/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F1%2F77b40d9889e49cb8577883a9284a9e3d.jpg)
Метро на Виноградарь: увидим ли новые станции в Киеве до конца войны — интервью с застройщиком
Киев ждет метро в Виноградарь уже не первый год, а последние пять лет этот проект сопровождается скандалами и задержками.
В условиях полномасштабной войны за возобновление строительства взялась группа компаний "Автострада".
ua пообщался с основателем компании Максимом Шкилем, чтобы узнать, что удалось сделать за семь месяцев, есть ли прогресс и когда же киевляне наконец-то смогут воспользоваться новыми станциями «зеленой» ветки метро.
Что сделано за семь месяцев.
— С момента возобновления строительства метро на Виноградарь прошло 7 месяцев, что сделано за этот период времени?.
— Фактически были возобновлены работы на всех участках строительства.
В настоящее время осуществляется перенос инженерных сетей.
В частности, системы водоснабжения и водоотвода, включая канализационные сети и водопровод.
Проводятся работы по переносу газовых сетей среднего и низкого давления, перемещение кабельной сети напряжением 10 кВ и каналов спецсвязи, что позволяет сохранить их функциональность и избежать помех для дальнейших строительных работ.
Кроме этого, выполняются следующие работы:.
бетонирование двухуровневых тоннелей между станциями «Мостицкая» и «Проспект Правды» (где поезда будут двигаться друг над другом); параллельно здесь идет разработка котлована и монтаж системы крепления для дальнейшего строительства двухуровневых тоннелей;.
строительство демонтажной шахты над тоннелем глубокой закладки между станциями «Сырец» и «Мостицкая».
Демонтажная шахта возводится над конечной точкой проходки туннелепроходческого щита.
Через эту шахту щит будет поднят на поверхность после проходки;.
на участке, где предусмотрено строительство конечной станции «зеленой» ветки «Проспект Правды» и оборотных тупиков для разворота и ночного отстоя поездов, ведется бетонирование лотковой части тоннеля, продолжается стабилизация грунтов в котловане по технологии Jet grouting.
Этот способ укрепления фундамента активно используется для создания подземных тоннелей, в частности метро.
На перекрытой части проспекта Европейского Союза устраиваем форшахту — подготовительный этап для дальнейшего возведения диафрагменных стенок для укрепления котлована методом «стена в грунте».
Работы на всех участках объекта ведем в круглосуточном режиме.
Последствия бесхозяйственности.
— За три года войны было немало сообщений о хищении кабелей и другого оборудования со строительных площадок метро на Виноградарь.
Действительно ли вандалы нанесли значительный ущерб строительству? В каком состоянии вы приняли строительные площадки?.
— Когда мы зашли на строительные площадки, они были в неудовлетворительном состоянии.
В течение лет на площадках не было охраны, поэтому определенное количество оборудования и материалов было потеряно.
Второй тоннель ждет щита.
— Началось ли строительство второго тоннеля от станции «Сырец» до станции «Мостицкая»? Или эти работы еще не начаты?.
— Мы приобрели туннелепроходческий щит, который будет доставлен после восстановления в Украину в начале 2026 года.
И сразу же эти работы будут начаты.
Сейчас идет перенос сетей, идут подготовительные работы для того, чтобы иметь соответствующий фронт.
Миллионы евро на восстановление «Галины».
— Какова судьба немецкого туннелепроходческого щита «Галина», которым строили первый тоннель? Вам удалось его выкупить у предыдущих владельцев?.
— Да, мы выкупили туннелепроходческий щит у предыдущих владельцев, но от щита остался только корпус.
Все оборудование было разворовано: отсутствуют основные элементы бурового комплекса, автоматика, силовые кабели и другое критически важное оборудование.
Поэтому его приходится практически восстанавливать с нуля, заменять все элементы.
Восстановление заказано у немецкой компании Herrenknecht.
Дефектация длилась четыре месяца – специалисты компании разработали индивидуальный проект под эту машину, определили необходимые комплектующие.
Щит будет отправлен на восстановление в Германию.
Общая стоимость восстановления тоннелепроходческого комплекса составляет 8 миллионов евро.
Herrenknecht получила аванс в размере 30% от общей суммы.
— Какое имя получит обновленный щит? Ведь «Галиной» его назвали по старой метростроительской традиции – от имени жены начальника участка.
— У нас он называется туннелепроходческий щит Herrenknecht.
Других названий не планируем.
Когда увидим станцию «Мостицкая».
— В каком состоянии строительство станции «Мостицкая».
Какой ее процент уже построен?.
— На станции «Мостицкая» выполняются работы на нескольких участках одновременно.
Недавно там начался один из важнейших этапов — строительство диафрагменных стен для укрепления котлована.
Для выполнения этих сложных инженерных задач «Автострада» проинвестировала в новое специализированное оборудование — буровую установку Casagrande B200 и бентонитовый завод SAICI.
Параллельно здесь идет строительство вентиляционного узла, противодутьевой сбойки, совмещенной тягово-понижающей подстанции.
Метро рядом с фундаментами домов.
— Что сейчас происходит на участке от станции «Мостицкая» до «Проспекта правды»?.
— Продолжается строительство двухъярусного тоннеля — это первый такой проект в истории украинского метростроения.
Благодаря использованию технологии «стена в грунте» обеспечивается безопасное выполнение работ в непосредственной близости от многоэтажных жилых домов.
Общая протяженность этого участка составляет 1600 метров.
Уникальные для Киева тоннели.
— Здесь строятся уникальные для Киева тоннели, где поезда метро будут курсировать друг над другом.
Расскажите о технологии строительства необычных тоннелей.
Насколько они будут безопасны?.
— Технология строительства двухъярусного тоннеля предусматривает поэтапное выполнение работ: сначала устраивается лоточная часть, затем устанавливается передвижная опалубка и бетонируется нижний уровень тоннеля.
После достижения требуемой прочности бетона выполняется бетонирование верхнего уровня.
Вражеские обстрелы и тревоги.
— Строить метро сложно в мирное время, а какие сложности возникают во время войны? Страдали ли участки строительства метро на Виноградаре от воздушных атак врага?.
— Это воздушные тревоги, поскольку они полностью останавливают производственные процессы.
Что касается атак врага на объект, то с точки зрения безопасности не будем подробно комментировать, поскольку на строительстве работают люди.
Как повлияла на строительство метро мобилизация.
— Сейчас почти во всех областях деятельности есть проблема с кадрами из-за мобилизации.
Есть ли такая проблема на строительстве метро на Виноградарь?.
— Метростроение — очень узкое направление в строительстве.
Сейчас «Автострада» возрождает отрасль, которая была фактически уничтожена.
Мы с нуля закупили необходимое оборудование, перепрофилировали персонал, в том числе многие мостовики и дорожные рабочие уже прошли переквалификацию.
Также у нас работают опытные метростроители, передающие коллективу свои знания и навыки.
— Не планируете привлекать к строительству иностранных работников?.
— Мы постоянно обмениваемся опытом с международными коллегами, проводим совместные консультации и обучение, имплементируем в Украине самые лучшие мировые практики в сфере строительства метро.
Сколько миллиардов стоит строительство.
— Из-за частых переносов дать открытия метро на Виноградарь, киевляне уже мало верят в это, мол, снова не хватит денег.
Сколько обойдется строительство метро на Виноградарь?.
— Сумма контракта почти 14 миллиардов гривен.
Своевременность выполнения работ напрямую зависит от должного финансирования.
В условиях войны говорить о полном выделении таких средств сложно, поэтому надеемся, что по завершении активных боевых действий вопрос финансирования в полном объеме будет решен.
Если финансирование будет увеличено, соответственно, в таком случае будут увеличены и темпы выполнения работ.
Когда ждать метро Виноградарь.
— Можете уже сейчас назвать приблизительные даты открытия двух станций метро на Виноградарь?.
— Мы работаем круглосуточно, но, как я отметил ранее, завершение строительства напрямую зависит от объемов выделенного финансирования.
— Какие дальнейшие перспективы строительства «зеленой» ветки и в целом метрополитена в Киеве?.
— Надеемся, что следующим шагом станет строительство метро на Троещину.