/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Fa4265e8941e50630e3c7cb416ec49a52.jpg)
Трамп разговаривает с Путиным через "друга Стива": в чем главная проблема Уиткоффа
Трамп и Уиткофф дружат несколько десятилетий.
В пятницу, 25 апреля, в Москве встречу с Владимиром Путиным провел ключевой игрок команды Дональда Трампа — Стивен Уиткофф. Человек, который одинаково успешно может играть с президентом США в гольф и влиять на его видение ключевых вопросов внешней политики. Не имея дипломатического опыта, он имеет преимущество за счет другого — искреннего доверия Трампа.
За что на самом деле отвечает спецпредставитель американского лидера — далее в материале международного обозревателя "Телеграфа" Ольги Кирилловой.
Подружились из-за бутерброда
Свою карьеру 68-летний Стив Уиткофф начинал в юридической фирме по недвижимости, сопровождавшей бизнес-соглашение для ныне президента, а в то время — амбициозного девелопера Дональда Трампа.
Как рассказывал сам Уиткофф, спустя несколько лет после этого он встретил Трампа в гастрономе. У того не было с собой денег, и он попросил Уиткоффа заказать ему бутерброд с ветчиной и швейцарским сыром. Когда они снова встретились спустя годы, Трамп вспомнил о бутерброде, и с тех пор, по словам Уиткоффа, "они стали друзьями".
В 1997 году Уиткофф создал собственную девелоперскую компанию Witkoff, в которой до сих пор занимает должности главы и генерального директора. Как и Трамп, живет во Флориде – именно там они часто играют вместе в гольф.
После поражения Трампа на выборах 2020 года Уиткофф остался на его стороне. "Когда многие фальшивые друзья сбежали в панике, Стив остался верен моему отцу и всей нашей семье. Мы этого никогда не забудем", — рассказывал сын президента Дональд Трамп-младший.
Уиткофф был среди главных спикеров на Национальном съезде Республиканской партии в июле 2024 года. Значительную часть речи он посвятил тому, как Трамп поддерживал его и его семью в период глубокой скорби после смерти сына Эндрю, который умер от передозировки опиоидами в 2011 году. В конце прошлого года у Уиткоффа родился внук. И его назвали Доном. Конечно же, в честь президента США.
За годы Уиткофф пожертвовал миллионы долларов на политические проекты Трампа и даже стал партнером в семейном криптовалютном проекте президента World Liberty Financial.
Во время избирательной кампании 2024 года Уиткофф сблизился с несколькими ключевыми советниками Трампа, в том числе Сьюзи Уайлз, которая сейчас занимает должность главы администрации Белого дома.
"У Уиткоффа есть не только доверие президента Трампа. Ему доверяет вся президентская семья, а также ближайшие помощники главы государства", — сообщает канал CNN, ссылаясь на источники.
По данным журналистов, Трамп сначала поручил Уиткоффу направление Ближнего Востока, потому что хотел найти для друга весомую роль в администрации — и знал, что у него есть связи с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и другими высокопоставленными представителями благодаря бывшим бизнес-контактам.
Но Трамп был настолько доволен тем, как Уиткофф добился заключения первоначального перемирия и соглашения об освобождении заложников — достигнутого в последние дни администрации Байдена, — что лично попросил стать главным переговорщиком в переговорах между Россией и Украиной, а теперь якобы и с Ираном.
Уиткофф не получает заработную плату от правительства США, и сам оплачивает все полеты на своем частном самолете. Чтобы быть ближе к президенту, в Белом доме он занимает кабинет в Западном крыле — тот, что когда-то принадлежал дочери Трампа Иванке.
Уиткофф хочет быть Киссинджером?
Некоторые сравнивают роль Стива Уиткоффа с той, которую имел зять Трампа Джаред Кушнер во время первой каденции республиканца. Как и Кушнер, Уиткофф видится с президентом почти ежедневно, переписывается с членами семьи Трампа, имеет право заходить в Овальный кабинет без предупреждения и пользуется большей свободой действий, чем почти кто-либо в администрации, утверждают осведомленные источники американских СМИ.
Кушнер занимал должность старшего советника президента. Под его руководством были успешно заключены "Авраамовы соглашения" — серия договоров о нормализации отношений между Израилем и рядом арабских государств.
Также Кушнер курировал подготовку проекта так называемого "соглашения века" для урегулирования палестино-израильского конфликта. Это был масштабный план по взаимному признанию Палестины и Израиля. Палестина и большинство арабских стран отвергли проект, заявив, что он не обеспечивает справедливых условий для палестинцев и нарушает их основные права.
Примечательно, что в 2017 году, когда разгорелся скандал о вмешательстве России в выборы президента США, СМИ сообщили о скрытых контактах Джареда Кушнера с российским послом Сергеем Кисляком и рядом других граждан РФ. Кушнер признался, что четыре раза встречался с представителями Москвы в течение избирательной кампании 2016 года. Он оправдывался, что темой контактов был исключительно компромат на тогдашнюю оппонентку Трампа Хиллари Клинтон.
Сравнивают обязанности Стива Уиткоффа и с ролью одного из самых влиятельных внешнеполитических стратегов США Генри Киссинджера.
Киссинджер начал работу в Госдепартаменте всего за две недели до начала войны Судного дня 1973 года, когда Египет и Сирия неожиданно напали на Израиль. Киссинджер добился масштабных поставок американского оружия в Израиль, что помогло изменить ход войны.
После установления режима прекращения огня под эгидой ООН Киссинджер инициировал серию "челночной дипломатии" — регулярных поездок между столицами Ближнего Востока с целью достижения соглашений о разграничении сил. В январе 1974 года это привело к подписанию договоренностей между Египтом и Израилем, а в мае — между Сирией и Израилем.
Киссинджер также сыграл ключевую роль в прекращении участия США во Вьетнамской войне через Парижские мирные соглашения.
"Он осознавал, что эту войну невозможно выиграть обычными военными средствами, поэтому сделал ставку на активную дипломатию. Вскоре после прихода администрации Никсона в 1969 году Киссинджер начал длительные и изнурительные переговоры, которые длились почти четыре года", — говорится на сайте, посвященном памяти дипломата.
В 1973 году он достиг соглашения с представителями Северного Вьетнама о прекращении огня, что фактически завершило американское вмешательство в войну. За свои дипломатические усилия Киссинджер стал лауреатом Нобелевской премии мира.
Он был одним из архитекторов "разрядки" (détente) между США и Советским Союзом. Ее главными результатами стали договоры между Вашингтоном и Москвой по ограничению стратегических наступательных ядерных вооружений и стратегических противоракетных систем — в эру Холодной войны это помогло ослабить ядерное напряжение между государствами.
Именно Киссинджер "открыл" Китай для Соединенных Штатов, продвигая "оттепель" в межгосударственных отношениях. В 1971 году дипломат совершил две тайные поездки в коммунистический Китай, заложив основу для визита президента Ричарда Никсона в страну в следующем году. Событие разорвало более 20 лет дипломатической изоляции между государствами, и в конце концов "открыло двери к большей стабильности".
Генри Киссинджер верил в силу триангуляции как инструмента дипломатии – об этом свидетельствовали его почти одновременные контакты с Китаем и Советским Союзом. Позже дипломат упоминал: трехсторонние отношения между Вашингтоном, Москвой и Пекином "сами по себе были формой давления на каждого из них".
"Мы усердно маневрировали, пытаясь быть ближе друг к другу, чем они друг к другу", — говорил он.
В случае успеха на украинско-российском и иранском треках, Стив Уиткофф может взять на себя и направление Китая, прогнозируют обозреватели. Преследуя цель "разъединить Москву и Пекин", Вашингтон может еще больше сблизиться с россиянами.
По крайней мере, "кирпичики" для нормализации отношений закладываются: Кремль публично озвучивает надежды на возобновление авиасообщения с США, возвращение американских компаний на российский рынок и даже сотрудничество в сфере редкоземельных металлов. Вряд ли такие цели публично звучали бы без обсуждения с американской стороной.
В чем проблема Уиткоффа
В отличие от Генри Киссинджера, специалиста по международным отношениям, истории и геополитике, Уиткоффу может не хватить знаний и опыта для решения поставленных Трампом задач, особенно по заключению "соглашения между Украиной и РФ". Как рассказывал "Телеграфу" бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, главная проблема Уиткоффа в том, что "он ничего не знает ни о России, ни об Украине, и сам не понимает, в чем суть войны".
"Способность Путина манипулировать Трампом и, по моему мнению, Уиткоффом, тревожна — потому что Трамп склонен доверять тому, что говорит Путин. Он, в конце концов, его "друг". Разве ваш друг не говорит вам правду? А Уиткофф не знает достаточно, чтобы различить [правду и ложь]", — сетовал Болтон.
В частных разговорах с медиа ряд американских и европейских дипломатов выразили скептицизм по поводу способности Стива Уиткоффа доводить до финала договоренности, которые неизбежно нуждаются в глубоком обсуждении сложных деталей.
"Создается впечатление, что этот человек действует самостоятельно, без дипломатического опыта", — сказал один из опытных американских дипломатов на условиях анонимности. "С российской стороны он имеет дело с очень опытными дипломатами. Есть опасения, что он просто не на равных с сидящими по другую сторону стола, а это — очень опасная ситуация".
За последние три месяца Уиткофф четыре раза посетил Россию, и ни одного — Украину. Хотя Белый дом неоднократно подчеркивал, что играет роль медиатора между украинской и российской сторонами, спецпредставитель Трампа успел отметиться похвалой в адрес российского президента:
"Я не считаю Путина плохим парнем. Эта война — это сложная ситуация. Ее спровоцировали многие нюансы", — говорил Уиткофф. И рассказал скандальному ведущему Такеру Карлсону историю о том, как Путин якобы молился за Трампа, когда на его жизнь было совершено покушение.
Свое непонимание сути российской агрессии против Украины Уиткофф продемонстрировал в этом месяце, заявив, что Киев может меньше беспокоиться о некоторых своих регионах, ведь они русскоязычные.
"Если посмотреть на эти пять регионов (вероятно, речь о Донетчине, Луганщине, Крыме, Запорожье и Херсонщине — Ред.) — Россия заинтересована в них, и, кстати, Украина тоже, — но если часть из них преимущественно русскоязычные, может быть, Украину они могут меньше волновать?" – заявил он журналистам.
"Я думаю, господин Уиткофф выбрал стратегию российской стороны", — заявил в ответ на это президент Украины Владимир Зеленский. "Это очень опасно, потому что он — сознательно или бессознательно, я не знаю — распространяет российские нарративы".
Как писал ранее "Телеграф", еще в начале года американцы по дипломатическим каналам дали понять — президент Трамп хочет "быстрого соглашения" о войне в Украине. Приближается отметка в первые сто дней президента в должности, и, кажется, он верит: именно друг Стив принесет ему желаемый результат.