/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F118%2Fc0dd18b1353e3f3491495d8a47fe8518.jpg)
Даталпое жукотя орауджямт: Обзор Chains of Freedom
Когда на Землю упал метеорит с таинственной субстанцией, вызывающей дичайшие мутации, Суверенное государство встало на защиту человечества. Да, по косвенным признакам оно кажется тоталитарной тюрьмой народов, зато у людей есть шанс пережить вторжение инопланетной заразы. Впрочем, не все хотят выменивать безопасность за свободу, поэтому отряду «миротворцев» необходимо найти и ликвидировать известного бузотера доктора Светлова, дабы ничто не будоражило умы сограждан.
Миссия сразу идет не по плану. Вертолет сбивают, команда оказывается разделена, пилота и вовсе находят лишь по кусочкам. Делать нечего — придется искать революционера на своих двоих, попутно отбиваясь от его прихвостней, обнаглевших контрабандистов и даже простых колхозников, не жалующих новую власть. Бонусом идут диковинные уродцы, заполонившие регион.
Виды в Chains of Freedom смутно знакомые: покосившиеся домики, ржавые буханки, надписи на кириллице, но зачастую это полная белиберда вроде «даталпое жукотя орауджямт». На деле всё происходит в абстрактном восточноевропейском регионе, хотя по акцентам местных персонажей этого и не скажешь. Антураж, несколько привычных русскому уху имен и превратившиеся в чудовищ люди пробуждают в памяти воспоминания о Gorky 17. И чем дальше в лес, тем вернее кажется эта ассоциация, хотя очевидны и куда более свежие источники вдохновения, вроде Mutant Year Zero: Road to Eden или Hard West 2.
Не дайте описанию в Steam, сулящему «сложные задания, полные опасностей, обмана и нравственных дилемм», себя обмануть: происходящее на экране повинуется воле сценариста. Кто придет в отряд, кто и как его покинет — всё предопределено, а из «дилемм» стоит лишь банальный вопрос о том, кому вручить какой ствол. Даже в незамысловатой Gorky 17 нелинейности больше.
Вся Chains of Freedom – это прямой путь от вступительного ролика до финальных титров и без каких-либо реальных развилок, напоминающий Final Fantasy XIII. Тут и там в сюжетном «коридоре» можно найти тайники и секреты, но добраться до них легко, даром что без дополнительных припасов придется очень туго.
Дело в том, что патроны и многие расходники почти всегда в дефиците, поэтому львиную долю припасов приходится мастерить самостоятельно из подножного мусора. Интересно, что аптечки не только лечат пациента, но и навсегда увеличивают максимальный показатель здоровья (но не выше определенного потолка), что открывает простор для махинаций.
Как бы там ни было, сбор бесхозных тряпок, травинок и высокотехнологичных стволов регулярно прерывается пошаговыми боями. Явно вдохновившись Mutant Year Zero, авторы иногда предлагают прокрасться на следующую арену и заранее расставить бойцов, но делать это быстро надоедает. Во-первых, Commandos из Chains of Freedom не вышло, отслеживать направления взгляда врагов очень неудобно.
Во-вторых, возможности чуть-чуть облегчить себе жизнь, предварительно ликвидировав кого-нибудь втихую, нет. В-третьих, авторы сами довольно быстро забывают про игры в кошки-мышки, большая часть хронометража посвящена схваткам, о приближении которых ничто не сигнализирует. То же можно сказать о головоломках: они пересчитываются по пальцам одной руки. Причем одна (кажется, их всего тут две) требует «расставить планеты Солнечной системы в правильном порядке».
Боям не откажешь в некотором шарме. Согласно моде перезапущенной XCOM, тут есть целые и половинчатые укрытия, зато у каждого персонажа имеется около 20 очков действий, что позволяет бегать, применять предметы и атаковать в любом порядке. О глубине лучших пошаговых тактик речи не идет, ведь пули когда надо спокойно пролетают сквозь бетонные стены, так что разрушаемости, разных положений тела или правдоподобной физики (и других вещей, за которые помнят Jagged Alliance и Silent Storm) здесь нет. Зато доступен большой набор статусов, от оглушения до подчинения разума, что во второй половине игры неимоверно затягивает и без того продолжительные перестрелки.
В отряде может быть максимум пять героев, врагов же спускают десятками. Противники-люди часто умеют перевязывать свои раны, а зомбиподобные мутанты прут вперед с напористостью танка. Огромные живучие монстры почти каждый ход «рождают» двух тварей поменьше, насекомые-переростки при смерти обливают все вокруг ядовитой жижей, подлые левитирующие твари оставляют вместо себя взрывоопасные копии. Параллельно товарищ по отряду орет что-то про «приближающееся вражеское подкрепление», а патроны для дробовика уже подходят к концу.
Хотя разработчики регулярно презентуют новые типы противников, проблема в том, что бесконечная мясорубка утомляет задолго до удивительно беспомощного финального босса. Будь то тесный коридор или небольшая арена с парой бытовок, необычных ситуаций крайне мало, всё зачастую сводится к уничтожению набегающих аки морская волна вражеских легионов.
Сложность в том, что никогда не знаешь, подрисуют ли тебе в тылу пяток крепких штурмовиков или взрывоопасных уродов. А тактические изыски невелики — знай себе прячься в укрытиях да не разбазаривай боезапас. На ближний бой тоже полагаться не приходится, потому что бравые спецназовцы удивительно часто промахиваются монтировкой по оглушенным врагам.
Интересно, что оружие жестко поделено на основное и дополнительное, поэтому бегать с пистолетом в одном слоте и ножом в другом нельзя, ибо они относятся к одному типу. Придется тратить ОД и лезть в рюкзак за нужным стволом. Верно и обратное: положить штурмовику в один слот пулемет, а в другом разместить дробовик не разрешают.
Помимо упомянутого улучшения здоровья, повлиять на характеристики персонажей можно лишь одним способом: открывая у специальных «алтарей» слоты для «биокристаллов». Порождения инопланетной заразы, эти камни могут как давать банальные бонусы типа «+10 к здоровью, -2 к очкам действия», так и награждать уникальными пассивными и активными умениями.
Например, под конец игры один из моих подопечных мог за ход убивать огромное количество слабых врагов, потому что его камень при каждом «фраге» восстанавливал все очки действий. А его напарница получала за каждого убитого товарищем врага несколько ОД. Иногда за ход их набиралось свыше 60, хотя для мощнейшей очереди из пулемета, от которой поплохеет даже боссу, нужно раз в четыре меньше ОД. О пользе умения, позволяющего подлечить всех соратников независимо от того, как далеко они находятся, и говорить нечего.
Обилие артефактов создает видимость разнообразия, но никогда не знаешь, какой именно камень найдешь следующим. Большую часть времени приходится полагаться на проверенные связки, из-за чего бои зачастую выглядят и играются одинаково. Даже смена декораций с захолустной деревеньки на полуразрушенный исследовательский центр или заброшенный город не помогает. Мы просто идем вперед и сражаемся, сражаемся и идем вперед.
На высоком уровне сложности ситуацию осложняет счетчик ходов до неминуемого проигрыша. Такое себе развлечение, учитывая, что промахи здесь не редки, хотя всегда можно добавить ОД, чтобы улучшить свои шансы. Редкие шутки и удивительно пафосный при всей предсказуемости сценарий не способны поддерживать интерес к игре до самого финала. Единственный «вот это поворот», который произвел впечатление, произошел в середине игры. Но примечателен он не с сюжетной точки зрения, а тем, что у меня отняли персонажа, на которого тратились улучшения у «алтарей».
Невыразительная англоязычная озвучка и музыка, выветривающаяся из памяти сразу после выхода из игры, не помогают в создании нужного настроения. Chains of Freedom в принципе вся такая. В отличие от Commandos: Origins, ее не поругаешь за обилие ломающих прохождение багов, заиканий и вылетов. Работа студии Nordcurrent ладная, со стабильной кадровой частотой и приятной для своего скромного ценника картинкой. Разве что управление временами не очень отзывчивое и удобное.
Грешки лежат совсем в другой плоскости: ее концовка не награда, а долгожданное освобождение от опостылевшей барщины. И чем дальше вы продвигаетесь, тем более монотонными и продолжительными становятся бесконечные битвы, одолев которые, вы с облегчением удалите Chains of Freedom, чтобы никогда не вспоминать. Подобные игры не за что ненавидеть, но еще труднее — полюбить.