/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2Ff354eca1a59aeed319028e4f151cc254.jpg)
Биоэтанол в бензине: как изменится качество и стоимость топлива на АЗС с 1 мая
С 1 мая 2025 года в Украине вступает в силу закон №3356-д, который обязывает добавлять жидкое биотопливо к автомобильному бензину.
Факты ICTV узнавали, как повлияет смесь бензина и биоэтанола на работу автомобиля и как это скажется на стоимости топлива.
Закон об обязательной доле биоэтанола в бензине: что известно
Согласно обновлению закона , минимальное содержание биоэтанола в бензине должно составлять не менее 5%.
Этот шаг — часть общей стратегии государства по переходу на устойчивые источники энергии, снижение выбросов парниковых газов и поддержки аграрного сектора. Использование биоэтанола не только уменьшит негативное влияние транспорта на окружающую среду, но и создаст дополнительный спрос на продукцию украинских фермеров.
Среди основных преимуществ такого решения — снижение вредных выбросов, поддержка отечественного производства и укрепление энергетической независимости страны.
Что такое биоэтанол и зачем его добавлять в бензин
Биоэтанол — это спирт, полученный из растительного сырья, в частности кукурузы, который добавляют к бензину для уменьшения вредных выбросов в воздух. Кроме того, спирт является возобновляемым источником энергии, поскольку производится из сельскохозяйственных культур.
По словам руководителя консалтинговой группы А-95 , Украина, как и Европа, зависит от импорта нефти и нефтепродуктов. Замена части импортного топлива спиртом собственного производства может уменьшить эту зависимость. Как страна-кандидат на членство в ЕС, Украина должна внедрять европейские нормы, среди которых есть и использование биотоплива.
В странах Европы и США такие добавки уже давно стали привычными: например, в ЕС широко применяют бензин марки E10.
Биоэтанол в бензине: как изменится стоимость топлива
По словам Сергея Куюна, покупка бензина Е5 может оказаться дороже. Европейские производители преимущественно выпускают Е10, который является стандартом в большинстве восточноевропейских стран.
Для производства Е5 им нужны отдельные мощности, что приводит к дополнительным затратам в размере 15-25 долларов за тонну (50-80 копеек на литр). Ожидается, что майское падение цен на нефть может частично компенсировать эту разницу, сделав ее незаметной.
— Надеюсь, что из-за падения цен на нефть мы в мае получим -3 грн/л, и никто ничего не заметит, — отметил эксперт.
Как смесь бензина со спиртом скажется на работе авто
Как отмечает Сергей Куюн, обязательное добавление биоэтанола в Европе практикуется уже более 15 лет, и там используются аналогичные автомобили. Замена вредного октаноповышающего компонента на полезный биоэтанол считается положительным изменением.
Добавление биоэтанола в бензин: влияние на АЗС
По словам эксперта, биоэтанол является гигроскопичным и поглощает воду. Это может привести к расслоению бензиновой смеси и потере ее эксплуатационных свойств. Поэтому качество хранения и транспортировки биобензина является критически важным.
— Поставщик может закупить качественный Е5, но если у него в бензовозе, резервуаре на нефтебазе или АЗС есть подтоварная вода — будут проблемы, — говорит эксперт.
Переход на биобензин требует принципиально новой технологической культуры на всех этапах — от нефтебаз до АЗС. Это предполагает инвестиции в персонал, инфраструктуру и лаборатории контроля качества. Сергей Куюн не уверен, что большинство украинских заправок готовы к таким изменениям.
— Рекомендую не экономить как минимум эти два месяца и не искать минимальных цен на бензин. Тот, кто заботится о качестве, дешево продавать не может. Да и в случае чего нормальная сеть с именем всегда пойдет навстречу, — отметил эксперт.
Представители крупных сетей АЗС (ОККО, Амик, “Укрнафта”) уже начали подготовку к переходу, но высказывают опасения относительно возможных проблем.