/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2F58c24a88fc1cf7102dda166519f25e11.jpg)
"Верните нам школу": почему педагоги против новой реформы образования
Образование Украины в очередной раз сталкивается с системной критикой реформ, которые не столько улучшают, сколько усложняют учебный процесс. Известный педагог и публицист Виктор Громовой в своей колонке на Всеосвіті жестко раскритиковал последствия так называемой гимнаизации и лицеизации украинских школ, назвав ситуацию в системе общего среднего образования образовательной катастрофой.
По словам Громового, реформы последних лет фактически уничтожили традиционную школу как явление. Заведения, ранее обеспечивавшие полное среднее образование, были переименованы в гимназии или лицеи, зачастую — без содержательного наполнения, только для соответствия новой нормативной базе. В итоге страна получила большое количество «гимназий», не имеющих гимназического образования, и «лицеев», не отвечающих европейским стандартам старшей школы.
По мнению эксперта, значительная часть реформ является поверхностными имитациями изменений — преимущественно посредством ребрендинга заведений или создания бюрократических структур, таких как офисы внедрения НУШ или агентства поддержки реформ. В то же время качество образования продолжает снижаться, а институты, призванные его контролировать, в частности, Государственная служба качества образования Украины, не обеспечивают ожидаемый уровень эффективности.
Одной из наибольших угроз для участников образовательного процесса является законопроект №13120, который предусматривает создание сети профильных лицеев по жестким критериям: обязательное количество учащихся в классе — не менее 24 человек, ограничение начальных классов в составе лицеев, а также требование нескольких образовательных профилей в рамках одного заведения. Это ставит под угрозу доступность образования в малых общинах, где невозможно выполнить эти требования из-за демографических или территориальных ограничений.
Громовой отмечает, что профилизация, как стратегия старшей школы, уже устарела. Мировой опыт демонстрирует эффективность индивидуализированных обучающих программ, позволяющих адаптировать обучение к потребностям каждого учащегося. Во Франции, Италии и Польше лицеи действительно функционируют как старшие школы, которые готовят учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. В Украине же, по словам педагога, понятие «лицей» было дискредитировано еще тогда, когда его начали массово применять в учреждениях профессионально-технического образования.
Учитывая ситуацию, Громовой поддерживает призыв директора Департамента образования Киева Елены Фиданян – «верните нам школу». По его мнению, восстановление традиционного названия и концепции общеобразовательной школы является необходимым шагом по сохранению конституционного права детей на образование и недопущению образовательного хаоса.
Напомним, "Не образование, а пытки": родители бьют тревогу – что не так с украинскими школами
Ранее мы рассказывали, что "Учим о Риме, пока враг - о Крыме": почему школьникам сократили изучение истории
Также начальные школы могут перестать существовать: в Раде готовят новую образовательную реформу