Изгнаныза проукраинскую позицию: как женщина из Крыма добилась рассмотрения дела в ЕСПЧ
Изгнаныза проукраинскую позицию: как женщина из Крыма добилась рассмотрения дела в ЕСПЧ
Анастасия из Запорожья переехала на Крымский полуостров задолго до аннексии по рекомендации врача сменить климат ее мужу. С 2014 года ее жизнь наполнилась переживаниями. Сначала — из-за неопределенности вследствие оккупации, унижения и угроз населению с проукраинскими взглядами. Потом — из-за отсутствия лечения для мужа, а после его смерти — из-за отказа местной власти в погребении. В конце концов тело пришлось кремировать, что тоже было болезненным для Анастасии. После нескольких допросов правоохранителей о сыне-военном женщина решила покинуть Крым. Уже в Запорожье она обратилась к правозащитникам, которые помогли ей подать жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) о нарушении статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод (запрете пыток и другого нечеловеческого обращения). На сегодняшний день суд принял жалобу к рассмотрению.
История этой женщины не единична; она отображает судьбы многих проукраинских жителей Крыма, которые с момента оккупации полуострова стали заложниками обстоятельств, подвергаясь нечеловеческому обращению и психологическому давлению со стороны российских оккупационных сил. По данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, с 2014 года в Крыму зафиксированы серьезные нарушения прав человека, включая произвольные аресты, пытки и ограничение свободы выражения взглядов.
С самого рождения Анастасия проживала в Запорожье. 17 лет проработала главным бухгалтером на железной дороге. В 1996 году из-за ухудшения здоровья ее мужа Виктора врачи посоветовали супругам сменить климат. Поэтому они переехали в поселок в Автономной Республике Крым, где проживала тетка Анастасии.
«Сын тогда успешно учился и остался в Запорожье. А мы с Виктором начали жить на два города. Весной ехали в Крым, а в зимой возвращались в Запорожье», — рассказывает Анастасия.
В Крыму Анастасия несколько лет ухаживала за больной теткой, которая в 2001 году умерла. Когда нужно было вступать в наследство, женщина снялась с регистрации в Запорожье и зарегистрировалась по новому адресу в крымском поселке. Виктор оставил запорожскую прописку.
В январе 2005 года муж Анастасии пережил серьезный кризис здоровья, что привело к значительной потере веса. Несмотря на это супруги старались и дальше жить на два города, насколько это было возможно.
27 февраля 2014 года для жителей Крыма стало началом оккупации: в тот день на улицах полуострова появились российские военные и бронетехника, а здания крымского правительства и парламента были захвачены. Уже 21 марта Россия приняла закон, согласно которому все граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Крыму, автоматически признавались гражданами РФ.
Анастасия вспоминает, что жизнь под оккупацией стала для них гнетущей. Перед супругами появилась дилемма: принять российское гражданство или отказаться от него. С одной стороны, отказ нес неопределенность в отношении будущего, с другой — необходимо было защитить свое право на проживание в собственной квартире.
«Я долго думала, как поступить. Виктор болел, и для него было лучше и дальше жить на полуострове. Однако он, как и я, не желал менять гражданство Украины. Наконец, чтобы сохранить право на жилье и иметь возможность покупать хотя бы определенные лекарства, я была вынуждена получить навязанное гражданство РФ», — рассказывает женщина.
Действительно, в случае отказа от гражданства РФ перед проукраинскими крымчанами возникала пропасть неизвестности о дальнейшей жизни на полуострове. Часть из них выехала на материковую Украину: по данным Минсоцполитики, по состоянию на 7 мая 2014 — больше семи тысяч человек. Также агентство ООН по делам беженцев оценило количество внутренне перемещенных лиц в 10 тысяч, большинство из которых крымские татары, а треть — дети.
Адвокат Правозащитной группы «СИЧ» Марина Киптила, которая сейчас помогает Анастасии в правовых вопросах, объясняет, что фактически это была принудительная смена гражданства: «Отказ от получения гражданства РФ автоматически переводил людей в статус иностранцев, которые находятся на территории РФ без необходимых разрешительных документов. Конечно, отсутствие российского паспорта влияло на базовые права и усложняло жизнь на территории полуострова».
Анастасия рассказывает, что ездить в Запорожье тогда становилось все сложнее, поскольку дорога была тяжелой и изнурительной: огромные очереди на блокпостах, длительная проверка документов и т.п. Еще и муж чувствовал себя все хуже: «В 2017 году у Виктора диагностировали серьезное заболевание, которое требовало немедленного лечения. Однако из-за отказа от российского гражданства он не мог получить необходимую медпомощь на полуострове. А после перенесенного в 2020 году COVID-19 состояние его здоровья сильно ухудшилось, и муж слег».
С 24 февраля 2022 года пропускные пункты между контролируемой украинской властью территорией и Крымом перестали работать. Дальнейшая оккупация части Херсонской области фактически сделала невозможными поездки с территории, контролируемой Украиной, в Крым и обратно. Супруги выехать не решились из-за опасений, что больной мужчина не переживет тяжелую дорогу длиной 1200 километров, и продолжали жить в Крыму.
Анастасия говорит, что тогда наступили самые сложные времена: «Наш сын, который жил в Запорожье, в марте 2022 года вступил в ряды ВСУ. В июне 2022-го умер Виктор. Я жила в поселке, где все друг друга знали, и ко мне начали приходить сотрудники правоохранительных органов РФ в сопровождении неизвестных (не местных) людей, спрашивали о месте пребывания сына. Мне становилось все страшнее».
Неизвестные спрашивали, где сын, чем занимается, не находится ли на службе в ВСУ. «Я была напугана, — вспоминает Анастасия. — Говорила, что он работает на государственном предприятии и имеет отсрочку. Но тогда я заметила страшную тенденцию: родители, чьи дети проживали на материковой части Украины и могли быть военными, при неизвестных обстоятельствах исчезали. Один мужчина преклонного возраста, у которого сыновья воевали за Украину, тоже однажды исчез. Вернулся через полтора месяца, ничего не рассказывал (да и все боялись каких-либо разговоров), но вскоре у него случился инсульт (вероятно, из-за пережитого во время исчезновения)».
После того, как к Анастасии в третий раз пришли с допросом, сын велел бежать из поселка и спрятаться. Поэтому в июле 2023 года, после последнего визита участкового инспектора, женщина стала скрываться у подруги в другом поселке неподалеку. Она не брала с собой ни вещей, ни документов, опасаясь привлечь внимание.
«Жара и волнения тогда ухудшили мое самочувствие, — вспоминает женщина. — Подруга предлагала мне вызвать «скорую», но я отказалась, опасаясь, что меня могут найти. В конце концов решила: чтобы сохранить жизнь и иметь возможность лечиться, нужно выехать из Крыма».
В сентябре 2023-го знакомые Анастасии посоветовали ей обратиться в волонтерскую организацию, которая помогла женщине выехать в Украину. У нее не было с собой вещей, российских документов и денег. Говорит, что российский паспорт потеряла, когда хоронила мужа, и потом не восстанавливала его: «Я благодарна волонтерам, которые не только бесплатно доставили меня в Харьков через пункт пропуска в Колотиловке, но и дали 2000 гривен на билет до Запорожья».
При пересечении государственной границы у Анастасии был только украинский паспорт, и она прошла через шесть окошек СБУ.
«Я приехала в Запорожье в одном платье, в котором тогда ушла из дома. После всего пережитого состояние здоровья сильно ухудшилось, начались проблемы с сердцем. Уже в запорожской клинике долго лечилась и потом получила вторую группу инвалидности», — рассказывает женщина.
После приезда в Запорожье она не знала, как действовать. Подруга посоветовала ей обратиться за помощью в Правозащитную группу «СИЧ». Адвокат Марина Киптила, ознакомившись с историей женщины, предложила подготовить документы для подачи в Европейский суд.
«Все, что произошло с Анастасией после 2014 года, не было оправданным и содержало признаки нечеловеческого обращения и психологических пыток, — объясняет адвокат. — Постоянные переживания, допросы правоохранителей, отсутствие возможности пройти стационарное лечение, невозможность похоронить мужа — все это было мучительным для Анастасии».
Адвокат подала жалобу в ЕСПЧ о нарушении статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод (запрете пыток и другого нечеловеческого обращения): «Невозможность де-факто перемещаться с территории, контролируемой Украиной, в Крым и обратно после 24 февралю 2022 года было продолжительным нарушением права заявительницы на свободу передвижения».
Обычно во время обращения в ЕСПЧ заявителю необходимо придерживаться четырехмесячного срока, предусмотренного статьей 35 Конвенции. Однако именно в этом случае, объясняет адвокат, сроки не считаются нарушенными: «Находясь в Крыму, Анастасия не могла обратиться в суд с жалобой, поскольку боялась за свою жизнь. Такая возможность у нее появилась лишь после того, как она выехала из оккупированного Крыма. Именно поэтому четырехмесячный срок ля обращения в Европейский суд не считается пропущенным».
Марина Киптила добавляет, что РФ перестала быть высокой договорной стороной Европейской конвенции по правам человека 16 сентября 2022 года. Именно с этой даты начинается отсчет срока обращения в Европейский суд по правам человека даже в случаях нарушений, которые были раньше и продолжались дальше. «Согласно статье 58 конвенции, государство, которое прекращает членство в Совете Европы, теряет статус стороны конвенции через шесть месяцев после официальной денонсации. Однако это не освобождает ее от ответственности за нарушения, содеянные до момента обретения денонсацией действия», — объясняет правозащитница.
Пока дело Анастасии рассматривают в ЕСПЧ, Марина Киптила помогает женщине восстановить законное право на пенсионное обеспечение. «Я Украину не предавала, — говорит Анастасия. — Так получилось, что она меня оставили в Крыму одну с больным мужем без помощи. Вы бы знали, как многие люди в Крыму ждут деоккупацию! Они боятся об этом говорить, но ждут».
25 июня 2024 года Европейский суд объявил важное решение по сути в первом межгосударственном деле «Украина против России (относительно Крыма)». Суд признал Российскую Федерацию виновной в систематическом нарушении прав человека на временно оккупированном полуострове с февраля 2014 года, в частности права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свободу выражения взглядов, запрета на пытки и других фундаментальных прав.
Имя героини изменено по соображениям безопасности.