MY.UAНовости
Почему концессия порта Черноморска настолько кулуарна
Почему концессия порта Черноморска настолько кулуарна

Почему концессия порта Черноморска настолько кулуарна

Министерство развития общин и территорий решило, что сейчас удачный момент для инвестиций в порты

После катастрофического падения морских перевозок по Черному морю вследствие вторжения России в Украину портовая инфраструктура (кроме остающейся на оккупированных территориях) начала восстанавливаться, несмотря на почти не прекращающиеся обстрелы — свое дело сделали Sea Babies, загнав российский военный флот как можно дальше.

По состоянию на 2025 год в Украину все еще не ходят большие контейнерные линии, а также четвертый год заблокирован порт Николаева. Тем не менее, динамика перевалки положительная.

В это время Министерство развития общин и территорий решило, что сейчас удачный момент для инвестиций в порты. Поэтому оно приступило к подготовке концессии порта Черноморска, которую хочет реализовать уже в этом году.

Однако по неизвестным причинам презентация этого концессионного проекта состоялась за границей и, очевидно, была организована в первую очередь для иностранных компаний. Более того, весь процесс происходил кулуарно, в то время как привлечение инвесторов в стратегическую отрасль во время войны должно быть поводом для гордости и событием, к обсуждению которого должен быть привлечен широкий круг профильных бизнесов и экспертов. Между тем, мероприятие проходило в тишине и с минимумом официальных отчетов. Но мы узнали, о чем шла речь.

Что с украинскими портами сейчас?

По данным Ассоциации морских портов, за 12 месяцев 2024 года операторы портов "Одесса", "Черноморск", "Южный" и украинских гаваней на Дунае суммарно обработали 97,2 млн т грузов — в прошлом году эта цифра составила 62 млн т. Однако это на 60 млн т меньше, чем было в довоенный период. При этом 80 млн т были обработаны в портах Большой Одессы. Среди грузов 18,5 млн т пришлось на руду (увеличение составило 10 раз по сравнению с 2023 годом) и 60,3 млн т на зерно.

"Следовательно, можно констатировать, что ожидаемо после налаживания работы украинского морского коридора главную роль на себя снова взяли порты Большой Одессы. Дунайский кластер потерял грузооборот, а это значит, что государство должно найти механизмы поддержки этих портов как резервного пути экспорта. Вместе с тем, важной задачей на 2025 год является разблокирование работы Николаевских портов. Здесь, конечно, вопрос лежит в плоскости безопасности, как и в целом для всей портовой отрасли страны", — отметили в Ассоциации

В то же время из-за расходов на безопасность, роста стоимости страхования и инфляции выросли тарифы на перевалку грузов. По словам экспертов, сверхвысокие страховые ставки больнее всего ударили по контейнерным перевозкам, хотя и они понемногу восстанавливаются. Также эксперты говорят, что, несмотря на потерю торговли с Россией и прекращение транзита через ее территорию, транзит для Украины не потерян полностью, ведь товары, которые доставляются по Черному морю, затем транспортируются в Европу, в частности, в Польшу, которая имеет выход только к Балтийскому морю, и стран без доступа к морю: Венгрия, Словакия.

В целом ситуация в отрасли остается неутешительной: из 18 морских портов, расположенных вдоль побережья Черного и Азовского морей, работают только 6 портов Большой Одессы и Дунайские порты, но и те загружены частично. И при этом существует ежедневная опасность их повреждения или уничтожения. Именно поэтому почти все порты прекратили запланированные инвестиции в собственную инфраструктуру.

Именно на этом фоне Министерство развития общин и территорий Украины объявило о концессии Черноморского порта.

И снова Коломойский

О готовящейся концессии стало известно в начале года, а уже в марте Министерство объявило, что 24 апреля в Варшаве при поддержке ЕБРР и IFC, которые уже разработали ТЭО концессии, пройдет конференция для потенциальных инвесторов и профильных экспертов.

В сообщении было сказано, что "по результатам проведения анализа эффективности Министерство развития общин и территорий Украины приняло решение осуществить государственно-частное партнерство в форме концессии по Первому и Контейнерному терминалам в Порту Черноморска и осуществить подготовку к проведению концессионного конкурса".

Однако текст анализа и условия концессии Министерство, ЕБРР и IFC не опубликовали.

Между тем эксперты отрасли задавались вопросами, почему о концессии задумались именно сейчас, кто возьмет на себя риск инвестировать в инфраструктуру в стране, которая находится в состоянии войны и под постоянными обстрелами, и, наконец, какие грузы этот порт должен перерабатывать и в каком количестве, чтобы это имело коммерческий смысл, ведь другие действующие порты загружены частично. Кроме того, два порта, сданных в концессию еще до начала вторжения, сейчас не работают вообще – это порты Херсона и "Ольвия".

На самом деле, о новой концессии порта Черноморска впервые заговорили в 2021 году. К этому времени этот порт на условиях концессии уже арендовал ООО "Черноморский портовый оператор" — с 1997 года. В начале этого года этого арендатора из порта выбросили: суд арестовал семь причалов, которыми распоряжалась эта компания.

По данным следствия, ООО "Черноморский рыбный порт" в сговоре с регистраторами КП "Агентство государственной регистрации" незаконно оформили право частной собственности на операционные акватории причалов. В феврале 2019 года служебные лица компании при поддержке регистратора внесли изменения в Государственный реестр прав, ссылаясь на сфальсифицированные технические паспорта. Фонд госимущества Украины как собственник согласования на отчуждение акваторий не предоставлял. Именно поэтому в феврале 2025 года причалы были признаны вещественными доказательствами, а прокуратура подала ходатайство об аресте, чтобы не допустить дальнейших манипуляций с собственностью. Суд принял решение об аресте имущества, но не ограничил пользование – только отчуждение.

То есть еще до того, как предыдущий арендатор покинул порт, власти начали искать нового. Возможно, дело в том, что ООО "ЧРП" имеет связь с Игорем Коломойским, которого сейчас преследуют власти и которого вывели почти из всех государственных компаний, на которых зарабатывал олигарх, как на государственной "Укрнафте".

О связи между этим ООО и Коломойским свидетельствует тот факт, что его учредителем являются оффшорные компании Espert Holdings Ltd, Meidcom Ltd и ZAO Ukrtransitservice Ltd. Как сообщали СМИ, Приватбанк в декабре 2017 года подал иск в Высокий суд Лондона против Коломойского и его партнера Геннадия Боголюбова, а также компаний Teamtrend Ltd., Trade Point Agro Ltd., Collyer Ltd., Rossyan Investing Corp., Milbert Ventures Inc. и ZAO Ukrtransitservice Ltd., которые, предположительно, им принадлежат или находятся под их контролем.

Кстати, во время Варшавской конференции с потенциальными инвесторами об этом факте – аресте имущества порта – упоминания не было.

Непубличная публичность

О конференции в Варшаве на сайте Министерства было одно упоминание, и больше о ней ведомство нигде не упоминало и не сообщало о ее ходе и результатах. Если бы несколько экспертов и блогеров не написали об этом событии, возможно, о нем никто из чиновников не сообщил бы.

Это довольно странно и вызывает вопрос само по себе. Государственное предприятие, которое для небольшого города Черноморск является едва ли не единственным "кормильцем", находится под арестом, и это на фоне регулярных вражеских атак, планируют передать в частные руки – почему это не обсуждается с коллективом, с профсоюзами, с Администрацией морских портов, с общинами? Где презентации и отчеты?

Искусственное сокрытие информации рождает сплетни и домыслы. А если речь идет о государственной собственности, еще и обязательно подозрение в коррупции. Этого нам не нужно, нас и так бесконечно называют самой коррумпированной страной мира.

Мы решили выполнить работу пресс-офиса Министерства и расспросили, что же происходило на загадочном Варшавском съезде.

Нашим здесь не место

Презентация началась с общей характеристики экономики Украины, ее нынешнего состояния и положения портовой инфраструктуры. В качестве достижений были представлены порты Херсона и "Ольвия", которые были сданы в концессию ранее (но, как было сказано выше, они оба сейчас не работают).

По самому порту Черноморска было сообщено, что выставленные на концессию мощности будут сданы двумя тендерами: один для контейнерного терминала, другой – для паромного. Первый из них даже прошел процедуру оценки, хотя она не была озвучена.

В общем, оба терминала якобы ожидают лишь заинтересованности инвесторов и объявления тендеров, а все остальное почти готово: Министерство желает сдать их уже до конца этого года.

Наши источники, знакомые с ходом подготовки концессии, говорят, что одно из условий тендера состоит в том, что будущий арендатор обязан углубить дно в порту до 16 метров. А во время конференции прозвучало еще одно интересное условие: привести с собой как минимум одного клиента (или доказать, что он есть).

Но организаторы конференции, включая ЕБРР и IFC, официально предупредили участников, что все, что они там рассказали, не является окончательным предложением, а предоставленная информация не является точной, она лишь индикативна. Очевидно, реальные финансовые условия тендеров мы узнаем только тогда, когда будут объявлены конкурсы. Поэтому пока инвесторам рассказывали, каким был порт до 2022 года и каковы его технические потребности сейчас, в частности, углубление дна, а также реконструкция железнодорожных подъездов и ведущих в порт дорог.

Конечно, и для будущих концессионеров, и для нынешних работников порта важно знать, что будет с социальной стороной проекта. Как выяснилось, будущий арендатор должен довести количество сотрудников до 1240. Сейчас в порту осталось 40 административных работников, средняя зарплата которых составляет 10 000 гривен (250 долларов США) в месяц. Еще 110 защищены от увольнения или сокращения из-за того, что они призваны в ряды Вооруженных сил Украины. Все они, конечно, должны получить официальные контракты с новым концессионером, страховки, но в общем условия труда после сдачи порта в концессию должны стать "не хуже, чем были" — не лучшими, не средними по стране, не рыночными, а именно не хуже (то есть могут быть такими же). А сокращение и увольнение не могут проводиться только в течение первых 5 лет (срок концессии, кстати, составит 40 лет). Иными словами, те, кто, например, вернутся из армии, получат те же 10 тысяч и прогнозируемо уволятся сами из-за ничтожной зарплаты. Кроме того, будущий концессионер получит право отправлять работников на пенсию досрочно.

Такой подход к социальной составляющей концессии нельзя считать чем-то уникальным, но это прямое свидетельство того, что Министерство фактически предоставляет концессионеру право избавиться от нынешних работников без каких-либо существенных проблем.

Относительно технических и финансовых требований к участникам отметим следующие:

  • 5-летний опыт управления аналогичными или большими портовыми терминалами за последние 15 лет
  • опыт обработки грузов 180 000 TEU в год
  • опыт работы в международной сети контейнерных терминалов
  • владение или управление минимум 2 терминалами в 2 разных странах
  • опыт портовых инвестиций (прямых или косвенных) в строительство грузообрабатывающей инфраструктуры за последние 15 лет в объеме от 50 миллионов долларов США и 180 000 TEU в год
  • способность инвестировать от 50 миллионов долларов США и подтверждение такой суммы на банковском счету.

Несмотря на то, что на конференции присутствовали представители украинских компаний, эти условия прописаны таким образом, что принять участие в концессии они не смогут, поскольку ни одна из них не имеет опыта управления портами в двух странах. С другой стороны, иностранным компаниям вряд ли нужны наши люди, безразлично, что они на фронте или всю жизнь работали в Черноморске или являются специалистами своего дела.

Кроме того, условия участия в конкурсе на концессию, которые согласовало украинское министерство, выглядят дискриминационными по отношению к украинскому бизнесу, который, все же, имеет определенный опыт, привлекает портовые сборы, а также пережил и до сих пор переживает российские атаки, теряя людей и деньги, но несмотря ни на что продолжает работать в Украине, а не осуществил релокацию.

Вопросы без ответа

Несмотря на участие в подготовке концессии таких авторитетных институтов, как ЕБРР и IFC, проект Министерства вызывает больше вопросов, чем ответов. Первый из них состоит в следующем: а не следует ли дождаться окончания следствия и суда относительно предыдущего концессионера, активы которого сейчас арестованы? При этом не имеет значения, какая его фамилия – Коломойский, Боголюбов или какая-нибудь другая.

Скорее всего, концессию проведут по процедуре аукциона в системе Prozorro, что хорошо, потому что это публично, но непонятна непубличность подготовки конкурса. Чем была вызвана такая секретность, если это не военная тайна?

Следующий вопрос: почему Министерство так уверено, что ему удастся сдать порт в концессию до конца этого года, учитывая существенную утрату Украиной транзитных возможностей и производственных мощностей? Проще говоря: достаточно ли желающих (особенно за границей) вкладывать деньги в порт во время войны, которая неизвестно когда и чем закончится? Если условия конкурса не прописаны под какую-то конкретную компанию (что незаконно), тогда непонятно, кто эти смельчаки? Как, например, углублять дно при обстреле?

Действительно, динамика перевалки грузов за последние два года – положительная. Однако до довоенного уровня еще далеко. Поэтому возникает вопрос, что и откуда будут доставлять в порт Черноморска?

Как концессия повлияет на жизнь города Черноморска, в котором порт – чуть ли не единственное градообразующее предприятие? Почему Министерство развития общин и территорий ничего не говорит об общине и территории города Черноморска?

Какой вообще смысл в концессии, когда у нас уже есть два порта, сданных в аренду, однако эффект для государства от такой формы управления не очевиден?

Как изменится рыночная позиция других действующих портов Украины (объемы переработки грузов, прибыль, уровень загрузки мощностей)? Не создает ли нездоровой конкуренции развитие одного государственного порта по отношению к другим?

И, наконец, почему Администрация морских портов Украины, которая и является организацией, которая должна управлять государственными портами, не может выполнять те же функции, которые возлагает на концессионеров? Очевидный ответ – за неимением средств для инвестиций. Однако у нас есть другие примеры того, что государственные компании могут быть успешными и прибыльными – Нафтогаз Украины и Укрпочта.

К сожалению, Министерство на эти вопросы ответа не дало и, судя по реакции на утечку информации о конференции в Варшаве, давать не настроено. По этим причинам целесообразность, своевременность и прозрачность концессии Черноморского порта достойна внимания более широкого круга заинтересованных сторон.

Теги по теме
Черное море
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Пугачева отреагировала на смерть известного телеведущего в РФ
Comments UA
2025-11-05T20:57:00Z
После тревожных публикаций Бритни Спирс удалила Instagram
Апостроф
2025-11-05T20:15:00Z
Водителя из группы Анджелины Джоли отвезли в ТЦК: в Сухопутных войсках заявили, что имеют право
Новости Украины
2025-11-05T18:12:18Z
Саливанчук раскрыла, почему ушла от нардепа после восьмилетнего брака: "Бывший искренне удивлялся"
TSN
2025-11-05T17:33:59Z
Павел Зибров раскрыл, что скрывает на лице: "У меня под усами секрет"
TSN
2025-11-05T17:21:16Z
Охранника Анджелины Джоли задержал ТЦК: стали известны эксклюзивные подробности
TSN
2025-11-05T17:12:50Z
У оскароносного Кирана Калкина родился третий ребенок
TSN
2025-11-05T16:51:40Z
Новый трейлер фильма «Пять ночей у Фредди 2»
Кино-Театр
2025-11-05T16:30:37Z
"Самые красивые вещи в жизни - это не вещи": ​​Ярославский и Мартыновская снова заинтриговали романтическими фото
Апостроф
2025-11-05T16:18:40Z
Посевы озимых зерновых: какие области лидируют
Хвиля
2025-11-06T02:30:35Z
Приведет ли программа "УЗ-3000" к ущербу для Укрзализныци – ответ Лещенко
Апостроф
2025-11-05T21:21:47Z
Зима без света: сможет ли враг устроить тотальный блекаут
Знай
2025-11-05T19:36:30Z
Дорога к Краматорску под угрозой: «Укрзализныця» останавливает движение в Донецкую область
Новости Украины
2025-11-05T19:00:05Z
Украина попрощается с “копейкой”: возвращается “шаг” — своя, украинская монета
Новости Украины
2025-11-05T18:54:06Z
Россия уже на грани выживания: что об этом свидетельствует
Comments UA
2025-11-05T18:48:22Z
ВАКС арестовал чиновницу филиала "Энергоатома": детали
Апостроф
2025-11-05T18:24:50Z
УЗ-3000: Лещенко рассказал, как будет работать покупка билетов
Апостроф
2025-11-05T18:03:57Z
Украина возобновила импорт газа из южного Трансбалканского трубопровода
ZN UA
2025-11-05T17:36:52Z
"Война выходит из-под контроля": Генсек ООН бьет тревогу из-за массовых казней в Судане
Украинская правда
2025-11-06T03:06:28Z
Полиция Танзании убила тысячи несогласных с результатами президентских выборов и уничтожает их тела
Украинская правда
2025-11-06T03:00:01Z
В Триполи арестовали ливийского генерала, обвиняемого в военных преступлениях и преступлениях против человечности
Украинская правда
2025-11-06T02:30:37Z
Spiegel: Немецкую ультраправую AfD подозревают в систематической передаче военных тайн России
Украинская правда
2025-11-06T02:15:06Z
США испытали баллистику Minuteman: у Путина засуетились
Хвиля
2025-11-06T01:30:03Z
Еще больше золота: Трамп установил золотую надпись возле Овального кабинета
ZN UA
2025-11-06T01:15:49Z
За Венгрией, Словакией, Чехия стоят старые европейские элиты, которые не готовы Украину принимать в ЕС, – Руслан Бортник
Знай
2025-11-06T00:33:11Z
FT: Убедительные победы демократов на выборах в США ударили по Трампу
ZN UA
2025-11-06T00:07:53Z
«Точно в теме российско-украинской войны»: эксперт рассказал, кто станет советником Трампа по нацбезопасности
Знай
2025-11-05T23:33:07Z
Атакуя дронами город в Днепропетровской области, россияне подожгли многоэтажку и энергообъект
ZN UA
2025-11-06T00:18:12Z
Взрыв в ТРЦ: в полиции Киева сообщили о срабатывании страйкбольной гранаты
Апостроф
2025-11-05T21:06:54Z
Ураганы с женскими именами: как и кто дает штормам названия
Фокус
2025-11-05T21:06:45Z
Польские пограничники перехватили дрон с сигаретами, летевший из Беларуси
Европейская правда
2025-11-05T20:06:16Z
Маскируются под сотрудников МВД: киберполиция предупреждает о новой мошеннической схеме
UAToday
2025-11-05T19:06:15Z
В Британии случайно освободили из тюрьмы уже второго иностранного преступника
Европейская правда
2025-11-05T18:57:16Z
Бил женщин с детьми и плевал им в лицо: как суд наказал киевлянина
TSN
2025-11-05T18:15:57Z
В центре Киева "бусифицировали" учителя: ТЦК разъяснил ситуацию
UAToday
2025-11-05T18:03:38Z
На Сумщине россияне атаковали беспилотником авто, развозившее хлеб: погиб водитель, есть раненые
Украинская правда
2025-11-05T17:45:58Z
Какую одежду нужно надеть 6 ноября и кому нельзя работать сегодня: приметы и запреты на Павла и Клавдии
Знай
2025-11-06T02:57:40Z
Британская армия объявила о первой поставке бронемашин Ajax — с опозданием на восемь лет
ZN UA
2025-11-06T02:48:19Z
Гороскоп на сегодня 6 ноября: обучение тельцов, рутина львов и заработок стрельцов
Знай
2025-11-06T02:00:37Z
Россия выпустила ряд ударных беспилотников по Украине: озвучена траектория движения
TSN
2025-11-05T23:51:13Z
На австралийском пляже нашли 100-летнее письмо солдата Первой мировой: что в нем написано
Comments UA
2025-11-05T23:00:22Z
6 ноября 2025 года: Павла Исповедника - что сегодня нельзя делать
Фокус
2025-11-05T22:00:27Z
Как скандинавы утепляют дома: практические советы для украинцев, чтобы подготовиться к холодной зиме
Знай
2025-11-05T21:51:41Z
10 самых сексуальных мужчин мира за последние 10 лет
Comments UA
2025-11-05T21:51:05Z
Три новых зимних программы: ветераны смогут получить денежную помощь от государства
Апостроф
2025-11-05T21:00:24Z
Вирус Covid или вакцинация: ученые выяснили, что быстрее "убивает" сердце
Comments UA
2025-11-05T21:00:46Z
Этот чай мгновенно уменьшит воспаление и успокоит боль в горле: достаточно трех ингредиентов
Comments UA
2025-11-05T20:27:44Z
Популярный напиток снижает риск смерти и улучшает пищеварение: в чем секрет
Comments UA
2025-11-05T19:36:15Z
Вид Илона Маска удивил: врач предупреждает о признаках "скорого старения"
Comments UA
2025-11-05T17:27:10Z
В Украине распространяется вирус Коксаки: врачи предупреждают, кого он поражает чаще всего
TSN
2025-11-05T17:21:34Z
Как не набрать вес осенью: советы от нутрициолога
Comments UA
2025-11-05T16:51:15Z
Как цитрусовые помогают быстрее выздороветь при простуде: полезные советы от экспертов
TSN
2025-11-05T16:06:43Z
7 самых смердящих пород собак: эксперты раскрыли, кто "пахнет" сильнее всего
TSN
2025-11-05T15:51:25Z
Здоровье подведет: эти знаки Зодиака в ноябре рискуют оказаться в больнице
Comments UA
2025-11-05T15:12:33Z
Секрет очень прост: самый быстрый способ прогреть салон авто зимой
Comments UA
2025-11-05T14:21:24Z
Придержите электроконей! Мир переосмысливает темпы развития «зеленого» транспорта
ZN UA
2025-11-05T11:03:13Z
Главный миф об электрокарах развеян: что говорят эксперты про их долговечность
Фокус
2025-11-04T17:30:08Z
Brabus представил эксклюзивный мотоцикл по цене нового Lexus
Фокус
2025-11-04T15:21:47Z
Эти знаки Зодиака в ноябре рискуют попасть в ДТП
Comments UA
2025-11-04T14:42:06Z
В Украине продают старые "Жигули" 1972 года за 1,9 миллиона
Фокус
2025-11-04T14:06:12Z
Raptor на минималках: Ford показал недорогой спортивный пикап на базе Kuga
Фокус
2025-11-04T13:12:40Z
Новый электромобиль Renault Twingo за 20 000 евро рассекретили до премьеры
Фокус
2025-11-04T12:21:57Z
Презентован новый Chery Tiggo 8 2026: он дешевле Duster
Фокус
2025-11-04T10:36:23Z
Гороскоп по картам Таро на 6 ноября 2025: новые решения для Весов и восстановление для Дев
TSN
2025-11-06T01:51:03Z
Кельтский гороскоп деревьев на 6 ноября 2025: Девам — структурность, Скорпионам — внутренняя сила
TSN
2025-11-06T01:18:28Z
Эвакуация, доставка и прикрытие наступления: депутат рассказал о революции на фронте – НРК
Знай
2025-11-05T23:33:28Z
Зеленский присвоил звание Героя Украины двум офицерам полка «Скала»
ZN UA
2025-11-05T23:00:45Z
Пропагандисты РФ сыграли "военную свадьбу" в брендовых луках за тысячи долларов
Comments UA
2025-11-05T21:06:10Z
Штурмовики "Скалы" подняли флаг на горсовете Покровска. Здание под контролем ВСУ – видео
Лига
2025-11-05T20:27:24Z
Боец ВСУ показал бой в Покровске от первого лица. ВИДЕО
Новости Украины
2025-11-05T20:21:28Z
"Все, кто там был — 200": морпех поделился подробностями атаки на Днепропетровщине
TSN
2025-11-05T19:33:55Z
Зеленский отметил спецназовцев СБУ за успешные операции в районе Покровска
Украинская правда
2025-11-05T19:30:01Z
Мужчина похудел на 270 кг: как он сейчас выглядит
Comments UA
2025-11-05T22:00:29Z
Тест: выбранный вами пейзаж покажет, реалист вы или идеалист — откройте свою истинную природу
TSN
2025-11-05T21:21:49Z
Забудьте о сухарях: 5 неожиданных способов запанировать котлеты, чтобы все просили добавку
Знай
2025-11-05T19:51:07Z
У Тельцов - финансовые риски, у Дев - конфликты: гороскоп на 6 ноября
Comments UA
2025-11-05T18:24:55Z
Выберите узор, он расскажет о вашем прошлом: писхологический тест
TSN
2025-11-05T17:21:20Z
Что нельзя дарить мужчине: эти презенты могут испортить отношения
TSN
2025-11-05T16:33:21Z
Пуховик, как новый, без химчистки: пошаговый домашний алгоритм для новичков
TSN
2025-11-05T16:33:01Z
Не сажайте эти растения рядом с малиной: какие соседи уничтожат ее урожай
TSN
2025-11-05T16:06:10Z
От насекомых в доме избавиться легко: поможет распространенная специя
Comments UA
2025-11-05T15:00:09Z
Астроном показал падение двух метеоров на Луну
ZN UA
2025-11-06T02:33:46Z
Браузеры с искусственным интеллектом научились "воровать" платный контент
Хвиля
2025-11-06T00:30:27Z
ChatGPT, Grok, Gemini, DeepSeek: искусственные интеллекты сыграли в покер – кто победил
Comments UA
2025-11-05T22:30:41Z
Лучшие фото межзвездного объекта 3I/ATLAS: как выглядит космическая загадка ученых
TSN
2025-11-05T21:06:39Z
На небе взошел Бобровый супермесяц: что известно об этом явлении
TSN
2025-11-05T21:06:37Z
Почему у людей нет хвостов: кто их украл и что мы получили взамен
TSN
2025-11-05T20:48:10Z
"Не такого ждёшь от создателей Fallout: New Vegas с деньгами Microsoft": Даниэль Вавра раскритиковал The Outer Worlds 2
GameMag
2025-11-05T20:18:21Z
ФДМУ знову виставив на продаж Запорізький алюмінієвий комбінат
AgroNews
2025-11-05T19:18:06Z
Сооснователь Rockstar Games сделал признание о Grand Theft Auto IV
GameMag
2025-11-05T19:03:15Z
Футболист "Арсенала" стал самым молодым дебютантом в истории Лиги чемпионов
ZN UA
2025-11-05T09:55:57Z
В "Шахтере" ответили президенту "Динамо" Суркису и напомнили киевлянам о налогах
ZN UA
2025-11-05T09:36:41Z
"Бавария" обыграла ПСЖ в центральном матче тура Лиги чемпионов
ZN UA
2025-11-04T22:23:13Z
Роналду неожиданно нарушил молчание и рассказал, что он думает о Трампе
Comments UA
2025-11-04T19:33:18Z
Британский бывший футболист Бекхэм получил рыцарское звание
ZN UA
2025-11-04T16:36:45Z
Суркис выступил с резким заявлением после поражения "Динамо" от "Шахтера"
Комсомольская правда
2025-11-04T15:54:30Z
Даша Квиткова взяла фамилию футболиста Бражка: спортсмен впервые прокомментировал их брак
TSN
2025-11-04T14:48:52Z
"Молчать больше не будем": Игорь Суркис жестко высказался о судействе в матче против "Шахтера"
ZN UA
2025-11-04T11:03:27Z
Главный тренер сербского клуба умер во время матча
ZN UA
2025-11-04T01:33:04Z