Религиовед Людмила Филиппович: Ни Трамп, ни Путин не получат «своего» Папу Римского
7 мая в Сикстинской капелле Ватикана состоятся выборы нового Папы Римского. И их результат станет очень значимым не только для католиков, но и для всего остального мира. Хотя бы потому, что к Римско-католической церкви относят себя 1 миллиард 300 человек на земле.
Кроме того, Ватикан продолжает оставаться влиятельной фигурой на геополитической карте мира, а ватиканская дипломатия до сих пор считается образцом построения международных отношений и конструкций.
О том, чего следует ожидать от Конклава кардиналов, который изберет нового Папу Римского, почему Трамп и Макрон лоббируют своих кандидатов и как это повлияет на Украину, Коротко про рассказала религиовед Людмила Филиппович.
Мировые лидеры хотят поставить каждый своего Папу
- Людмила, как думаете, на этот раз Папу выберут с первого раза или процесс может затянуться?
– Я не думаю, что Папа станет известен с первого раза. Хотелось бы, чтобы долго это не продолжалось, как в свое время было в XVI веке, когда выборы продолжались три года. Просто фигура предыдущего Папы Франциска I была контроверсионной, и его выбрали сразу. А сейчас, несмотря на то что среди кардиналов подавляющее большинство тех, которых поставил сам Франциск (из 133-х - 108), выборы не будут легкими.
Предыдущий Папа Франциск был вообще внесистемным. То, что он говорил, и то, что он делал, часто не совпадало с коллективным голосом Церкви. Поэтому, я думаю, скорее всего, будет попытка найти какую-то средне сбалансированную фигуру, которая в сложное время для Католической церкви и для всего мира отвечала бы не только ожиданиям либерального крыла, представителем которого был Папа, но и учла бы те вызовы, о чем неоднократно говорили церковные консерваторы.
В частности, это касается традиционных ценностей - проблемы семьи, беженцев, мигрантов. То есть консерваторы, очень похожие на президента США Дональда Трампа в своих решениях и в своих настроениях, имеют большое влияние в Ватикане. В то время как усопший Папа Франциск всегда был сторонником лояльного отношения ко всем – и к ЛГБТ, и всем подряд. Сейчас есть с десяток кандидатов, кого могут выбрать, и среди них есть как консерваторы, так и либералы.
– Насколько текущая геополитика в мире влияет на выборы Папы?
– Понятно, что каждый из мировых христианских лидеров хочет получить Папу, который будет лоббировать его интересы. И это не только Трамп, есть и пророссийские силы, там есть люди, которые хотели бы, чтобы там была представлена в лице Папы не только традиционно Европа, но и Азия и Африка. Возможно, это будет темнокожий Папа – кардинал из Африки Питер Кодво Аппиа Тарксон. После этого станет понятно, Католическая церковь вообще готова и дальше раскрываться миру или захочет она все-таки закрыться как улитка и продолжать существовать в ограниченном режиме.
- Трамп – протестант, как он может влиять на выборы Папы Римского?
- Так он же заявил, что и сам хочет быть Папой. Это человек, не поддающийся ни анализу, ни предвидениям, и здесь невозможно сказать, кто он – протестант или христианин вообще. То, что он делает и говорит, вообще выходит за рамки классических христианских ценностей. Он такой же, как и Путин, который может считать себя православным, а на деле быть просто антихристианином и убивать таких же православных христиан-украинцев.
Решения и слова Папы Франциска I часто не совпадали с общепринятым мнением Церкви. Фото: Getty Images
Католическая церковь влияет на политику всего мира
- Тем не менее Трамп вроде бы лоббирует своего кандидата на пост Папы – кардинала Нью-Йорка Тимоти Долана. Чтобы тот поддерживал все его инициативы по защите традиционных ценностей?
– Вряд ли Католическая церковь захочет иметь еще одного «городского сумасшедшего», который будет петь под дудку Трампа и Маска. Она не может себе позволить стать столь зависимой от нестабильного политика.
- Пишут, что и президент Франции Макрон также лоббирует своего Папу. Почему это так важно для Трампа и Макрона?
– Потому что Ватикан является субъектом политических отношений по своему статусу, то есть это фигура, влияющая на политику, и за ним стоит миллиард триста миллионов верующих, которые всегда прислушиваются к Риму. И их даже больше, чем мусульман в мире.
Ватикан уже давно существует на этом международном поле, и там налажены прекрасные отношения с другими странами, у него есть своя дипломатическая и финансовая инфраструктура в каждой стране, где исповедуют католицизм. И они постоянно сотрудничают, а ватиканская дипломатия давно считается самым высоким уровнем дипломатии в мире. Поэтому здесь нечему удивляться, если вспомнить, какое влияние оказал Папа Иоанн Павел II в конце ХХ века. Многие считают, что именно он разрушил «империю зла» – Советский Союз.
– Но сейчас Ватикан также остается влиятельным игроком в мире?
– Да, он очень влиятельный. Помимо всего прочего, это еще и финансовая империя, куда стекались деньги со всего мира. Поверьте мне, в Ватикане очень искусные финансисты, и они знают, куда вкладывать деньги, в какой валюте их держать. Не исключено, что Католическая церковь – это один из самых богатых финансовых инвесторов во всем.
– То есть монахи стали финансистами?
- Я не могу сказать, кто там у них сейчас ведет финансовые дела, но это очень влиятельные люди. И да, это монахи, потому что в управлении светских людей там почти нет, это теократическое государство и требует, чтобы и рабочие, и служащие, и чиновники тоже были представителями этой Церкви.
Кардинал из Африки Питер Кодво Аппиа Тарксон может стать первым темнокожим Папой в истории. Фото: wikipedia.org
Ватикану сейчас нужен прагматичный Папа
- Есть ли угроза того, что новым Папой станет скрытый поклонник России?
- Конечно, такая угроза всегда существует. Но это будет не столько скрытая приверженность Москве, сколько неразборчивость или нежелание вообще вникнуть в специфику именно политической жизни мира. Как усопший Папа Франциск I, который был совершенно далек от всех этих политических вызовов, он их не понимал. У него в голове была только картина Царства Божьего, где все любили друг друга, где царил мир. Он был очень далек от реалий современного мира.
Теперь же Католической церкви не нужен Папа – идеалист, романтик. Придет более прагматичная фигура, понимающая, что надо «сшивать» мир, ту же Католическую церковь, где есть масса проблем между консерваторами и либералами. Я считаю, что сегодня для Церкви просто молитвенника, как, например, митрополита Онуфрия в УПЦ, мало, глава Церкви должен быть трибуном, политиком.
– На чем основывается давняя симпатия Пап к Москве, ведь они религиозные оппоненты? Более того, православные и католики считают друг друга схизматиками (раскольниками) и еретиками.
– Исключительно на Евангельской ценности, чтобы все были едиными. Почивший Папа Франциск был экуменистом и считал, что когда-нибудь обязательно католицизм должен объединиться с православием. Именно поэтому он встречался с российским патриархом Кириллом на Кубе в Гаване в 2016 году.
По этой же причине он не хотел никогда приезжать в Украину, поскольку считал ее канонической территорией Русской православной церкви. Чтобы не раздражать московское православие. Он не понимал, что за московским православием стоят не столько верующие, сколько солдаты Путина, что здесь уже не до расслоения, а нужно силой противостоять силе.
Я считаю, что сейчас должно появиться какое-то совершенно новейшее общехристианское богословие, объясняющее эти колоссальные изменения, которые произошли за две тысячи лет. Следует выступать не просто против войны, а за справедливую войну, не просто за мир, а за справедливый мир. Современным людям нужно прояснять, контекстуализировать то, что сказал Иисус Христос две тысячи лет тому назад.
Госсекретарь Ватикана Петр Паролин - самый вероятный претендент на победу. Фото: wikipedia.org
Новый Папа может стать более благосклонным к Украине
- Есть ли сейчас в верхушке Католической церкви симпатики Украины, представители которых могли бы стать новым Папой?
- Ну конечно, всегда там были люди, имеющие критический ум, получающие информацию не только от Ватиканского радио, но и имеющие свою инсайдерскую информацию. Очень позитивно работает наш посол Украины в Ватикане Андрей Юраш. И прямо там сейчас никто не продвигает и не занимается промоушеном России, но российские интересы там присутствуют. Официально Ватикан не афиширует свои контакты с Киевом, чтобы не раздражать Россию, но кардинал – госсекретарь Ватикана Петр Паролин - приезжал в Киев.
– Кстати, его называют главным претендентом на место нового Папы. Значит ли это, что он будет продолжать угодническую позицию своего предшественника Франциска по отношению к России?
– Я думаю, что нет. Паролин – это все же человек системы в ватиканской иерархии, он долгое время занимал различные государственные посты. Папа Франциск был внесистемный и часто делал не то, на что ему указывали в римской Курии, он жил своим видением и часто не слушал, что ему рекомендовали и говорили.
А Паролин – человек системы, где ты выражаешь не свои персональные идеи, а мнение группы, всего церковного сообщества. Кроме Паролина, там еще есть кардинал Клаудио Гуджироти, имеющий колоссальный дипломатический и управленческий опыт. Одним словом, дураков среди кардиналов нет.