Как ЕС пытается сдержать Россию в Черном море
Как ЕС пытается сдержать Россию в Черном море
Европейский Союз демонстрирует свои амбиции. На этот раз — в Черном море.
На прошлой неделе ЕС представил новую стратегию в отношении Черноморского региона. Ее декларируемая цель — укрепить связи Европы с Южным Кавказом и Центральной Азией, а также усилить геополитическую роль Евросоюза как надежного игрока в Черноморском регионе.
Несколько факторов подталкивают ЕС к необходимости усиливать свои позиции в регионе.
Во-первых, признание Брюсселем стратегической важности Черного моря, являющегося мостом Европа — Южный Кавказ и Центральная Азия, через который проходят логистические и энергетические маршруты, а также перевозится продовольствие. Кроме того, конфликты в Черноморском регионе приводят к появлению новых беженцев в странах Евросоюза.
Во-вторых, потребность противостоять России, действия которой в регионе представляют угрозу Европейскому Союзу, осознание того, что отсутствие стабильности на Южном Кавказе поставит под угрозу стабильность в Европе. По мнению главы европейской дипломатии Кайи Каллас, «безопасность в Черном море является критически важной и для безопасности Европы». Эта стратегия — один из ответов Брюсселя на агрессию России против Украины, способ добиться ослабления влияния Москвы в регионе.
В-третьих, необходимость проведения четкой политики в отношении стран региона, две из которых являются членами ЕС, а четыре — Украина, Молдова, Турция и Грузия — кандидатами на вступление.
Документ является частью более широкой серии инициатив ЕС. В частности: Европейской стратегии готовности к возможным кризисам (Preparedness Strategy); стратегии внутренней безопасности ProtectEU; «Щита европейской демократии»; инициативы Global Gateway по содействию развитию инфраструктуры во всем мире и т.д. Как уверяют в Брюсселе, новая стратегия будет реализована в тесной связи с процессом расширения ЕС.
В пресс-релизе Еврокомиссии отмечается, что сотрудничество ЕС с Черноморским регионом будет строиться на трех ключевых принципах: укреплении безопасности, стабильности и устойчивости; содействии устойчивому экономическому росту и процветанию; содействии охране окружающей среды, устойчивости к изменению климата и готовности к нему, включая поддержку гражданской защиты.
Кроме того, Евросоюз планирует совместно с партнерами реализовать три флагманские инициативы:
- создать Центр морской безопасности Черного моря для усиления морской безопасности, защиты критически важной морской инфраструктуры и морской среды;
- выработать повестку по взаимосвязанности, согласованной с расширенными трансевропейскими сетями, которая обеспечит развитие транспортной, энергетической и цифровой инфраструктуры Черноморского региона;
- усилить готовность прибрежных сообществ и секторов голубой экономики, чтобы страны Черного моря могли справиться с экологическим ущербом, вызванным войной, реагировать на риски, связанные с изменением климата, и использовать возможности для устойчивого экономического роста.
В стратегии упоминается о необходимости стабильности на Южном Кавказе, нормализации отношений между Арменией и Турцией, а также Ереваном и Баку, важности Азербайджана как энергетической альтернативы России, перезапуске отношений Брюсселя с Анкарой, решении проблем «теневого флота» России и разминировании моря. Но красной линией по всему документу проходит тема Украины и поддержка ее устойчивости, безопасности и восстановления. Для нашей страны это — безусловный плюс стратегии.
Одним из направлений работы будет повышение военной мобильности и развитие инфраструктуры двойного назначения в странах ЕС у Черного моря и соседних странах по суше, морю и воздуху. Как отмечается в стратегии, это повысит безопасность ЕС и Украины, способствуя ее восстановлению. При этом ЕС рассматривает способность быстро перебрасывать военную технику и войска в Украину как дополнительную гарантию безопасности нашей страны и сдерживающий фактор против будущей агрессии.
Важно то, что документ предусматривает интеграцию Черноморского региона в транспортные проекты ЕС. При этом постоянно говорится о проектах инвестирования в транспортные и энергетические коридоры, а также портовую и цифровую инфраструктуру. Наконец, в документе уделено внимание вопросам разминирования Черного моря и привлечения инструментов европейской программы поддержки оборонной промышленности (EDIP) для инвестиций в новые оборонные технологии.
Еще одна сильная сторона стратегии — создание Центра морской безопасности Черного моря. Он позволит наблюдать за ситуацией на море, обмениваться информацией и сотрудничать в оборонной сфере в разработке проектов по защите морской критической инфраструктуры, чтобы адекватно реагировать на риски. Мониторинг будет осуществляться в режиме реального времени из космоса и на морском дне. По словам Каллас, Центр также мог бы присоединиться к мониторингу прекращения огня между Украиной и Россией.
Директор Центра оборонных стратегий Александр Хара в комментарии ZN.UA отметил, что мониторинговые миссии, наподобие Центра морской безопасности Черного моря, необходимо создать по всему периметру России от Арктики до Средиземного моря и Тихого океана. Вообще же, по мнению Хары, слабой стороной стратегии является то, что регион Черного моря рассматривается в отрыве от других периферий РФ: «Картина должна быть целостной, потому что Россия действует против ЕС и НАТО на разных направлениях. В этой ситуации нелепо создавать центр, который фокусируется только на одном регионе».
В свою очередь глава парламентского комитета по интеграции Украины в ЕС Иванна Климпуш-Цинцадзе отметила в комментарии ZN.UA, что стратегия — важный шаг вперед. Тем не менее, во-первых, в стратегии четко не прописано, что Россия — главная угроза для Черноморского региона. Во-вторых, в документе не сказано, как решить незавершенные конфликты, существующие в регионе, — Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия. В-третьих, нет и отдельного направления по поддержке демократии, верховенства права в странах региона. В-четвертых, в документе не упоминается о сотрудничестве ЕС и НАТО в регионе, без чего реализация еэсовской стратегии не может быть успешной.
Будет ли принятый ЕС документ очередным проявлением намерений или действующим инструментом, зависит от политической воли лидеров европейских стран и руководства Еврокомиссии, а также от наличия финансовых, технических и военных ресурсов. «Пока мне до конца не ясно, какой финансовый ресурс будет выделен для реализации этой Черноморской стратегии. Возможно, она будет наполняться ресурсами уже в новом финансовом периоде», — высказала предположение Климпуш-Цинцадзе.
При этом некоторые шаги ЕС будет делать независимо от того, есть стратегия или ее нет. Например, европейцы будут развивать энергетические коридоры, стремясь снизить до минимума зависимость от России. Будут мониторить ситуацию, поскольку Россия может угрожать критической инфраструктуре и использовать Черное море для обхода санкций. Евросоюз также будет применять меры по разминированию и пытаться обеспечить свободу судоходства.
Стратегия в отношении Черноморского региона продемонстрировала, что Евросоюз стремится быть не наблюдателем, а активным игроком. Но одной из проблем является то, что Турция не особо хочет пускать в регион нечерноморские страны ЕС и НАТО, а у Румынии и Болгарии недостаточно возможностей, чтобы собственными силами обеспечить безопасность судоходства.
«В стратегии больше всего привлекает внимание идея создать Центр морской безопасности Черного моря. Но будет ли он функционировать без Турции? У Анкары же единый подход: ничего в Черном море без Турции. Поэтому, если Евросоюз хочет реально работающую стратегию, то к ней необходимо привлекать Турцию. Возможно, что более логично даже было бы сделать хаб для морской безопасности в рамках НАТО, а не в рамках ЕС», — отметила в комментарии ZN.UA старший аналитик Atlantic Council Евгения Габер.
В этой ситуации важно убедить Анкару в том, что присутствие нечерноморских стран ЕС и НАТО в Черном море будет служить интересам всех нас. В противном случае документ, в котором ЕС обозначил свою стратегическую заинтересованность в Черноморском регионе, рискует оказаться лишь декларацией, а Черное море — «черной дырой» европейской безопасности.