/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F118%2F5ce7e4debe7bc67a11fc83bef7fb3f61.jpg)
Диверсанты выбирают коридор: Обзор Commandos: Origins
Commandos — серия с богатой и непростой историей. Поэтому решение издательства Kalypso Media возродить ее вызвало интерес у фанатов тактических игр. И очевидно, что работу Claymore Game Studios будут неизбежно сравнивать с играми ныне покойной Mimimi Games, которая смогла очень аккуратно возродить жанр, сохранив основы, но проведя необходимую точечную модернизацию.
Поэтому знакомство с Commandos: Origins оставило меня в полном недоумении. Особенно на контрасте с Shadow Gambit: The Cursed Crew.
Перед нами — приквел серии. По сюжету британский сержант Томас Хэнкок (Сапер) набирает диверсионный отряд для саботажа операций Третьего рейха. Первым его бойцом становится Джек О'Хара (Зеленый берет), угодивший на гауптвахту за избиение вышестоящего офицера на базе в Африке. Позднее к ним присоединится и вся остальная гвардия, включая Морпеха, Шпиона, Водителя и Снайпера.
Каждый из бойцов обладает уникальными особенностями. Сапер умеет устанавливать бомбы и медвежий капкан, Зеленый берет способен закопаться в земле и подманивать врагов за счет радиоприемника, Снайпер метко стреляет по вражеским солдатам, Шпион тихо усыпляет фрицев шприцом и переодевается во вражескую форму, Морпех плавает и метаетножи, Водитель ставит мины и берет под управление технику. На протяжении всей кампании разработчики тасуют набор доступных диверсантов, что должно вносить разнообразие.
Разработчиков подвел дизайн локаций. Хотя в Claymore Game Studios особо напирали во время пресс-показа на вариативность возможностей, на практике Commandos: Origins до ужаса линейна и не оставляет никакого пространства для маневра.
Местами это доходит до абсурда, когда даже локация на острове оказалась кишкой с одним ответвлением для дополнительного задания. В пример можно привести и железнодорожный узел в Польше, когда отряд не пускают за шлагбаум КПП, вынуждая идти по самой настоящей коридорной кишке, чтобы в финале... позволить проползти под другим шлагбаумом. Иронично то, что во время демонстраций для прессы и блогеров представители Claymore Game Studios пытались скрыть проблему за счет чит-кодов.
Хотя местные карты весьма масштабны и забиты вражескими патрулями и блокпостами, возможные пути обхода прочно перекрыты или жестко ограничены. Геймплей воспринимается не как тактическая стратегия, но как квест, в котором ты пытаешься понять логику разработчиков, которая проявляется далеко не всегда. Пиксельхантинг прилагается!
Эффективность бойцов также неравномерная. Скажем, шпион сильно деградировал и теперь не может снимать с вражеских солдат униформу, приходится искать шкафчик с мундиром. Снайпер нужен для ликвидации строго определенных противников, иначе он рискует остаться без патронов. Зато крайне эффективен Сапер со своим капканом и свистом, его отлично дополняет и Зеленый берет с радио.
Вопросы есть к ИИ. С одной стороны, нацисты делятся по рангам и специализациям. Простого солдата можно отвлечь и подманить в сторону, однако охранник ни за что не сдвинется с места. Если патрульный на своем маршруте делает остановки для общения с товарищем, то пропажу последнего он заметит, начав обыскивать кусты. Также офицеры и постовые быстро распознают маскировку шпиона.
На практике болванчики частенько сбоят, что рушит планы. Скажем, они могут резко развернуться без видимой причины, замечают диверсанта сквозь укрытие или вообще забывают про маршрут. А пресловутая линейность локаций приводит к тому, что некоторых из солдат попросту невозможно ликвидировать, не поднимая тревоги.
Мне в принципе непонятно, как можно пройти Commandos: Origins нелетальным способом (есть и такое достижение) и не поднимая тревоги. Потому что в ряде локаций созданы совершенно отвратительные бутылочные горлышки, где не получится тихо проползти. К тому же тревога тут поднимаются по самым идиотским причинам в условиях, когда вокруг жертвы никого нет.
Свою лепту вносят и баги. В превью-версии встречались совершенно дикие вещи, когда солдаты замечали силуэты персонажей из режима командира. Впрочем, после релиза лучше не стало. Я лицезрел патрулирующие территорию трупы солдат, исчезающие лестницы делали невозможным выполнение побочных заданий, а на локации по проникновению в концлагерь произошел софтлок из-за кривого скрипта, когда морпех отказывался нырять, чтобы проплыть через дыру в канализационной трубе. У коллег также встречались похожие проблемы.
В Commandos: Origins автосохранений нет ни в каком виде, что вынуждает заниматься «сейвскамом». И если вы слишком увлеклись, то можете попасть в безвыходную ситуацию, когда придется заново перезапускать уровень, на прохождение которого уходит до трех часов. Вишенка на торте — довольно продолжительные загрузки даже при наличии SSD.
Баланс сложности получился неоднозначным. Да, параметры влияют на чуткость и подозрительность врагов. Но местные пистолеты абсолютно бесполезны за пределами легкого уровня сложности, где они могут убивать противника с одного выстрела.
Визуально работа Claymore Game Studios выглядит отлично. Разработчики постарались сделать разнообразные масштабные карты со множеством мелких деталей — вплоть до каких-то шестеренок на местных свалках у гаражей. Портит всё посредственная оптимизация, за что стоит «благодарить» пресловутый Unreal Engine, который в местных реалиях далеко не всегда прогружает окружение, из-за чего можно увидеть ездящих по воздуху фрицев или патруль из левитирующих винтовок.
Поругать стоит и управление, которое местами реализовано очень странно. Скажем, водить грузовик приходится курсорными стрелками (если на WASD повешено управление камерой), но при этом лодка направляется исключительно мышкой. Каждый из бойцов также намертво привязан к своей цифровой клавише. Так как отряд постоянно тасуется, это вносит хаос. Про управление с геймпада лучше просто умолчать.
По непонятным для нас причинам Commandos: Origins получилась очень архаичной игрой, которая чувствуется затянутой, до ужаса линейной и невероятно нудной. Свою лепту вносит и охапка багов, делающая уровни местами непроходимыми. Безусловно, большая часть фанатов серии останется довольной, однако остальным всё же лучше присмотреться к работам Mimimi Games, которые выполнены значительно более качественно.