/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F35%2F32d20fd13ba2f572ed10a61c6c1149e3.jpg)
Почему ЕС не спешит с поиском нового формата торговли с Украиной и какие будут последствия
Менее чем через полтора месяца условия украинского экспорта в ЕС могут кардинально измениться.
5 июня подходит к концу "торговый безвиз" – режим автономных торговых мер, введенных Еврокомиссией на год, а затем дважды пролонгированных.
Еще в прошлом году в Брюсселе предупредили: это продолжение станет последним.
И с тех пор только подтверждали этот тезис.
При этом в Евросоюзе обещали Украине найти новый формат торговых отношений, который бы удовлетворил если не все, то основные требования Киева.
Однако шли месяцы, а Еврокомиссия все не торопилась с озвучиванием предложений.
О том, что стоит за молчанием ЕС, какой компромисс может быть достигнут и на какие уступки может пойти Киев, читайте в статье редактора "Европейской правды" Юрия Панченко Новая эпоха торговли с ЕС: что придет на смену "автономным преференциям".
Далее – краткое ее изложение.
Последнее заседание Совета ассоциации, которое состоялось 9-10 апреля, лишь частично удовлетворило украинские ожидания.
Никакого решения в Брюсселе так и не озвучили.
"Ключевая проблема – Польша.
Именно она была ключевым противником продления действия автономных преференций.
И сейчас там выступают против любого решения до завершения избирательной кампании – мол, это может иметь влияние на результаты выборов", – рассказывает один из украинских переговорщиков.
Фаворитом президентской гонки в Польше является действующий мэр Варшавы, кандидат от партии премьера, Рафал Тшасковский.
На его стороне и симпатии председателя Еврокомиссии.
Учитывая, что преимущество мэра Варшавы во втором туре является достаточно шатким, решение по украинскому экспорту может привести к его поражению.
Дело в том, что два его основных оппонента активно используют антиукраинские темы, в том числе – необходимость защиты польских фермеров от украинского агроимпорта.
А учитывая то, что второй тур президентских выборов назначен на 1 июня, у Украины и ЕС будет всего несколько дней для проведения официальных переговоров.
Вполне возможно, что решение будет принято в последние часы перед "дедлайном".
В случае, если ЕС не примет решение, после 5 июня "по умолчанию" ситуация вернется к режиму, который действовал до 2022 года.
То есть – к режиму всеобъемлющей зоны свободной торговли, прописанной в Соглашении об ассоциации Украины и ЕС.
Это – крайне нежелательный для Киева сценарий.
Зато президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен обещает, что параметры торговли между Украиной и ЕС, которые будут действовать после 5 июня, гарантированно будут лучше тех, что действовали до 2022 года.
Достичь этого возможно благодаря пересмотру действующего режима свободной торговли – такая возможность прописана в ст.
29 Соглашения об ассоциации.
Но пересмотр параметров режима свободной торговли с Украиной является нежелательным для многих стран ЕС.
Этот режим регулируется Соглашением об Ассоциации, которое является двусторонним документом и в котором каждая из сторон имеет равные права.
А соответственно, введение ограничений не может внедряться единолично без доказательства факта ущерба, нанесенного производителям.
Успокоить страны ЕС может сохранение механизма срочного приостановления.
Механизм, напомним, включается в случае достижения украинским экспортом определенного лимита.
Заявления украинских переговорщиков дают основания утверждать, что Киев готов пойти на эту уступку.
Подробнее – в материале Юрия Панченко Новая эпоха торговли с ЕС: что придет на смену "автономным преференциям".