/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2F59971017ee8b4841757b3044605b6f3c.jpg)
Снова редкоземы: Иран ловит Штаты на живца ради ядерки
Метод кнута вместо пряника.
В субботу, 12 апреля в столице Омана Мускати американская и иранская делегации провели переговоры по ядерной программе Тегерана.
Стороны назвали их продуктивными и договорились встретиться снова уже на следующей неделе.
Как сообщается, в ходе этих переговоров стороны обсуждали свои позиции в отдельных комнатах дворцового комплекса при посредничестве министра иностранных дел Омана Бадра Аль-Бусаиди.
При этом Иран изложил "красные линии" и выдвинул условия для США: Тегеран требует быстрого снятия санкций, разблокирования миллиардов долларов замороженных активов и прекращения давления на покупателей иранской нефти в Китае.
В этих условиях Иран готов вернуться к уровню обогащения урана, определенному ядерным соглашением 2015 года - из которого, напомним, президент США Дональд Трамп вышел во время своего первого срока в Белом доме.
Вашингтон требует от Ирана полного сворачивания ядерной программы.
"Там, где будет наша красная линия, не может быть вашего ядерного оружия", - заявил спецпредставитель Трампа на Ближнем Востоке Стив Виткофф.
Напомним, этим переговорам предшествовал целый ряд событий в стиле, скажем так, ближневосточной "Санта-Барбары".
В частности, долго было непонятно, прямые или косвенные будут переговоры - ибо Трамп, запутавшись в очередной раз в терминах, смог ввести в заблуждение и весь мир по этому поводу.
Так, 3 апреля президент США выразил мнение, что Иран готов к прямым переговорам (несмотря на то, что 30 марта в Иране отвергли такую возможность).
А уже через неделю Трамп пригрозил всеми возможными карами своим потенциальным партнерам, если переговоры провалятся.
В интервью NBC News он обещал Ирану "бомбардировки" и "вторичные пошлины", если страна не пойдет на соглашение с США, гарантирующее, что Тегеран не будет разрабатывать ядерное оружие.
"Если они не заключат соглашение - будет бомбардировка.
Это будет бомбардировка, которую они никогда раньше не видели", - рассказал президент США.
Поэтому американо-иранское общение, безусловно, происходит в настоящей "атмосфере дружбы и взаимопонимания".
Конечно, Украина никак не может быть на стороне Ирана, каждую ночь ощущая на себе последствия его партнерства с агрессивной Россией в виде атак вражеских шахедов.
И тактика Ирана подозрительно напоминает переговорную тактику россиян.
Но и новый американский стиль переговоров тоже нам хорошо знаком.
"Мы не избегаем переговоров; именно нарушение обещаний до сих пор вызвало у нас проблемы.
Они (США - ред.) должны доказать, что могут построить доверие", - отметил, комментируя эту тему, президент Ирана Масуд Пезешкиан.
Впрочем, страны планируют второй раунд переговоров провести в Риме уже 19 апреля.
По данным издания Axios, Вашингтон ожидает, что Иран в ближайшем будущем предпримет шаги, направленные на "удаление" ядерной программы от создания ядерного оружия.
Одним из таких шагов, якобы, может стать "расщепление" иранских запасов почти оружейного 60% обогащенного урана.
Жертвы политики купи-продай.
Впрочем, большой вопрос, захочет ли Иран действительно остановить развитие своей ядерной программы? Ведь страна обладает технологиями, необходимыми для создания ядерных боеголовок, имеет научный и технический потенциал, а также отлаженную систему координации усилий по их разработке.
США сами создали этого монстра, способствуя с 1950-х годов инициативе Атом для мира, однако потеряли после Исламской революции (1979 г.) доверие к нему.
Попытка нормализации состоялась в 2015 году с Общим всеобъемлющим соглашением (JCPOA), известным как "ядерное соглашение".
Она была подписана США, Великобританией, Францией, Германией, Россией и Китаем, когда Иран согласился ограничить свою ядерную программу в обмен на снятие санкций.
Однако в 2018 году Трамп односторонне вышел из соглашения, восстановив санкции и усилив экономическое давление на Иран.
Это решение стало новым толчком к эскалации.
В ответ Иран начал наращивать обогащение урана, несмотря на международную изоляцию - в определенной степени благодаря помощи со стороны Пакистана, Северной Кореи, Китая и той же России.
И вот Трамп снова передумал.
Может ли остановиться развитие иранской ядерной программы сейчас? И как можно оценить достижения США в этом процессе?.
По словам директора Центра ближневосточных исследований Игоря Семиволоса, пока существует только единственный реальный предмет для переговоров между Ираном и США.
"Я слышал позицию экспертов стран залива, которые внимательно следят за ходом тех переговоров, что и понятно.
И они считают, что единственный реальный предмет для переговоров - это экономика", - рассказал он в эфире Эспрессо.
Что тогда в "сухом остатке"? Определено общее поле для будущих договоренностей между этими двумя странами таково: иранцы, как ироссияне, предлагают Соединенным Штатам Америки доступ к своим рынкам, заметил Семиволос.
Ведь Иран, истощенный многолетними санкциями, очень заинтересован в их частичном снятии.
То есть, указывает эксперт, между США и Ираном действительно существует какое-то определенное промежуточное соглашение.
А иранцы, соответственно, "готовы рассматривать вопросы уменьшения количества обогащенного урана, возобновления экспедиции МАГАТЭ и ухода за их атомными объектами".
Это, собственно, и есть вопрос, который может быть предметом переговоров, - предполагает Семиволос.
"Так же иранцы рассматривают, ну, учитывая вообще такой бизнес-подход и Виткоффа, и соответственно Трампа, они предлагают им тот же сценарий, что и россияне: доступ к рынкам, к иранским рынкам, и готовы это рассматривать", - отметил директор Центра ближневосточных исследований.
Такое развитие событий совсем не устраивает Израиль, и, по некоторым сообщениям, израильтяне активно лоббируют более жесткую позицию США - вероятно, через прямые контакты с администрацией Трампа.
Вместе с тем Израиль может быть недоволен и самим фактом переговоров, поскольку считает, что дипломатический подход обычно не сдерживает Иран.
В частности, премьер-министр страны Беньямин Нетаньяху неоднократно отмечал, что любое соглашение с Ираном должно предусматривать полное прекращение его ядерной программы, а не только его ограничения.
Поэтому израильтяне могут отдавать предпочтение превентивным действиям (включая военные), на которые указывал Ирану Трамп.
США же, в свою очередь, давят на Тель-Авив, удерживая Израиль от возможной эскалации.
И, кажется, на этом фронте Вашингтон имеет больше шансов, отмечают эксперты.
Однако некоторые побочные признаки указывают и на высокую вероятность приближения нового ближневосточного конфликта.
"Я никогда не сравниваю ни конфликты, ни войны.
Всегда плохо, когда теряются человеческие жизни.
Но хотел бы, чтобы мы справедливо смотрели на вещи.
Израиль - Иран", - заявил недавно президент Украины Владимир Зеленский.
Ирина Носальская.