/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2Ff75e2240263610698902f8f3e546a95c.jpg)
Дефолт в Украине: чего ожидать в мае
Дефолт - в мае.
24 апреля стало известно, что Украина не смогла договориться с владельцами ВВП-варрантов и в мае должна выплатить ориентировочно 600 млн долларов.
Министерство финансов предложило инвесторам реструктуризировать долг на сумму 3,2 миллиарда долларов, но пока переговоры успехом не увенчались.
Переговоры Украины с кредиторами по ВВП-варрантам продолжались в Вашингтоне с 15 по 23 апреля, говорится в заявлении Минфина, обнародованном на бирже Euronext.
Украина предложила кредиторам два варианта реструктуризации выплат, однако те не согласились и попросили взамен выплатить 75% суммы уже в мае.
Украина отклонила это предложение.
Переговоры зашли в тупик.
В Министерстве финансов заявляют, что Киев рассматривает "все доступные варианты" и продолжит переговоры, передает Financial Times.
В противном случае Украина может объявить дефолт в мае.
Аналитик Юрий Щедрин в разговоре с 24 Каналом отметил, что в таком случае говорится лишь о техническом дефолте.
То есть, полный дефолт объявляют тогда, когда страна не может рассчитаться со своими долгами вовремя и в полном объеме.
А технический дефолт - это ситуация, когда страна заявила о своей неплатежеспособности, но должна договориться с кредиторами о списании части долга и отсрочке следующих выплат.
Как объясняет эксперт, вопрос не в том, что Украина не может оплатить обязательства в 600 миллионов, а в том, что мы не согласны с требованиями этого обязательства и хотим пересмотреть их, ведь они не соответствуют настоящему.
Напомним, что такое ВВП-варранты.
Это ценные бумаги, которые выпускает государство, и выплаты по которым зависят от роста ВВП: если экономика страны-эмитента растет выше определенного уровня, то инвесторы получают выплаты, если рост медленный или ВВП падает - выплаты не осуществляются.
Варранты, о которых идет речь, выпускали в 2015-м, когда экономика Украины была на грани дефолта.
Тогда кредиторы согласились списать 20% госдолга (примерно $3,6 млрд), но за это им пообещали ВВП-варранты.
По условиям их обращения, выплаты начали после того, как объем ВВП превысил $125,4 млрд.
Этого показателя экономика Украины достигла в 2018 году.
Первые выплаты касались экономических результатов 2019 года, но сами переводы осуществляются с двухлетней задержкой, то есть за 2019 год Украина оплатила только в 2021-м.
Далее выплаты проводятся аналогично: в 2022 году - за 2020 год, и так вплоть до 2040-го, когда будет осуществлен последний платеж за 2038 год.
Как отмечает экономист Олег Пендзин в комментарии изданию Факты ICTV, в 2023 году рост ВВП составил 5,2% - после сильного падения в 2022-м.
Поэтому Министерство финансов обратилось к держателям варрантов с объяснением, что так считать не совсем правильно.
Но держатели варрантов идти на компромиссы не хотят, поэтому сейчас идет очень активная дискуссия.
Министр финансов Сергей Марченко также говорит, что ВВП-варранты "были созданы для экономической реальности, которой уже не существует".
"Умеренный рост ВВП Украины в 2023 году не свидетельствует об экономическом процветании - это лишь хрупкое восстановление после почти 30% падения, вызванного полномасштабной войной",- заявил он.
В случае отсутствия соглашения до конца мая Киеву придется решить, объявить ли дефолт.
Возможные последствия дефолта.
Дефолт действительно влияет на жизнь всей страны.
В случае его объявления курс национальной валюты начинает падать из-за снижения притока инвестиций, объясняют в Киевской школе экономики (KSE).
В то же время некоторые инвесторы, которые вкладывали или собирались вкладывать в частные компании в этой стране, пытаются вывести свои дивиденды или отказываются от инвестиций.
То есть происходит и снижение курса валюты, и снижение экономического роста.
Страна в случае дефолта также пытается уменьшить бюджетный дефицит.
То есть повышать поступления или уменьшать расходы.
Но если экономическая ситуация сложная, то больших поступлений ожидать не стоит.
Соответственно, страна уменьшает расходы, а это означает сокращение каких-то социальных или инвестиционных программ государства.
Как отмечают в KSE, первыми негативные последствия дефолта отучают беднейшие слои населения.
Из-за приостановления экономического роста, падения курса национальной валюты и уменьшения государственных расходов, снижается реальная зарплата, пенсия и социальные платежи.
Бедные люди становятся еще беднее.
Но пока о полном дефолте речь не идет.
"Дефолт по ВВП-варрантам - не привет к кросс-дефолту по другим долговым обязательствам, то есть это не будет считаться дефолтом по внешним обязательствам",- отметил аналитик Андрей Шевчишин в комментарии KP.
А председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак в разговоре с изданием Главред добавляет, что возможный дефолт не является катастрофой, а скорее закономерным следствием войны.
По его словам, военные действия на значительной части территории и временная оккупация около 20% страны, включая промышленные регионы, являются объективной реальностью.
Он добавляет: Украина не отказывается от обязательств по этому долгу, а лишь просит о реструктуризации.
Если инвесторы не хотят войти в положение страны, которая находится в состоянии полномасштабной войны, - это уже их ответственность, а не проблема Украины, отметил он.
Более того, как отмечает Олег Пендзин, Украина находится в состоянии технического дефолта, по большому счету, с 2022 года.
По его мнению, на этот раз Минфин найдет общий язык с держателями варрантов, и этот вопрос будет закрыт.
Но даже если случится дефолт в Украине, это не грозит рядовым украинцам, говорит Пендзин.
Он отмечает, что депозиты и человеческие вклады - это гривна.
А что касается варрантов, это не внутренние, а внешние обязательства нашего государства.
Так что вкладам рядовых украинцев тоже ничего не угрожает.
Возможная невыплата ВВП-варрантов никак не повлияет на общую картину и жизнь среднестатистического украинца, говорит и Шевчишин.
Да, соглашается он, это досадное явление, однако жизнь в условиях войны влияет на украинцев гораздо весомее.
Реализация этого дефолта не касается и уже заявленной и согласованной помощи со стороны наших партнеров, говорит аналитик.
В то же время для будущих заимствований и истории хотелось бы быть "белыми и пушистыми" и таки договориться о реструктуризации.
Пока же Украина сохраняет настроенность на проведение конструктивных переговоров со всеми владельцами ВВП-варрантов, чтобы найти решение, которое позволит обеспечить долгосрочную долговую устойчивость без угроз для восстановления страны, отметили в Минфине.
А первый заместитель главы финансового комитета Рады Ярослав Железняк считает, что паниковать из-за отсутствия договоренностей с кредиторами и говорить о дефолте пока рано.
Для согласования компромиссного с инвесторами варианта есть еще минимум месяц.
Валерия Шипуля.