/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F1%2F1c0de842c9f8a53d9872767c002057ab.jpg)
Ученые узнали, сколько времени занимает полет к другим планетам Солнечной системы
Путешествие на Марсили другую планету Солнечной системы — это не просто вопрос расстояния и скорости, а сложный процесс, который зависит от движения планет, силы притяжения Солнца и технологических ограничений космических двигателей.
Простая модель и почему она не работает.
Если представить Солнечную систему в упрощенном виде, где планеты стоят на орбитах одна за другой, можно посчитать примерное расстояние между Землей и другой планетой.
Например, среднее расстояние Земли от Солнца — около 149,6 млн км, Марса — 227,9 млн км.
Кажется логичным: отнять первое от второго — получить 78,3 млн км, затем разделить на скорость космического корабля и получить время полета.
Но на практике такие подсчеты дают лишь очень грубые оценки, и даже могут вводить в заблуждение.
Например, минимальное время полета к Меркурию иногда больше, чем к Марсу, хотя расстояние до Меркурия меньше.
Полет к астероиду Веста занимал больше времени, чем полет к Юпитеру, являющемуся крупнейшим газовым гигантом.
Почему так получается.
Главная сложность в том, что планеты не стоят на месте — они движутся по орбитам с разными параметрами.
Каждая орбита имеет перицентр (ближнюю точку к Солнцу), афелий (самую отдаленную точку), а также эксцентриситет, который показывает, насколько орбита вытянута.
Расстояние планеты от Солнца постоянно меняется, а Земля и планета, к которой летит аппарат, движутся одновременно с разными скоростями, наклонами орбит и положением в пространстве.
Именно поэтому расстояние между Землей и другой планетой постоянно меняется и может варьироваться в довольно широких пределах.
Например, расстояние до Марса меняется от примерно 55,76 млн км в момент ближайшего сближения до 401 млн км в момент наибольшего удаления.
Физика движения в космосе.
Представление о движении, которое мы имеем на Земле (автомобиль едет по дороге, самолет летит в атмосфере), непригодно для космоса.
Здесь нет сопротивления воздуха или трения о поверхность — ускорение обеспечивается только благодаря реактивной силе двигателя, выбрасывающего часть массы с определенной скоростью.
Космический корабль может разогнаться, и затем двигаться без потери скорости в течение очень долгого времени, потому что в открытом космосе нет тормозящих сил.
Однако, чтобы выйти на орбиту планеты или приземлиться, нужно снова тормозить — тоже путем расходования топлива, выбрасывая массу.
Это требует больших запасов энергии и ограничивает скорость.
Траектории полета — не прямые линии, а сложные кривые.
Из-за постоянного действия силы притяжения Солнца, движение космических аппаратов происходит по сложным орбитам, часто напоминающим спирали или изогнутые траектории.
Важно помнить: аппарат не летит «прямо» от Земли к планете, а движется по своей околосолнечной орбите, которая пересекается с орбитой цели в определенной точке.
Если космический аппарат не затормозит в момент встречи с планетой, он просто пролетит мимо и продолжит вращаться вокруг Солнца.
Рекордные полеты и их особенности.
Некоторые полеты были рекордно быстрыми, однако они не включали выход на орбиту планеты, а лишь пролетали мимо нее.
Например, аппарат Dawn, исследовавший Весту, установил рекорд скорости среди пролетных миссий.
Полеты к Меркурию были сложными, ведь аппарат должен очень сильно тормозить, чтобы замедлить скорость относительно Солнца, и перейти на более вытянутую орбиту, похожую на кометную, а затем еще раз замедлиться, чтобы уменьшить орбиту.
Это приводит к большому расходу топлива.
Гравитационные маневры — способ ускорить путешествие.
Чтобы уменьшить время полета и экономить топливо, космические инженеры применяют гравитационные маневры.
Идея заключается в том, что аппарат пролетает близко к планете и использует ее гравитационное поле для увеличения скорости и изменения траектории без затрат топлива.
Так, аппарат Voyager-2 использовал четыре гравитационных маневра для прохождения к внешним планетам Солнечной системы.
Аэродинамическое торможение — торможение атмосферой.
Другой способ экономии топлива при выходе на орбиту планеты — аэродинамическое торможение.
Аппарат, влетая в верхние слои атмосферы, тормозит за счет силы трения об атмосферу.
Это снижает потребность в ракетном торможении, но требует особо прочной конструкции и тепловой защиты.
Этот метод пока используется нечасто из-за технических сложностей, но имеет перспективы для будущих миссий.
Стартовые окна и их влияние.
Из-за постоянного движения планет по орбитам, полеты возможны лишь в определенные периоды — стартовые окна.
Например, для полета на Марс они открываются примерно раз в два года, когда планеты максимально сближены.
Даже с учетом таких окон и использованием гравитационных маневров, время полета на внутренние планеты измеряется месяцами, а к внешним — годами.
Что может сократить время полетов.
Чтобы существенно сократить продолжительность межпланетных путешествий, нужно повысить эффективность разгона и торможения космических аппаратов.
Основной показатель эффективности двигателя — удельный импульс, то есть, какую скорость набирает единица выброшенной массы топлива.
Современные химические реактивные двигатели имеют ограниченный удельный импульс, поэтому используются ионные двигатели (например, на зонде Dawn) и магнитоплазменные, которые могут быть гораздо более эффективными.
В перспективе планируются ядерные и термоядерные двигатели, которые теоретически могут увеличить скорость в десятки и сотни раз.
Как изменится космическая динамика при более высоких скоростях.
Пока что аппараты летают со скоростями около третьей космической (примерно 16,6 км/с от Земли).
Если аппараты смогут достигать 100-300 км/с, орбитальная динамика сильно упростится.
Траектории полета станут более прямыми, а время полета к планетам сократится до дней и недель для внутренних планет и недель — месяцев для внешних.
Такие скорости значительно расширят стартовые окна и сделают межпланетные полеты значительно быстрее.
Хотя сейчас путешествия в Солнечной системе занимают много времени — месяцы и годы, — будущие технологии и методы, такие как усовершенствованные двигатели, гравитационные маневры, аэродинамическое торможение, могут существенно сократить эти сроки.
Но даже тогда космос будет оставаться огромным пространством, в котором даже свету нужны часы, чтобы добраться до края Солнечной системы.
Напомним, ученые из NASA и Центра инженерных исследований армии США совершили неожиданное открытие: не Венера, а именно Меркурий является ближайшей к Земле планетой в среднем.