненты, которых нам не хватает для выпуска ракет, закупать. И уже в Украине проводить исключительно крупноузловую сборку ракет. А все компоненты выпускали бы Чехия, Польша, Румыния, еще где-то. Наши оборонные предприятия и так уже вывели свои филиалы в соседние страны. Там эти основные компоненты выпускать, привозить в Украину, собирать здесь и ставить отметку Made in Ukraine, — говорит Романенко.
Это позволило бы Украине “бить туда, куда хотим, когда хотим и по чему хотим”, поскольку это было бы украинским оружием в отношении которого не могут быть наложены ограничения, как это было с американским и некоторым европейским дальнобойным вооружением.
Фото: Михайло Федоров