Зеленский получил 163 петиции о ветировании закона, но ответил не на все, которые должен был – «Голка»
Зеленский получил 163 петиции о ветировании закона, но ответил не на все, которые должен был – «Голка»
К президенту Владимиру Зеленскому с помощью петиций 163 человека обратились по поводу ветирования законов. Тогда как во времена президентства Петра Порошенко подобных петиций было 74, пишет «Голка» со ссылкой на результаты исследования, проведенного вместе с Центром развития инноваций.
Из 163 петиций о ветировании закона, только семь набрали 25 тысяч подписей. Именно такое количество подписей обязывает главу государства рассмотреть петицию и ответить на нее. Из этих семи президент ответил всего на четыре. Во время работы парламента предварительной каденции ни одна петиция по вето закона не набрала 25 тысяч голосов.
Так, Зеленский проигнорировал петиции по ветированию:
- скандального закона №5455 о градостроительной реформе, авторстве председателя партии «Слуга народа» Елены Шуляк;
- закона №4201 «Об исчислении времени» спикера парламента Руслана Стефанчука;
- закона №12089 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Украины об усилении защиты прав добросовестного приобретателя», авторстве «слуги народа» Игоря Фирса.
«Во время войны, когда нет выборов, важно, чтобы западные партнеры видели, что у нас действуют инструменты цифровой демократии. Президент не может на одни петиции отвечать, а другие игнорировать, создавая теплую ванную для Шуляка или Стефанчука. Но следует отметить, что эти законы так и остались неподписанными. То есть граждане все равно добились результата и есть случаи, когда петиции срабатывают. А по поводу петиции потомка рода Терещенко – Мишеля Терещенко, который требовал ветировать скандальный проект об обнулении претензий к дерибанщикам лесов и побережий, то президент ее, к сожалению, проигнорировал. Лоббизм недоброго бизнеса здесь оказался в разы сильнее и это при том, что их петиция с требованием подписать закон не набрала 25 тысяч голосов, несмотря на масштабную информационную кампанию с привлечением рекламы», – отметила председатель общественной инициативы «Голка» Ирина Федоров.
По словам директора Центра развития инноваций Екатерины Иванченко, данные исследования доказывают, что украинцы успешно пользуются таким инструментом как петиции. Причем собрать голоса, необходимые для ответа граждане могут в достаточно короткий период.
«Они способны мобилизоваться и собрать необходимые 25 тысяч голосов, когда тема действительно резонансна в течение суток. Так было с петицией Александра Ябченко относительно ветирования закона, который восстанавливал декларирование лишь отчасти. Так произошло и с петицией по ветированию градостроительной «реформы». Но эти две темы были на слуху. По закону сроки на вето ограничены и составляют 15 календарных дней. В соответствующих Положениях говорится, что нужно 2 рабочих дня на обнародование петиций и 3 рабочих дня, чтобы петицию, набравшую 25 000 голосов, передали на рассмотрение. То есть, сам процедурный момент может забрать до 10 календарных дней. И мы уже видим, что в некоторых случаях петиции по вето граждане подают заранее – до того, как парламент проголосует», – добавила Иванченко.
«Голка» обратилась в офис президента, чтобы в ОПУ безотлагательно изменили положения, влияющие на сроки публикации и рассмотрения петиций по вето.
Отметим, что на уровне местных властей, первым фильтром по законности решений местных советов является глава общины. В общинах также есть механизм, который должен контролировать действия местных властей. Речь идет о системе электронных петиций, которые могут быть сигналом о сомнительных решениях. Однако на практике петиции редко работают эффективно, пишет Александр Сергиенко в статье «Можно ли посадить местный совет на скамью подсудимых или Как сделать, чтобы местные депутаты не воровали?».